Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

Развитие концепции e-Navigation


Материалы конференции e-Navigation Underway

Поскольку мы почти приблизились к представлению стратегии IMO по e-Navigation, обеспечение профессионального соответствия всех участвующих сторон становится все более важным. Джон Мюррей из Международной палаты по судоходству поделился своим видением компетентности на конференции «e-Navigation на пути реализации» (e-Navigation Underway).

В связи с тем, что концепция e-Navigation развивается, пускай и не очень быстро, дискуссия в профессиональном сообществе о потенциальных последствиях этой инициативы, как выгодах, так и сложностях, безусловно, скоро обострится. 
К этим дебатам добавляется проект Efficiensea, возглавляемый морскими властями Дании (Sofartsstyrelsen), и Международной ассоциацией маячных служб (IALA), организовавшей недавно конференцию e-Navigation Underway, целью которой было рассмотреть последствия изменения подхода к навигации. 

Одним из выступающих был Джон Мюррей, директор, моряк из Международной палаты по судоходству, члены которой состоят в национальных ассоциациях судовладельцев по всему миру. 

В своей презентации г-н Мюррей выделил тему компетенции и обозначил важность того, что все стороны, участвующие в разработке инициативы по e-Navigation, должны приложить максимальные усилия, чтобы она увенчалась успехом.
«Мы все знаем, что такое профессионализм. Когда вы видите, как кто-то кладет штукатурку, и вы поражены умениями этого человека, можно сказать, что он профессионал, – сказал он. – Как именно это отмерить или рассчитать, сказать сложно. Это что-то данное природой. Мы просто знаем, когда видим профессиональную работу. В равной степени мы понимаем и когда видим непрофессиональную работу». 

Но что такое компетенция и профессионализм? Господин Мюррей предлагает следующие определения:
1) способность делать что-то быстро и эффективно;
2) сфера знаний и умений человека;
3) блок родственных навыков, умений, знаний, видов деятельности, которые позволяют человеку или организации эффективно справляться с работой или ситуацией.
Следует отметить также, что в рамках ПДНВ (Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, STCW) IMO определила свое собственное понимание компетенции. 

«Безусловно, моряки должны быть компетентны, и это определено в рамках IMO, – говорит г-н Мюррей. – То, что должны делать моряки, изложено в ПДНВ и других документах. Например, МКУБ (International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention, International Safety Management Code, the ISM Code) определяет по существу требования для морского судоходства. Но моряки, кроме всего прочего, должны иметь и личный опыт реального мира». 
Однако, для того чтобы в целом e-Navigation вступила в силу, необходимо, чтобы идея профессионализма распространилась на более широкую группу людей, а не только на моряков. 

«Пока фокус направлен на корабли и мореплавателей, но для того чтобы e-Navigation заработала, должны быть охвачены и другие люди, которые тоже должны быть профессионалами, – сказал г-н Мюррей. – Существуют штурманы, которые когда-то были обычными моряками. У них есть своя торговая ассоциация, и я знаю, там тоже обсуждаются инициативы профессионализма и компетенции. 

Сама IMO должна быть компетентна. Помните определение компетентности организации и того, что она должна делать? Нам нужно, чтобы те стандарты по обучению и производительности, которые разрабатываются в IMO, отвечали всем требованиям». 
Компетентность всех участников Обучение, безусловно, играет ключевую роль, когда речь идет о компетентности, поскольку разрешение, выдаваемое учебными заведениями морякам (и представителям других профессий), будет являться важной частью оценки способности участников процесса квалифицированно выполнять свои задачи. Что, в свою очередь, потребует от властей и ведомств компетентности в аккредитации учебных заведений и тренингов, которые они предлагают.

«Нам нужно, чтобы ведомства были компетентны, чтобы аккредитация учебных заведений проводилась компетентно. Все это очень важно, потому что речь идет не просто о разрешении на проведение тренинга, это в некотором роде оценка его качества, – утверждает г-н Мюррей. – Неизбежно будут появляться новые правила и регламенты, и понятно, что если существуют неохваченные моменты, то для них нужно создать правила и регламенты. Но, вполне возможно, у нас уже более чем достаточно правил и регламентов, и то, что нам действительно надо, – это начать применять их на практике. 
Мне кажется, это то, что мы делаем в недостаточной мере, причем не только в судоходстве, но и во многих других отраслях». 

Г-н Мюррей считает, что ключевой аспект – проведение самых строгих экзаменов до того, как можно будет признать что-то или кого-то компетентным. «Один из способов применения этого на практике, в части аккредитации учебных заведений, – это убедиться, что учебные заведения по всему миру оценивают знания и тестируют людей, которые действительно проходили у них обучение», – сказал он. – Это и есть оценка компетентности. Если вы просто прогоняете людей через курсы и даете им красивую бумажку на выходе, говорящую об их профессионализме, так ли это на самом деле? Может быть, у них и достаточно компетентности, но вы ее не протестировали». 
Г-н Мюррей предполагает, что компетентность внешних участников проекта, включая производителей электронных систем, которые станут частью e-Navigation, тоже вопрос, который влияет на успех всего проекта.

«Например, члены нашей организации, говоря о современных дисплеях для электронных карт, выражают свое желание, чтобы они были больше. Мы привыкли работать с большими бумажными картами, а теперь они нам предлагают один маленький экран. Людям это не нравится, – говорит он. – Я понимаю, что есть причины, по которым дисплеи были разработаны именно такого размера, но люди все равно хотят, чтобы они были больше. Маркетинг, техническая поддержка, эксплуатация – все эти службы должны быть компетентны.

Существует целая сеть организаций и органов, которые должны быть компетентны в том, что они делают, для того чтобы система e-Navigation заработала. Не надо фокусироваться на одной группе пользователей и говорить им: Вы должны быть профессионалами. Когда речь идет о e-Navigation, мы все вместе. И если только все пользователи будут компетентны, то система будет работать». 

Развитие e-Navigation 
Развитие концепции e-Navigation идет не очень быстро – с того момента, когда Международная ассоциация маячных служб (IALA) представила определение e-Navigation в 2006 г., однако это возможно понять, учитывая масштаб данной инициативы. 

Хотя некоторых это и расстраивает, г-н Мюррей считает, что необходимо работать с приемлемой скоростью и все сделать правильно с первого раза, нежели настойчиво продвигаться вперед с системой, которая может привести к непредсказуемым последствиям, совершенно не являющимся целями IMO.

«Некоторые люди, кажется, поддерживают более быстрое развитие событий, чем то, которое поддерживает существующая нормативная база IMO, – сказал он. – Может быть, для развития e-Navigation это необходимо в силу природы самой системы, и существующий мир, очевидно, еще не совсем готов для фазы II и III. Одна из проблем состоит в том, что, если мы недостаточно отрегулируем систему, технология продвинется вперед, но, возможно, оторвется от процесса регулирования системы». 

Г-н Мюррей указывает на использование электронных карт как на пример того, как технологии могут опережать ведомства в способности регулировать их использование. 
«Что касается судоходства, мы рискуем получить ту же ситуацию, когда широко, но «неофициально» использовались электронные карты, и когда представители органа контроля государства порта поднимались на борт, электронные карты убирали в угол и выкладывали на всеобщее обозрение бумажные, клянясь при этом, что только их и используют для навигации, – предостерегает он. – Это та система, которую мы хотим использовать, или мы хотим немного поумнеть и поучиться на ошибках прошлого? У нас есть нормативная база для обеспечения безопасного плавания, которая должна соблюдаться, но существует также и возможность для развития инновационных продуктов. IMO уже двигается в этом направлении. Нужно ли нам менять подход к сертификации оборудования? Вот в чем вопрос.

Идея построить e-Navigation, основываясь на насущной необходимости, участниках проекта и пользователях системы, вполне оправданна. Возможно, нам нужно рассмотреть развитие нормативной базы и, совершенно очевидно, посмотреть на интеграцию береговой и судовой инфраструктуры в целом, не только на местах». 
Если все будет сделано правильно, интеграция вновь доступных технологий в эксплуатацию судна может предложить широкий круг преимуществ, но г-н Мюррей отмечает, что компетентность ведомств в регулировании этой среды и совместной работы во время этого процесса будет определять успех всего предприятия.

«Речь идет об улучшении осведомленности в обстановке, улучшении схем передачи информации, улучшении анализа текущего состояния дел – самых разных вещах. Все это уже происходит, но это можно использовать еще лучше, – говорит он. – Без профессионализма эти вопросы не могут быть разрешены полностью. Существует риск, что ведомства сфокусируются на мониторинге и контроле судоходства, что может причинить вред изучению навигации. 

Вполне допустимо, и, в некотором роде для этого они и нужны, что ведомства будут проверять и контролировать судоходство, так как, если что-то случится, именно с них спросят, почему они этого не делали. Я не говорю, что им не следует этого делать, но в навигации в целом есть небольшая часть и e-Navigation – не надо об этом забывать. До тех пор пока мы не добьемся компетентности, мы не станем интегрировать технологии в морскую среду». 

ЭКНИС 
Уже все согласились с тем, что ЭКНИС, которая станет обязательным требованием к 2018 г., будет служить основной системой для e-Navigation. В связи с этим компетентность в ее использовании станет необходимым условием для того, чтобы данная инициатива вступила в силу. 
Поэтому г-н Мюррей считает, что силы должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить компетентность в рамках типового курса ЭКНИС, нежели требовать от моряков получения дополнительных сертификатов для отдельных моделей оборудования. 

«Нам нужна общая подготовка, и сейчас предлагается новая модель курса для ЭКНИС. Если вы прошли общую подготовку по ЭКНИС и эта общая подготовка отвечает всем требованиям, то можно считать, что вы достаточно квалифицированны, чтобы работать этой системой, – говорит он. – Нас беспокоит, и, мне кажется, это позиция индустрии в целом, необходимость хорошей, добротной, проверенной системы обучения, которая будет сначала давать достаточно знаний и только после этого – ознакомление с отдельными видами оборудования. Не курс по ознакомлению с системой в целом. С этим вы уже справились. 

Если вы знаете, как водить машину, и арендуете новую, вам не нужно проходить обучение: вы уже знаете, как это делать в принципе. Сотрудник службы аренды машин вам скажет: «Значит так, дворники на месте, сигнал работает. Все! Удачи!» Совершенно очевидно, что вы хотели бы получить чуть больше информации, но главное, чтобы вам кто-то объяснил, а что это за большая желтая кнопка сбоку, которую вы раньше в других машинах не видели, или что-то в этом роде. Это та ситуация, на которой мы сошлись в настоящий момент, говоря о данной инициативе». 

Г-н Мюррей уверен, что Система управления в чрезвычайной ситуации (ICS) сильно подгоняет обучение по ЭКНИС, чтобы убедиться, что моряки понимают и могут использовать систему, дабы соответствовать новой Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW), и что Палата подготовила соответствующую документацию. 
«Подобное обучение предполагает, что моряк изучает, как использовать ЭКНИС, и может применять свои знания, понимание и опыт во всех областях навигации. – рассказывает г-н Мюррей. – Это одна из основополагающих частей компетентности – использовать свои умения на той системе ЭКНИС, которая установлена на борту конкретного судна. Но нужно немного больше». 

Мы предлагаем, чтобы идея ознакомления с оборудованием не обсуждалась во всей отрасли, а, скорее, стала предметом дискуссий среди производителей оборудования, вовлеченных в процесс». 
Г-н Мюррей также предлагает, чтобы производители начали обеспечивать моряков пакетом документов по своему оборудованию, которые могли бы выдаваться студентам, окончившим типовой курс по использованию ЭКНИС на борту, чтобы помочь освоиться с конкретным оборудованием, установленным на их судне.

«Как мы видим, производители оборудования делают пакет документов, возможно на DVD, для конкретного прибора, отталкиваясь от той информации, которая предоставляется в рамках общего курса, – говорит он. – Этот DVD можно впоследствии дополнять новой, более совершенной информацией об оборудовании, как только какие-то новые версии будут появляться. То есть это будет такой живой DVD, если это вообще возможно. В этом случае мы избежим ситуации, которая имеет место быть сейчас, когда каждый второй моряк проходит официальное обучение с целью рассказать коллегам о полученных знаниях. Очевидно, это плохая система, и она совершенно не имеет ничего общего с компетентностью. 
Та же система, которую поддерживаем мы, будет сильной, надежной системой обучения, в которой производители оборудования непосредственно вовлечены в процесс и готовят специальный ознакомительный пакет для каждого прибора». 

Обучение для специальных типов оборудования 
Основываясь на предлагаемом выше методе ознакомления для систем ЭКНИС в зависимости от их типа, г-н Мюррей также предполагает, что похожий ознакомительный пакет документов должен предлагаться с каждым новым прибором, попадающим на борт корабля, в рамках инициативы по e-Navigation.

«Если придется делать отдельный обучающий курс для каждого прибора, используемого в e-Navigation, корабль никогда не выйдет из порта, потому что все будут постоянно учиться на берегу, – говорит он. – Нам кажется, что производитель, который создал данный прибор, знает о нем все, следовательно, он вместе со специалистами из морской индустрии может создать обучающий DVD, который будет находиться на борту судна. 
Эти диски должны иметься и в офисах компаний, потому что, возможно, частично можно будет проходить ознакомление с оборудованием на берегу, но большая часть этого процесса должна осуществляться на судне. Нельзя изучить прибор без того, чтобы кто-то не показал сам прибор и не объяснил, как он работает».

Один из моментов, которые не устраивают Систему управления в чрезвычайной ситуации (ICS), судя по комментариям г-на Мюррея, – это введение в учебных заведениях обязательных курсов по типу оборудования. 

«Нужно хотя бы часть из них проводить на борту, но я не отрицаю и возможности обучения на берегу, в офисах компании, например, или еще где-либо», – пояснил он. – 
Насколько я это понимаю, есть некие рамки для общего шаблона, части которого являются утвержденными элементами и находятся в порядке, согласованном всеми производителями. Этот шаблон может включать в себя оценку знаний и предоставлять возможности для усовершенствования навыков. Можно потребовать проводить, и я лично не против этого, оценку знаний по ознакомлению с оборудованием, что может поддерживать уникальные свойства оборудования производителей.
Мы не собираемся игнорировать новинки техники. Если у какого-то оборудования кого-либо из производителей потрясающие инновационные свойства, – замечательно, можно их включить в программу. Но они будут изучаться в конце шаблона после стандартных вещей». 

Г-н Мюррей отметил, что обучение является важной частью успеха всей инициативы по e-Navigation. Однако он считает, что технологии должны имеет более гибкий подход и не требовать от пользователя прохождения специального обучения до того, как он станет квалифицированным в свой области. 

«Что касается e-Navigation, Система управления в чрезвычайной ситуации (ICS) считает, что обучение, но не обязательно обучающие курсы, может потребоваться для введения пользователей в концепцию e-Navigation, и что автоматизация, упорядочение и интеграция, подталкиваемые определением e-Navigation, должны гарантировать, что обучение, дополнительное к тому, которое уже обязательно в рамках Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW), не будет обязательным, –размышляет г-н Мюррей. – Когда мы начнем изучать e-Navigation, нам, безусловно, нужно будет обучать плавсостав, но мы не хотим тратить время на каждую деталь в отдельности.

Именно здесь вступают в силу инновация и гибкость, и если это нельзя изучить самостоятельно, например, на iPad или iPhone, тогда мы упускаем те возможности, которые дает нам e-Navigation». 

Джон Мюррей, International Chamber of Shipping
Перевела  Виктория Плеханова
Полную презентацию Джона Мюррея, а также другие презентации с конференции можно посмотреть на сайте http://tinyurl.com/7oe58pp

Статья опубликована:

http://ncmagazine.ru/index.php?page=kompetentnost-v-vek-e-navigation

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom