Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

GPS терроризм или GPS идиотизм?


Агентство Fox News 27 июля разродилось сенсационной статьей о GPS терроризме, угрожающем мировому судоходству. Материал уже пошел гулять по мировым СМИ, скоро доберется и до отраслевых, уж больно все жарено и красиво, готовый технотриллер. Fox News описало эксперимент, проведенный профессором Тодом Хампрфиз из университета штата Техас на борту роскошной суперяхты в Средиземном море. С помощью ноутбука и устройства для дачи ложных сигналов GPS профессор сумел, незаметно для штурманов яхты, «сдвинуть» ее на несколько миль параллельно истинному курсу. 
Профессор и капитан яхты Эндрю Шофилд восторженно заявили, что опыт удался, и теперь всем должна стать очевидной страшная угроза, зависшая над мировым судоходством. Капитан (!) «профессионально» объяснил, что таким вот образом, незаметно для экипажа, судно можно направить на мель или на другое судно, и в общем, капитан не знает, как теперь можно спокойно на судах спать. Прямо беда. 

Суть я надеюсь, всем понятна. Яхта перла вперед в открытом море на авторулевом, связанном с плоттером, то есть сохраняла не заданный курс, а истинное перемещение из точки А в точку Б. Посредством небольших подворотов в течении достаточно длительного промежутка времени злоумышленнику – профессору удалось «сдвинуть» яхту с заданного истинного движения на несколько миль в сторону, вернув затем судно на тот же курс. Капитан сказал, что он и его штурманы «охренели» (это его определение, жаргонное). Будь я на месте владельца яхты, я бы тоже охренел, и погнал капитана вместе с его штурманами к чертовой матери, после чего наконец-то спокойно заснул. 

Fox News, профессор и капитан не пояснили, на каком расстоянии от судовой антенны GPS и атакуемого судна должен находиться будущий террорист. Из материала Fox News понятно, что профессор во время эксперимента околачивался на мостике. Террористу надо быть на атакуемом судне, или на каком-то другом судне поблизости? Очень интересная получается атака – идет в открытом море судно, а рядом террористы, на каком-то катере. И никто ничего не заподозрит. 

Мне вообще любопытно, какого качества должен быть штурман, чтобы не заметить или не почувствовать, что что-то неладно. При такой схеме достаточно одного взгляда на корму, чтобы обнаружить «террористическую атаку». Если экипаж вусмерть пьян или накачан наркотиками, он может, в открытом море ничего и не заметит. Но это ведь надо специально экипаж подобрать такой. Ну да, есть такие экипажи и штурманы, а конвенция MLC 2006 и ITF с подельниками делают все, чтобы кроме третьеразрядных экипажей, никаких других не осталось, но пока еще на флоте хватает настоящих специалистов. 
Следующий вопрос – ну хорошо, сдвинули судно на несколько миль от истинного места. Дальше что? Подошло судно к берегу, даже в пределах РЛС, и штурманы ничего не заметят? И в узкостях ничего не заметят, и на подходе к порту? 
Еще вопрос – и что это за теракт такой? На что террористы нацелят судно? Какова вероятность, что судно воткнется туда, куда террористы его нацелят? Столько хлопот и головной боли, ради чего? Не проще ли разместить в нужных местах старую добрую С-4, и при заходе судна в крупный порт оторвать ему, к еб**ни матери, винт и руль, дистанционно запущенным взрывом? 

Ну и наконец, самое главное. Угрозу теракта можно устранить одним щелчком - если авторулевой запустить в обычном режиме удержания заданного курса без связки с плоттером, то террорист может треснуть от напряжения, поливая несчастное судно ложными сигналами, авторулевому от того никак. И вся хитроумная террористическая схема пойдет прахом. Вся схема построена на предположении, что вот вышло судно из порта в открытое море, штурманы включили авторулевой в связке с плоттером, в который заложена предварительная прокладка, после чего покинули мостик, закрыв его на лопату, и разбрелись по каютам. Через сколько-то там дней или недель они вернулись на мостик и с любопытством стали глазеть по сторонам, любуясь окрестностями. 

Собственно говоря, лучшая гарантия от кибер-террористов и от сбоев в системах электронной навигации, в том числе GPS, это бумажные карты. Но их скоро окончательно выведут, как вредных тараканов. ECDIS и ENS вводятся насильно, как главные средства навигации. Так может, посмотреть на тех, кто уничтожает бумажные карты – а это ведущие мировые морские организации? И спросить их, чем они руководствуются, резко ухудшая безопасность мореплавания? И побороться с ними, а не с мифическими террористами? Но вот ведь жалость какая, для это не надо дополнительных средств и полномочий. Последний вопрос – зачем вся эта чушь понадобилась. 

Зачем появился этот GPS идиотизм, Fox News пояснила в конце. Профессора поддерживает ряд сенаторов в конгрессе, давно уже требующих обратить внимание на угрозу GPS терроризма. Дальше все понятно, схема отработана. Чтобы спасти родину, а то и всю планету, надо увеличить бюджет борцам с GPS терроризмом. Уверен, что не только американские государственные службы безопасности радостно запрыгают, прочитав сенсацию Fox News. Прочие, в том числе и российские, тоже горячо возблагодарят профессора и капитана, и побегут требовать новые средства. 
По идее, Голливуд не должен пройти мимо такой жилы, и в ближайшем будущем нас ждет новый технотриллер с террористами, завладевшими управлением круизного лайнера или супертанкера. 

Войтенко Михаил 
28 июля 2013 

Статья опубликована: http://www.odin.tc/articles/gpsterror.htm

Другие статьи по этой теме:

Недостатки системы GPS могут стать реальной угрозой

GPS-навигация на службе террористов

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom