Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

ТОВВМУ имени С.О.Макарова: выпуск штурманов 1953 года

Любимов Владимир Серафимович

Работая завлабом в Институте профессионально-технического образования РАО (Российской академии образования), у меня немного оставалось свободного времени, чтобы взяться за перо и писать воспоминания о давно минувшем времени нашей туманной юности. Володя Любимов - один из тех, кто вдохновлял и подталкивал меня на этот подвиг. В ТОВВМУ я знал его как хорошего товарища честного, открытого, общительного блондина с ясными голубыми глазами Но учились мы на разных факультетах, и у нас был свои круг близких друзей. У меня это были Толя Пичугин и Жора Савенко, у Володи - Гриша Базалий и Толя Скопинцсв, с которыми он учился семь лет (три года в «подготе» и четыре - в ТОВВМУ). После училища наша служба с Володей проходила в разных местах, и встречаться приходилось лишь изредка на юбилейных встречах по случаю окончания ТОВВМУ в далеком 1953 году. На юбилее «50 лет спустя» 4 октября 2003 года подходит как-то Володя ко мне и говорит: «Толя, вот тут ты перед нами «распинался» о пройденном пути от флагманского минера до профессора и доктора педнаук, почему бы тебе не написать воспоминания о наших выдающихся адмиралах - Льве Столярове, Саше Устьянцеве и других. Вон сколько книг сочинил, показывал нам с трибуны!» В ответ я отшутился, сказав, что не так-то все просто, да и времени нет, так как работа в институте не оставляет никакого свободного времени. Возвратившись в Питер, подумал: «Все-таки Володя прав. Среди наших однокашников есть выдающиеся военморы, адмиралы. Если не написать о пройденном ими пути, о их богатом опыте военной службе лично мне самому, то кто же тогда о них напишет?!» Так зародилась мысль последовать совету Володи Любимова. Началась переписка с друзьями, однокашниками по ТОВВМУ, посещение Центрального военно-морского музея и его филиалов (крейсера «Аврора», подводной лодки «Народоволец», Музея подводников России им. Маринеско), Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, Нахимовского военно-морского училища. Неоднократно пришлось ездить в Гатчину и рыться в документах Центрального Военно-Морского архива. Для уточнения и сверки различных сведений часто приходится звонить питерским однокашникам Володе Анциферову, Юре Черненко, Вале Шабанову, Радику Писарскому, последнему - особенно часто. Обладая цепкой памятью на события и лица, он помог мне уточнить или исправить некоторые неточности в описании отдельных персонажей моих очерков.

Интенсивная переписка с моими друзьями - Жорой Савенко, Колей Латышевым и Володей Любимовым - дала пищу для многих размышлений о величии пройденного пути ТОВВМУ им. СО. Макарова, 70-летие со дня основания которого исполняется осенью 2007 года. С этого начались публикации моих статей во флотской печати о наиболее выдающихся наших однокашниках ТОВВМУ-53, и зародилась мысль о написании на основе опубликованных статей книги «Ходили мы походами ...», которую читатель, надеюсь, может быть, держит в своих руках.

Владимир Серафимович Любимов родился 5 марта 1930 г. в г. Таганроге Ростовской области. В 1938 году родители Володи с тремя детьми переехали на постоянное место жительства на ст. Ерофей Павлович Амурской области (ранее эта станция входила в состав Читинской области). В 1946 году смышленый подросток заканчивает 7 классов. Учился он неплохо. В свидетельстве об окончании семилетки по многим предметам стояли оценки «отлично». Стремление стать моряком у Володи зародилось еще в 5 классе, когда рассказы заезжего курсанта-отпускника ДВИМУ им. Г.И. Невельского и красивая морская форма, в которой он щеголял в отпуске, взбудоражили подростка. Хотел поступить в школу юнг, но попытка поступить в нее не удалась - близилось уже окончание военного лихолетья. В 6 классе пятнадцатилетний подросток услышав о том, что после семилетки во Владивостоке набирают воспитанников в подготовительное ВМУ, Володя стал более серьезно относиться к учебе. И вот его мечта сбылась! В 1946 году он поступает во Владивостокскую «подготу». Ниже кратко даны биографические данные Владимира Серафимовича (в основном, о его служебном пути).

Июнь 1946 - июнь 1949 гг. - воспитанник Владивостокского морского подготовительного училища («подготы»).

Июль 1949 - сентябрь 1953 гг. - курсант ТОВВМУ им. СО. Макарова, штурманский факультет;

2 июля 1949 г. принимает Военную присягу на службу Родине и Военно-морскому флоту.

С октября 1953 г. по май 1954 г. — слушатель Специальных офицерских классов подводного плавания (СКОСГТП) при 51 учебном отряде ТОФ.

С 6 мая по 6 сентября 1954 г. - командир рулевой группы БЧ-1 ПЛ С-132 Тихоокеанского Флота.

С 7 сентября по 28 октября 1954 г. - командир БЧ-1-4 ПЛ М-275 171 БПЛ (ТОФ).

С 29 октября 1954 г. по 17 июля 1956 г. - командир БЧ-1 ПЛ С-130 («Щука») 126 БПЛ (Владивосток, б. Улисс, затем, - б. Ракуш­ка залива Владимир).

С 18 июля 1956 г. по 13 января 1958 г. - помощник командиров подводных лодок С-133, затем - М-252 и С-335. Эти старые лодки шли на разоружение и списание из состава ВМФ. С декабря 1956 г. по январь 1958 г. Владимир Любимов, хотя и числился помощником командира ПЛ, на самом деле был отправлен Командующим Тихоокеанским Флотом в спецкомандировку в качестве судового штурмана на танкеры Черноморского пароходства.

28 сентября 1959 г. Любимов назначается старшим помощником командира ПЛ С-235 126 БПЛ. В 1962 г. (июнь - декабрь) на этой лодке Владимир Серафимович участвует в индонезийском походе из Владивостока в главную ВМБ Индонезии - порт Сурабая.

В декабре 1962 г. с опозданием на два с лишним месяца по независящим от него причинам Володя становится слушателем ВСООЛК, которые заканчивает в июне 1963 г. с блестящими результатами. Только одна лишь «четверка» в аттестате не позволили ему получить красный диплом.

В сентябре 1963 г. назначается старшим помощником командира ПЛ 611 проекта Б-68 (ТОФ, Владивосток), а уже в сентябре 1964 г. ему доверяют кресло командира в центральном посту этой же подводной лодки. Восхождение на командирский мостик свершилось! Отныне тридцатичетырехлетнему подводнику доверен большой подводный корабль, а главное - его экипаж, в который он верит. И этот экипаж должен поверить ему, командиру, как своему отцу и защитнику. Для этого он все сделает во имя общей цели служения Отчизне и верности Военно-морскому флагу. На его стороне богатый опыт, глубокие знания специальности, командирские навыки, которые он приобрел в дальних походах, будучи старпомом, открытость русской души и навыки общения с личным составом.

С октябрь 1967 г. по март 1973 г. - особая веха в деятельности Владимира Серафимовича. Его назначают командиром подводного ракетоносца с крылатыми ракетами К-120 (651 пр.), входящего в состав Северного Флота. В 1969 году К-120 совершит одиночный переход южным путем на Тихоокеанский театр и войдет в состав ТОФ. Этот период службы Владимира Любимова богат событиями и интересными фактами. О двух эпизодах он мне рассказал еще при юбилейной встрече однокашников 4 октября 2003 г. Записи в тетради я делал стенографическим письмом, некоторые детали требовали уточнения. После переписки и разговора с другом по каналам связи неясные вопросы были уточнены. Эпизоды со слов Володи Любимова приводятся ниже.

Западная Лица, июнь-июль 1969 г. Подводная лодка К-120 усиленно готовится к переходу на ТОФ, выполняются торпедные и ракетные стрельбы, проводятся размагничивание и докование подводного корабля. В это напряженное для экипажа время командованием была поставлена задача на участие в зачетном тактическом учении Беломорской ВМБ с прорывом рубежа ПЛО в Белом море. Задача была поставлена неожиданно, непосредственно в море шифровкой, предварительно не было даже устного инструктажа в штабе базы. Была поставлена задача по форсированию противолодочного рубежа от точки погружения до точки всплытия. Маневрировать разрешалось по усмотрению командира, соблюдая все меры скрытности. В поиске нашей ПЛ были задействованы надводные корабли и вертолеты с гидролокаторами. В период форсирования рубежа ПЛО я наблюдал их посылки, уклонялся изменением глубины погружения, руководствуясь данными гидрологического разреза моря. Обнаружен не был, чем «обеспечил» неудовлетворительную оценку силам ПЛО. На меня, вероятно, обижались противолодочники, но им я не мог ничем помочь, не мог позволить себе «подыграть» («пошуметь») братьям по оружию. Во-первых, это было против моих правил. Во-вторых, я ни с кем не встречался из них ранее. Может, меня даже считали «чужаком» в своей среде, так как я - тихоокеанец. Вот так я «завалил» зачетное учение Беломорской ВМБ. После всплытия, перед возвращением в Западную Лицу, участвовал в совместной с ПЛ К-58 ракетной стрельбе ракетами РС-27 на приз Главнокомандующего ВМФ. Стрельба была успешной, но приз завоевала другая группа подводных лодок. Скорей всего посчитали, что ракетная стрельба последней была более успешной.

