Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ АКАДЕМИИ

История кафедры кораблевождения берёт своё начало от образования академии в 1827 году и отражает сложную эволюцию понимания сущности кораблевождения и роли Штурманской службы в нём.

10 февраля 1827 года была начата академическая подготовка штурманов, картографов, артиллеристов, фортификаторов и кораблестроителей на открывшемся Офицерском классе на базе Морского корпуса в Петербурге. Этот день отмечается как день образования Военно-морской академии. На нижнее отделение (т.е. на первый курс) было набрано 7 мичманов, окончивших Морской корпус и 25 апреля начались занятия. Однако днём образования кафедры кораблевождения этот день считать нельзя, т.к. кафедры ещё не было.

7 августа 1862 года Офицерский класс преобразован в “Академический курс морских наук”, в состав которого входили три отделения: гидрографическое, кораблестроительное и механическое. На гидрографическое отделение было принято 10 человек, среди которых были и штурмана. Подготовка штурманов на гидрографическом отделении, которое входило и в Академический курс морских наук, и в образованную 28 января 1877 года на его базе Николаевскую Морскую академию, проводилась до 2 августа 1914 года, когда занятия были прекращены в связи с первой мировой войной.

В ноябре 1918 года в академии были открыты Соединённые классы специалистов командного состава РККФ, куда входили штурманский, артиллерийский, минный, подводный и электромеханический классы. Подготовка штурманов была продолжена. Однако и этот день мы пока не считаем днём образования кафедры кораблевождения, т.к. пока не установили подлинный статус штурманского класса и категории обучавшихся на нём офицеров. Штурманский класс просуществовал до мая 1920 года, после чего был упразднён в связи с открытием гидрографического и других отделов.

30 августа 1923 года академия переведена на новые штаты. Отделы были переименованы в факультеты. В 1923 году состоялся первый советский выпуск гидрографов, прошедших полный курс обучения. Среди них были и штурмана.

В 1924 году срок обучения был увеличен до трёх лет.

4 февраля 1931 года академия была переведена на новые штаты. Ей присвоено новое наименование “Военно-морская академия РККА имени К.Е.Ворошилова”. На гидрографическом факультете образована кафедра кораблевождения , которая и ведёт пока отсчёт своей истории от этого года. Первым начальником кафедры был назначен Сакеллари Николай Александрович, который возглавлял её до 1936 года.

Срок обучения на гидрографическом факультете был установлен в два года.

В 1932 году в связи развитием технических средств навигации была образована кафедра электронавигационных приборов, первым начальником которой был назначен Кудревич Борис Иванович.

С этого времени судьбы этих двух кафедр тесно переплелись и составили современную историю нынешней кафедры кораблевождения.

В настоящем виде кафедра кораблевождения существует с 1987 года.

Начальниками кафедр в разное были выдающиеся учёные и прекрасные моряки.

С 1931 года подготовлено около тысячи высококлассных офицеров-штурманов с высшим военным образованием, в том числе с 1945 года - 497 человек. Среди них вице-адмиралы Матусевич Н.Н. и Жеглов Ю.И., более 40 контр-адмиралов, Главные штурмана ВМФ Булыкин Ф.Ф., Иванов И.Г., Яросевич В.Ф., Мотрохов А.Н., Зубков Р.А. и Алексин В.И., все Флагманские и Главные штурмана флотов, Начальники ГУНиО МО и ГНИНГИ. С 1945 года на кафедре подготовлено 15 докторов наук и профессоров, 51 кандидат наук и доцентов.

В настоящее время почти все преподаватели кафедры имеют учёные степени и звания. На кафедре трудятся кандидаты наук, доценты Войцеховский Б.А., Гаврилов А.И., Филонов Л.И., Луконин В.П., которые внесли и вносят большой вклад как в обучение слушателей, так и в развитие науки.

Кафедра обладает обширной лабораторной базой, включающей 26 образцов технических средств навигации, пять тренажёров и три исследовательских стенда. Есть и небольшой парк электронно-вычислительных машин, среди которых только одна ПЭВМ является современной.

В целом же научно-педагогический потенциал кафедры позволяет эффективно проводить подготовку слушателей на уровне современных стандартов высшей школы.

С 1 сентября 1998 года кафедра Кораблевождения переименована в кафедру Штурманской службы (ВМФ).

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom