Навигация и лоция
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1.1. Форма и размеры Земли
Формой Земли является геоид - геометрическое тело, поверхность которого во всех точках перпендикулярна направлению силы тяжести, близкое по форме к эллипсоиду вращения.
В СССР принят (с 1946 г.) референц-эллипсоид Ф.Н.Красовского с размерами: большая полуось 6 378 245 м ; малая полуось 6 356 863 м.
В разных странах приняты различные размеры земного эллипсоида, поэтому переход на иностранные карты, особенно при плавании вблизи берегов и навигационных опасностей, следует осуществлять не по координатам, а по пеленгу и расстоянию до берегового ориентира, нанесенного на обе карты.
2.1.2. Морские единицы длины и скорости
Морская миля - средняя длина дуги одной минуты земного меридиана.
Длина дуги одной минуты земного меридиана
L` =1852,23 — 9,34 cos 2 f ,
где f - широта места судна, град.
Длина морской мили, принятая в различных государствах, м
СССР |
1852,00 |
Испания |
1852,00 |
||
Великобритания |
1853,18 |
Португалия |
1850,00 |
||
ФРГ |
1852,00 |
Франция |
1852,00 |
||
Нидерланды |
1851,85 |
Швеция |
1852,00 |
||
Дания |
1851,85 |
США |
1852,00 |
||
Италия |
1851,85 |
Япония |
1853,18 |
Кабельтов - одна десятая часть морской мили, округленно равен 185 м.
Узел - одна морская миля в час, или 0,514 м/с. На английских картах употребляются также футы. ( 0,3048 м ) и сажени ( 1,83 м ).
2.1.3. Дальность видимого горизонта и видимости объекта
Дальность видимого горизонта
Дe =2,08 Ve
Дальность видимости объекта (предмета)
Дп =2,08 Ve + 2,08 Vh
Приведение дальности видимости объекта, показанной на карте, к высоте глаза наблюдателя, отличающейся от 5 м, следует производить по формуле
Дп =Дк+Де - 4,7.
В этих формулах:
Де - дальность видимого горизонта, мили для данной высоты глаза наблюдателя е, м;
2,08 — коэффициент, рассчитанный из условия, что коэффициент земной рефракции равен 0,16 и радиус Земли R = 6371,1 км;
Дп - дальность видимости предмета, мили;
h - высота наблюдаемого предмета, м;
Дк - дальность видимости предмета, указанная на карте.
Примечание. Следует учитывать, что указанные формулы применимы при условии среднего состояния атмосферы и дневного времени суток.
2.1.4. Исправление и перевод румбов
Истинный курс (ИК) — угол между северной частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна.
Истинный пеленг (ИП) — угол между северной частью истинного меридиана и направлением на объект .
Обратный истинный пеленг (ОИП) — отличается от ИП на 180°
Курсовой угол (КУ) — угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на объект; измеряется от 0 до 180° в сторону правого и левого борта или по часовой стрелке от 0 до 360°. КУ правого борта имеет знак “плюс”, КУ левого борта — знак “минус”.
Зависимости между ИК, ИП и КУ:
ИК=ИП—КУ; ИП =ИК+КУ; КУ=ИП—ИК.
Компасный, гирокомпас ный курс (КК,ГКК)—угол между северной частью компасного (гироскопического) меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна.
Компсный, гирокомпасный пеленг (КП,ГКП)—угол между северной частью компасного (гироскопического) меридиана и направлением на объект.
Поправка компаса (гирокомпаса) АК (АГК) — угол между истинным и компасным (гироскопическим) меридианами. Восточная (остовая) ЛК (ЛГК) имеет знак “плюс”, западная (вестовая) — “минус”.
Магнитное склонение (d) - угол между истинным и магнитным меридианами, изменяется от 0 до 180°. Восточное имеет знак “плюс”, западное - “минус”; d снимается с карты в районе плавания и приводится к году плавания. Годовое увеличение (уменьшение) d относится к абсолютной величине склонения, т. е. к углу, а не к его знаку).
При уменьшении склонения, если значение его небольшое, а изменение за несколько лет превосходит указанное на карте, при переходе через ноль склонение начинает возрастать с противоположным знаком.
Магнитный курс (МК) - угол между северной частью магнитного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна.
Магнитный пеленг (МП) - угол между северной частью магнитного меридиана и направлением на,объект.
Обратный магнитный пеленг (ОМП) - отличается от МП на 180°.
Девиация магнитного компаса ( d ) - угол между магнитным и компасным меридианами, изменяется от 0 до 180°. Восточной (остовой) - приписывается знак “плюс”, западной (вестовой) — “минус”.
МК =КК + d ; |
КК=МК— d ; |
Судовые специалисты могут выполнить в процессе эксплуатации уничтожение полукруговой и креновои девиации. Простейший способ совместного уничтожения полукруговой и креновои девиаций сводится к следующему:
- с помощью судового инклинатора измеряют на берегу значение магнитного наклонения. При выполнении этого способа в открытом море магнитное наклонение снимают с карты;
- приводят судно на магнитный курс 0 (или 180°) и поперечными магнитами доводят девиацию до нуля;
- разворачивают судно на магнитный курс 180° (или 0°), определяют девиацию и теми же магнитами уменьшают ее в 2 раза;
- ложатся на магнитный курс 90° (или 270°). Вместо компасного котелка устанавливают инклинатор и креновым магнитом доводят показания по инклинатору до значения магнитного наклонения, измеренного на берегу или снятого с карты;
- на том же курсе устанавливают на место котелок компаса и продольными магнитами доводят девиацию до нуля;
- разворачиваются на магнитный курс 270° (или 90°), определяют девиацию и теми же продольными магнитами уменьшают ее в 2 раза.