Индийский океан. Район Сейшельских островов. 14 октяб­ря 1969 г. ПЛ K -120 находится на бакштове у танкера «Ахтуба», приписанного к Тихоокеанскому Флоту. Танкер стоит на якоре. На танкер заведены топливный и водяной шланги. Глубина места 60 м, большая океанская зыбь. Жара. Ярко светит солнце. Температура воздуха около +38 градусов по Цельсию. В воде плавают огромные черепахи, с мостика увидели «рыбу-молот», многих других морских рыб, резвящихся и выпрыгивающих из воды. Вдруг появились акулы! Мы уже дважды ранее ловили акулят длиной около двух метров. На крупной зыби бакштов натягивается, как струна, и дрожит. Шланги заранее были уложены так, чтобы не порвать при таком натяжении бакштов. Командир БЧ-5 капитан 3 ранга Бронислав Николаевич Янчук (по кличке Броня) постоянно контролирует их состояние, выходя периодически на нос ПЛ. Временами бакштов, как тетива лука, так «надраивается», что с силой перескакивает через обтекатель «МГ-25». Для безопасности я рекомендовал Броне наблюдать за поведением бакштов непосредственно с мостика ПЛ и не подходить близко к «играющим» концам. Иногда мои указания Брониславом нарушались. Так было и на этот раз. Когда Бронислав оказался в носу лодки, бакштов, перескакивая через обтекатель «МГ-25», ударил его по ногам выше колен. Броня как теннисный мяч улетел и плюхнулся в воду в 20 метрах от ПЛ. Памятуя о том, что вокруг лодки бродят прожорливые акулы, он после первого шока греб к борту лодки с такой силой, что, вероятно, мог побить мировой рекорд в плавании вольным стилем. Матросы подали ему бросательный конец и помогли подняться на борт субмарины. За нарушение указаний хотел было наказать Бронислава. Но все-таки, оказавшись неожиданно в воде среди морских чудищ, наш мех проявил находчивость и природную смекалку, за что, естественно, достоин поощрения. В среднем, эпизод прошел без последствий, дней десять Броня наш хромал, но наш бравый врач быстро его поставил на ноги. Все-таки пришлось сделать Брониславу соответствующее внушение, пожурил его. Но, подумав, сказал, что хвалю за находчивость и принятие немедленных действенных мер по сохранению своей жизни, что надеюсь на него - в сложных ситуациях будет с таким же рвением бороться за живучесть корабля, за спасение личного состава. Бронислав доверие мое оправдал.

В 1969 г. состоялся пятимесячный переход ПЛ К-120 южным путем на Тихоокеанский Флот с решением задач боевой службы в Индийском океане и обеспечением задач боевой подготовки кораблей Оперативной эскадры ТОФ, которой в то время командовал адмирал Николай Иванович Ховрин.

С 6 декабря 1971 г. по 27 мая 1972 г. К-120 несет полугодовую боевую службу в Индийском океане в период Индо-Пакистанского конфликта. Лодка выполнила все предписанные ей задачи на боевой службе с высоким качеством, за что ее командир капитан 1 ранга Владимир Любимов награждается орденом Красной звезды.

С марта 1973 г. по декабрь 1984 г. Владимир Серафимович назначается заместителем начальника поисково-спасательной службы Тихоокеанского Флота. Эта ответственная должность связана с подготовкой поисково-спасательных сил флота и обеспечением запусков и полетов пилотируемых космических кораблей и беспилотных космических объектов, пусков межбаллистических ракет с территории СССР в акваторию Тихого океана. За обеспечение запуска и по­лета международных космических кораблей «Союз - Апполон» в 1975 г. Владимир Серафимович награждается орденом Трудового Красного Знамени.

31 декабря 1984 г. Владимир Серафимович увольняется в запас по возрасту. У него прекрасная семья, жена Людмила Алексеевна и сын Александр, 1956 г. рождения. Проживают во Владивостоке.

Но не сидится ветерану Подводного флота дома, уже через месяца после ухода в запас в марте 1985 г. его назначают капитаном-наставником по военно-морской подготовке экипажей судов Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота ПО «Дальрыба». С ноября 1988 г. работает в той же должности, но уже во Владивостокском морском рыбном порте (ВМРП). В сентябре 1996 г. Владимира назначают начальником сектора по режиму и военно-мобилизационной работе ВМРП, где он работает до сих пор.

Конечно, возраст берет свое. Мы стали не такими уж быстрыми и стремительными. Но не стареет душой ветеран. Владимир Серафимович по-прежнему бодр, подтянут, элегантен. По-прежнему этот убеленный сединою ветеран предан морю, морскому братству, Военно-морскому Флагу.

 

Батаршев А.В. "Ходили мы походами"

(Очерки-воспоминания о выпускниках ТОВВМУ им.С.О.Макарова)

СПб.:Изд-во "Морская газета", 2007 г.

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom