Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

ИСТОРИЯ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОCСИЙСКОГО ФЛОТА

Дата

События

ХII в.

В Европе на судах стал применяться магнитный компас, который вскоре появился у русских поморов.

1555 г .

Возникла первая русская лоцманская помощь в устье реки Северная Двина.

ХVI в. (конец)

Появились поморские рукописные лоции. В разрядном приказе составлен первый "Большой Чертеж" "всему Московскому государству, по все окрестные государства в масштабе около 1: 1 850 000.

1696 г .

В Российском флоте введено звание штурмана

1696 г .

20 октября

Официальная дата рождения регулярного Российского флота. В этот день по настоянию Петра 1 Боярская дума вынесла решение "Морским судам быть"

1698 г .

При Пушкарском приказе организована школа "цифири и землемерия". Ее основателем был думный дьяк А.А.Виниус, а обучение учеников, содержащихся за счет государства. Вел мастер Зерцалов. В 1699 г . здание школы сгорело

1698 г .,

май

Под Азовом учреждена временная навигацкая школа для обучения юношей "корабельному морскому воинскому ходу, карте и компасам"

1700 г .

Старшим штурманом корабля "Крепость" Х. Отто на основании промера во время похода из Азова в Константинополь в 1699 г . составлена меркаторская карта Азовского и Черного морей в масштабе около 1 : 1 800 000. На карте показаны глубины вдоль южного побережья полуострова Крым, у входа и в самом проливе Босфор

1701 г .

14 января

Указ Петра 1 о создании в Москве Школы математических и навигацких наук - первого в России военно-морского учебного заведения. Ведал школой боярин Ф.А.Головин. Она размещалась в Сретенской (Сухаревой ) башне

1715 г .

1 октября

Указ Петра 1 об открытии в Санкт-Петербурге Морской академии (Академии морской гвардии), в которую были переведены из Москвы старшие мореходные классы Навигацкой школы. Академия готовила офицеров флота, геодезистов, картографов. Ее выпускникам присваивалось звание гардемарин

1720 г .

13 апреля

Издан первый морской устав - "Книга устав морский о всем, что касается к доброму управлению, в бытности флота на море", в котором были сформулированы основные организационные принципы регулярного Российского флота, права и обязанности командующих флотом и его частями, экипажа от капитана до матроса; указания о тактике эскадры и корабля в бою; организация повседневной и боевой службы на корабле и пр.

1721 г.

июнь

Начато строительство в Санкт-Петербурге инструментальной мастерской по изготовлению магнитных компасов. Чертежных инструментов, зрительных труб и других приборов.

1722 г .

Издан "Регламент морской" Петра 1 - первый российский свод морских административных законов, в котором в частности предусмотрено требование об ограждении фарватеров лоцманами под руководство "капитана над штюрманами".

1723 г .

Петр 1 учредил звание штурманского ученика

1724 г .

4 февраля

Президент Адмиралтейств-коллегии адмирал Н.Ф.Головин основал в Кронштадте особое подразделение, получившее название Штурманской роты. Начальником роты назначен капитан-лейтенант Я.Сорокольд

1733 г .

Издано первое русское руководство по кораблевождению С.Г.Малыгина "Сокращенная навигация на карте де-Редюксион". Указанная карта позволяла графически решать навигационные задачи

1737 г .

С этого года на должности смотрителей маяков стали назначать штурманов. Которые обязывались вести специальные журналы, отмечая в них проходящие суда, погоду и другие сведения. Имеющие отношение к безопасности плавания

1739 - 1740 гг.

 

Штурман И.Елагин впервые описал восточный берег полуострова Камчатка от мыса Лопатка до Авачинской губы и западный берег от Большерецка до мыса Лопатка

1739 г .

Издан учебник по кораблевождению Ф.И.Соймонова под названием "Экстракт штурманского искусства из наук. Принадлежащих к мореплаванию, сочиненный в вопросах и ответах для пользы безопасности мореплавателей" Он стал первым официальным руководством по гидрографическим работам

1744 г .

Издан составленный лейтенантом С.И.Мордвиновым "Каталог...", содержавший таблицы высот и азимутов Солнца с 1740 по 1763 г , , таблицы склонения и прямого восхождения 69 навигационных звезд и поправок на высоту глаза наблюдателя, таблицы приливов

1748 г .

Установлена единообразная форма одежды для штурманов: (кафтаны и штаны белые. Обшлага, воротники и камзолы - зеленые. Золотой позумент на воротнике в один ряд, на рукавах - в четыре ряда). Для этого штурманы, так же как и флотские офицеры, не имели определенного мундира и носили обыкновенное платье

1748 г .

Издан труд С.И.Мордвинова "Книга полного собрания о навигации..." - первая российская энциклопедия по навигации. Отражая уровень кораблевождения в Российском флоте в середине ХУШ в.

1752 г .

15 декабря

В Санкт-Петербурге учрежден Морской шляхетный (дворянский) кадетский корпус, заменивший собой Морскую академию. С 1802 по 1867 г . он назывался Морским кадетским корпусом, с 1867 до 1891 г . - Морским училищем, в 1891 г . ему вновь было возвращено название - Морской кадетский корпус, с 1906 по 1917 г . - Морской корпус, с 1917 по 1918 г . - Морское училище. В октябре 1918 г . училище было преобразовано в Курсы командного состава флота, с октября 1919 г . - Военно-морское училище ( в 1926 г . ему присвоили имя М.В.Фрунзе). В 1939 г . училище было переведено в разряд высших учебных заведений

1759 г .

М.В.Ломоносовым написан труд "Рассуждения о большой точности морского пути", в котором он рассмотрел кораблевождение как науку и одновременно предложил для использования в навигации ряд изобретенных им приборов (квадрант, "искусственный горизонт", курсограф, механический лаг, судовой барометр и др.), а также дал теоретическое обоснование некоторым вопросам, касавшимся явления земного магнетизма

1762 г .

М.В.Ломоносов организовал при Географическом департаменте Академии наук практические занятия геодезистов. А с 1764 г . здесь начались и занятия штурманов по астрономии. Обучение морских офицеров при Академии наук продолжалось до 1839 г ., затем они были переведены в Пулковскую обсерваторию

1764 г .

Установлена новая форма одежды для штурманов: кафтаны зеленые с белым подбоем. Воротники и обшлага белые. Круглые. Камзолы белые с золотым позументом и белым бантом

1764 г .

Издан труд Н.Г.Курганова по навигации "Бугерово новое сочинение о навигации, содержащее теорию и практику штурманского искусства", длительное время служивший учебным пособием для учеников Морского шляхетного кадетского корпуса

1767 г .

Н.Г.Кургановым переведена на русский язык книга Д.Гаррисона "О часах для счисления времени на море" и "Календарь с астрономическими и эфемеридными табелями". Тем самым сделан достоянием российских штурманов способ определения долготы на море с помощью хронометра

1796 г .

Установлена новая форма одежды для штурманов: кафтан, подкладка и обшлага темно-зеленые. Воротник зеленый, камзол и брюки белые. Шляпа с золотом галуном. Бантом и пуговицей. Шпага золоченая, темляк серебряный

1798 г .

В Санкт-Петербурге и Николаеве учреждены два штурманских училища - Балтийского и Черноморского флотов. Первыми директорами училищ были вице-адмирал В.П.Фондезин и граф М.И.Войнович. В 1830 г . Черноморское училище получило название роты, а Балтийское - 1-г0 штурманского полуэкипажа ( в 1856 г . переименован в Штурманское училище)

1799 г .

В России впервые начал применяться секстан

1802 г .

Сформирован Комитет образования флота - совещательный орган для проведения реформ морского ведомства России. Наряду с вопросами улучшения отечественного кораблестроения, оборудования гаваней и портов занимался реорганизацией штурманской службы и военно-морского образования в России

1803 - 1806 гг.

Первая в истории Российского флота кругосветная экспедиция российских моряков на судах РАК "Надежда" и "Нева" под командованием капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского по маршруту: Кронштадт - мыс Гори - Петропавловский Порт - остров Кадьяк - Зондский пролив - мыс Доброй Надежны - Кронштадт. Во время плавания были впервые выполнены океанографические и метеорологические работы в Мировом океане, произведены рекогносцировочные морские описи части Курильских островов. Побережья Сахалина. Японии

1803 - 1866 гг.

Российскими парусными кораблями и судами Военно-Морского Флота и Российско-Американской компании было совершено 28 кругосветных и 14 полукругосветных плаваний. В них участвовали 32 парусных судна. Которые 40 раз обошли мыс Горн и 35 раз мыс Доброй Надежды. Плавания позволили решить задачу доставки необходимых грузов из европейской части России на Дальний Восток, Камчатку и Аляску, а также задачу охраны пушных промыслов и поселений в Русской Америке. Во время плаваний были сделаны важные географические открытия, в том числе открыта Антарктида. Доказана судоходность устья реки Амур и пролива, отделяющего Сахалин от материка. Кроме того, были изучены гидрометеорологические условия плавания из Балтийского моря в Тихий океан

1803 - 1829 гг.

Выполнены отдельные рекогносцировочные морские описи восточного побережья полуостровов Камчатка и Чукотка. Западного побережья Северной Америки, Алеутских островов во время кругосветных и полукругосветных плаваний парусных кораблей, судов Российского флота и Российско-Американской компании под руководством Ю.Ф. Лисянского (1803 - 1806), О.Е. Коцебу (1815 - 1818), В.М. Головнина (1817 - 1819), М.Н. Васильева (1819 - 1822), Г.С. Шишмарева (1819 - 1822), С.П. Хрущева (1821 - 1824), М.Н. Станюковича (1826 - 1829), Ф.П. Литке (1826 - 1829)

1803 - 1830 гг.

Произведены рекогносцировочные морские описи в тропической части Тихого океана (острова Маркизские, Маршалловы, Каролинские, Гавайские. Туамоту, Гильберта, Фиджи, Бонин, Таити, атолл Бикини и др. в период кругосветных и полукругосветных плаваний парусных кораблей и судов Военно-Морского Флота и Российско-Американской компании под командованием И.Ф. Крузенштерна (1803 - 1806), Ю.Ф. Лисянского (1803 - 1806), М.П. Лазарева (1813 - 1816, 1819 - 1821), О.Е Коцебу (1815 - 1818, 1823 - 1826), Ф.Ф. Беллинсгаузена (1819 - 1821), М.Н. Станюковича (1826 - 1829), Ф.П.Литке (1826 - 1829), Л.А. Гагемейстера (1828 - 1830)

1803 - 1853 гг.

Выполнены отдельные рекогносцировочные морские описи в районах Японского, Охотского морей. Курильских островов и острова Сахалин во время кругосветных и полукругосветных плаваний российских парусных кораблей и судов под командованием И.Ф. Крузенштерна (1803 - 1806), В.М. Головина (1809 - 1813), Г.И. Невельского (1848 - 1849), И.С. Унковского (1852 - 1853)

1804 г .

Компасная мастерская и мастерская математических и физических инструментов объединены в Мастерскую мореходных инструментов

1809 г .

Мастерская мореходных инструментов переведена в новое специально построенное здание на Большой Охте - Паноптический институт

1813 - 1816 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на судне РАК "Суворов" под командованием лейтенанта М.П. Лазарева. В Тихом океане были открыты пять атоллов, названных островами Суворова

1813 г .

В России предпринята первая попытка изготовить секстаны. Для массового производства они оказались непригодными

1815 - 1818 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на судне РАК бриге "Рюрик" под командованием лейтенанта О.Е. Коцебу с целью поиска пути из Тихого океана в Атлантический. Открыт ряд островов в архипелаге Туамоту, в гряде Маршалловых островов, залив на западе Аляски и др. Достигнуты важные результаты в океанографических исследованиях, впервые была измерена относительная прозрачность морской воды. Выполнены магнитные наблюдения и собран ценный этнографический материал

1816 -1819 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на судне РАК "Кутузов" под командованием капитан-лейтенанта Л.А. Гагемейстера

1817 - 1819 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на шлюпке "Камчатка" под командованием капитана 2 ранга В.М. Головина

1819 - 1821 гг.

Кругосветная экспедиция на шлюпках "Восток" и "Мирный" под руководством капитана 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М.П. Лазарева

1819 - 1822 гг.

Кругосветная экспедиция под руководством М.Н. Васильева и Г.С. Шишмарева на шлюпках "Открытие" и "Благонамеренный" с целью поиска в высоких широтах северо-западного прохода из Тихого океана в Атлантический. Из-за тяжелой ледовой обстановки задача выполнена не была. Экспедиция в 1820 г . достигла 71 ° 06 ? сев.шир. и 166 ° 08 ? зап.долг. Были нанесены на карту и описаны часть северо-восточного побережья Азии и берега Аляски. Исследован ряд островов Берингова моря

1821 г .

Штурманом Ф.А. Халезовым впервые в России произведены опыты по определению девицами компасов на судах

1821 - 1822 гг.

Полукругосветное плавание российских моряков на судне РАК "Рюрик" под командованием штурмана 12-го класса Е.А. Клочкова. Открыта надводная каменистая банка (риф Рюрика), расположенная к югу от острова Тасмания

1821 - 1824 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на шлюпке “Аполлон” под командованием лейтенанта С.П. Хрущева

1821 г .

В Николаеве основана первая Морская астрономическая обсерватория, задачами которой являлись: астрономические наблюдения, проверка и ремонт корабельных хронометров. компасов, проведение гидрометеорологических наблюдений

1821 - 1824 гг.

Плавание экспедиции под руководством Ф.П. Литке на бриге “Новая Земля” с целью исследования западного и южного побережья Новой Земли и Мурманского побережья Баренцева моря

1821 - 1828 гг.

Штурманами И.Н. Ивановым, П.К. Пахтусовым, И.А. Бережных, Н.М. Рагозиным произведена опись западного берега Сибири от полуострова Канин Нос до устья реки Обь, основанная на 61 астрономическом пункте

1822 - 1825 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на фрегате “Крейсер” под командованием капитана 2 ранга М.П. Лазарева

1823 г .

Академиком Ф.И. Шубертом опубликован новый способ определения широты места по расстояниям Луны от Солнца

1823 - 1826 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на шлюпке “Предприятие” под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу. Открыт атолл Факахина (Предприятие), остров Беллинсгаузена, уточнены координаты островов Аракчеева, Волконского, Румянцева, Спиридонова, Палиссера, Грейга, описана бухта Матаваи, некоторые острова архипелага Самоа, группа островов Бикини. а также часть залива порта Новоархангельск

1825 г .

Российский академик А.Я. Купфер установил факт одновременности возникновения магнитных бурь в Казани и Париже. Это послужило толчком к организации систематических наблюдений за вариациями магнитного поля и созданию магнитных обсерваторий

1825 - 1905 гг.

Произведены отдельные рекогносцировочные морские описи Мурманского берега под руководством М.Ф. Рейнеке (1825, 1832), Н.М. Деплоранского (1888 - 1889), М.Е. Жданко (1893 - 1894), А.И. Вилькицкого (1899 - 1901), А.М. Бухтеева и Г.С. Максимова (1903 - 1904)

1826 - 1829 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на шлюпке “Моллер” под командованием капитан-лейтенанта М.Н. Станюковича

1826 - 1829 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на шлюпке “Сенявин” под командованием капитан-лейтенанта Ф.П. Литке. Описано западное побережье Берингова моря, острова Прибылова и остров Св. Матвея, открыты и описаны пролив Сенявина, группа Каролинских островов ( в том числе острова Сенявина) и острова Бонин (Огасавара). Проведены ценные магнитные наблюдения и первые отечественные определения силы тяжести, имевшие большое научное значение

1827 г .

29 января

При Морском кадетском корпусе учрежден Высший офицерский класс для совершенствования офицеров флота в морских и математических науках (ныне Военно-Морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова)

1827 г .

1 октября

Учреждение в составе Главного морского штаба Управления генерал-гидрографа, на которое возлагалось руководство навигационно-гидрографическим обеспечением Российского флота. Первым начальником управления (генерал-гидрографом) был назначен вице-адмирал Г.А Сарычев, его помощником и директором Гидрографического депо - генерал-майор Ф.Ф. Шуберт

1827 г .

Утверждены Положение и штат Корпуса флотских штурманов (КФШ). Начальником корпуса стал генерал-гидрограф Г.А. Сарычев. Ему были выделены два помощника - частные инспекторы: один по Балтийскому , другой - по Черноморскому флотам

1827 г .

Введено в практику одновременное определение в море широт и долгот по высотам светил и пройденному расстоянию между пунктами измерения высот

1828 г .

Распоряжение генерал-гидрографа Г.А. Сарычева о введении на кораблях Российского флота механических часов вместо склянок

1828 - 1830 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на судне РАК “Елена” под командованием капитан-лейтенанта В.С. Хромченко

1828 - 1830 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на транспорте “Кроткий” под командованием капитан-лейтенанта Л.А. Гагемейстера. Выполнена опись острова Кандаву (острова Фиджи), открыты и описаны острова Меншикова, уточнены координаты острова Эшшольца

1829 г .

По инициативе академика А.Я. Купфера в Санкт-Петербурге создана первая российская магнитная обсерватория, в которой производились систематические ежечасные наблюдения за вариациями магнитного поля Земли. В 1832 г . такие обсерватории и наблюдения были организованы в Нерчинске, Барнауле и Колывани, в 1836 г . - в Екатеринбурге

1829 г .

Штурманом М.Т. Рыдалевым составлено описание портов западного берега Каспийского моря

1830 г .

Принято решение материалы по гидрографии и штурманскому делу публиковать в “Записках ученого комитета Морского штаба”

1831 г .

В Эгейском море российскими военными моряками произведена опись залива Ватто (остров Самос) и гавани Карабуз (остров Кандья)

1831 - 1833 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на транспорте “Америка” под командованием капитан-лейтенанта В.С. Хромченко

1834 - 1836 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на транспорте “Америка” под командованием капитан-лейтенанта И.И. Шанца. В группе Маршалловых островов были открыты и описаны острова Шанца

1839 г .

Открыта Главная астрономическая обсерватория на Пулковской горе под Санкт-Петербургом (Пулковская обсерватория). В ее уставе указывалось, что обсерватория должна “...доставлять возможность офицерам Генерального штаба, Корпуса топографов, флота и другим молодым ученым совершенствоваться в практической астрономии и применении ее к географии и геодезии”

1843 - 1844 гг.

Мастерская мореходных инструментов начала изготавливать кипрегели с дальномером, механические лаги и лоты. инклинаторы и инклинометры

1843 - 1850 гг.

При участии Главного правителя РАК капитана 1 ранга М.Д. Тебенькова выполнены рекогносцировочные описи ряда районов северного побережья Аляски. островов Кадьяк, Афогнак, Шуяк, Еврашечий, островов Ближних Алеутской гряды, Андреяновских островов, устья реки Анадырь и ряда островов Курильской гряды

1844 г .

5 мая

Указом императора Николая 1 для КФШ был установлен цвет фуражки темно-зеленый, околыш черного бархата с двумя красными по обоим краям “выпушками”. “Выпушка” по верхнему кругу фуражки - белая

1845 - 1848 гг.

Капитаном 2 ранга М.П. Манганари выполнена опись Мраморного моря. По материалам описи были составлены в Черноморском гидрографическом депо две карты. На одной было изображено все Мраморное море с 15 частными планами портов, на другой - проливы Константинопольский и Дарданелльский с тремя частными планами и видами берегов

1848 г .

Выход в свет первого номера ежемесячного военно-научного журнала “Морской сборник”. Первым редактором журнала был капитан 1 ранга Б.А. Глазенап

1848 - 1849 гг.

Выполнена рекогносцировочная морская опись Аральского моря под руководством А.И. Бутакова на щхуне “Константин”. Открыты острова Царские, Беллинсгаузена и Лазарева. Составлена карта (1850) и опубликовано первое описание моря. В плавании принял участие поэт и художник Т.Г. Шевченко

1848 - 1849 гг.

Полукругосветное плавание российских моряков на транспорте “Байкал” под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Невельского. Им были описаны северо-западные берега острова Сахалин, заливов Счастья и Св. Николая, исследован Амурский лиман и устье реки Амур; выполненные промеры показали, что вход в реку Амур доступен для морских судов, а Сахалин является островом

1850 - 1857 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на корвете “Оливуца” под командованием капитан-лейтенанта И.Н. Сущева и капитана 2 ранга В.А. Римского-Корсакова для охраны прав Российско-Американской компании на китобойный промысел в северной части Тихого океана

1852 - 1853 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на транспорте “Двина” под командованием капитан-лейтенанта П.Н. Бессарабского. Открыт и описан атолл Константина (Лаэ) (Маршалловы острова)

1852 - 1854гг.

Полукругосветное плавание российских моряков на фрегате “Паллада” под командованием капитан-лейтенанта И.С. Унковского. Произведена опись восточного побережья полуострова Корея, открыты залив Посьета, острова Римского-Корсакова и залив Ольги

1852 - 1853 гг.

Подпоручиком Т.Ф. Нифантьевым выполнена съемка озера Балхаш и составлена его карта

1856 г .

Проведены с положительными результатами испытания лаг-лота Пекуля на корабле “Императрица Александра” в Ревельском заливе. Рекомендовано снабжать лаг-лотами флагманские корабли и суда, занимающиеся морской описью, и уходящие в дальнее плавание

1857 г .

15 сентября

Образована Морская астрономическая обсерватория в Кронштадте. Ее задачами являлись: исследование, проверка и выдача на суда мореходных астрономических и метеорологических инструментов; определение времени и ежедневного показа момента полдня; анализ и оценка астрономических наблюдений, выполненных моряками за время плаваний

1857 г .

Упразднено звание частного инспектора Корпуса флотских штурманов. В военных портах вместо инспекторов были назначены заведующие маячной и лоцманской частью

1858 г .

Мастерская мореходных инструментов подчинена Гидрографическому департаменту и переведена с Ижорского завода (Колпино) в Санкт-Петербург в здание Главного Адмиралтейства

1858 г .

Э. Шнейдер создал первый в России электрический лот, у которого момент касания дна грузом отмечался звонком на борту судна. Лот был доработан в 1860 г . и испытан на Ладожском озере, в Средиземном и Черном морях с положительными результатами. Основное его назначение - измерять глубины более 1000 сажен. В дальнейшем не использовался

1860 - 1862 гг.

Выполнена магнитная съемка (измерялись склонение и наклонение) под руководством мичманов И.М. Дикова и М.И. Самойловича на берегах Черного моря, принадлежащих России, и в некоторых пунктах Анатолийского побережья. Выявлена и обследована Одесская магнитная аномалия, определен 41 пункт. По результатам работ под руководством мичмана И.М. Дикова была составлена магнитная карта Черного моря. И.М. Диков продолжил наблюдения в 1871 и 1875 г .г.

1861 г .

23 июня

Введен в эксплуатацию девиационный полигон в Кронштадте

1861 г .

Мастерская мореходных инструментов впервые представила свои приборы на Выставку мануфактурных произведений в Санкт-Петербурге: осветительный прибор для главного компаса, шлюпочный компас с жидкостью, морской барометр. Мастерская участвовала и во Всемирных выставках: в 1867 г . - в Париже, 1870 г . - у Санкт-Петербурге, 1873 г . - в Вене

1862 г .

7 августа

Существовавший (с 1827 г .) при Морском кадетском корпусе Офицерский класс преобразован в Академический курс морских наук с тремя отделениями: гидрографическим, механическим и кораблестроительным ( в 1877 г . курс был переименован в Николаевскую морскую академию)

1863 г .

И.П. Белавенец впервые в мировой практике осуществил размагничивание судна с целью уменьшения девиации компасов

1864 г .

И.П. Белавенцем впервые в мире решена задача установки магнитного компаса внутри железной подводной лодки

1864 г .

8 декабря

Учреждена первая в России и вторая в мире после Англии компасная обсерватория в Кронштадте для изучения влияния судового магнетизма на компасы броненосных кораблей, а также для проверок и обследования астрономических, физических, мореходных инструментов, определения девиации, установки и проверки компасов на судах

1865 г .

Гидрографический департамент наряду с изданием Лоцманских заметок начал выпускать (без определенной периодичности) бюллетень навигационной информации - Циркуляры, в котором объявлялись навигационные сведения, относившиеся только к отечественным морям. Продолжительное время Циркуляры выходили отдельными листами, содержавшими только одно информационное сообщение. В дальнейшем они все более становились похожи на Лоцманские заметки. Издание Циркуляров прекратилось 1 января 1935 г .

1866 г .

Взамен упраздненных Корабельного, Технического и Ученого комитета учрежден Морской технический комитет, занимавшийся техническими вопросами кораблестроения и вооружения

1870 г .

Изданы первые мореходные таблицы, составленные для учебных целей в Морском кадетском корпусе в 1862 г . и доработанные под руководством Н.А. Ивашинцова. В 1891 г . было опубликовано их "Дополнение". Таблицы переиздавались без значительных изменений восемь раз. Они были заменены в 1903 г . "Мореходными таблицами", разработанными комиссией под председательством А.И. Вилькицкого, которые использовались до 1933 г . В настоящее время переиздаются примерно через 10 лет для внесения дополнений и изменений

1871 г .

Учреждена компасная обсерватория в Николаеве

1875 г .

И.П. Колонгом изобретен новый тип дефлектора - судового прибора для измерения горизонтальных и вертикальных магнитных сил, получившего широкое распространение на флоте при девиационных работах

1877 г .

Академический курс морских наук реорганизован в Николаевскую морскую академию, имевшую четыре отдела (факультета): гидрографический, механический, кораблестроительный, военно-морской

1880 - 1897 гг.

Отдельной съемкой Восточного океана под руководством А.С. Стенина (1880 - 1887), К П.. Андреева (1888 - 1893), Э.В. Майделя (1894 - 1897) произведена подробная морская опись залива Петра Великого от мыса Поворотный до границы с Кореей, а также отдельные рекогносцировочные описи у юго-западной части острова Сахалин, в Охотском море (Тауйская губа) и Амурском лимане (поиск фарватеров).

1880 - 1907 гг.

Выполнены отдельные рекогносцировочные морские описи в устье и лимане реки Амур. На южном и восточном берегах острова Сахалин, по всему берегу Татарского пролива от мыса Поворотный до Амурского лимана. У восточного и южного берегов Кореи и острова Уллындо (Дажелет), включая судовой промер входа в залив Петра Великого и гидрологические наблюдения в западной и северо-западной частях Тихого океана при участи офицеров гидрографической части порта Владивосток и офицеров кораблей эскадры Тихого океана

1882 г .

В Пулково начались систематические практические занятия морских офицеров по астрономии и высшей геодезии

1884 г .

В Вашингтоне состоялась Международная меридианная конференция, принявшая резолюцию о нулевом меридиане, проходящем через ось одного из телескопов Гринвичской обсерватории

1885 г .

12 июля

Упразднен Корпус флотских штурманов

1885 г .

Кронштадские астрономическая и компасная обсерватории объединены в одно учреждение - Астрономическую и компасную обсерваторию

1886 - 1889 гг.

Кругосветное плавание российских моряков на корвете "Витязь" под командование капитана 1 ранга С.О. Макарова. Произведены океанографические исследования в северной части Тихого океана

1888 г .

26 декабря

Учреждено новое Положение о Мастерской мореходных инструментов. Согласно которому в Главном гидрографическом управлении "... для заведывания научной стороной компасного и магнитного дела... " учреждена должность заведующего компасным делом. 18 марта 1889 г . на эту должность был назначен полковник И.П. Колонг

1891 г .

Упразднен Морской ученый комитет. Его обязанности были разделены между Военно-морским ученым отделом Главного морского штаба. Морским техническим комитетом и Главным гидрографическим управлением. В Главное гидрографическое управление передана и библиотека Морского министерства

1894 г .

С.О. Макаровым создан первый отечественный судовой термограф

1896 г .

В России введена Международная система ограждения опасностей, принятая в 1889 г . на Вашингтонской международной морской конференции по обеспечению безопасности мореплавания. Она подразделялась на две подсистема6 латеральную -для ограждения каналов и фарватеров и кардинальную - для ограждения опасностей знаками относительно сторон света

1904 г .

1 мая

По предложению штурмана минного заградителя "Амур" Б.В. Давыдова командир корабля Ф.Н. Иванов принял решение установить минную банку из 50 мин поперек обычного пути движения японских кораблей, блокировавших Порт-Артур, 2 мая на этих минах подорвались два японских эскадренных броненосца. За эту операцию капитан 2 ранга Ф.Н. Иванов был награжден Георгиевским крестом и золотым оружием, а лейтенант Б.В. Давыдов (впоследствии начальник Гидрографической экспедиции Восточного океана) получил орден Св. Анны Ш степени с мечами и бантом

1905 г .

Н а Кронштадтском рейде испытан первый отечественный гироскопический навигационный прибор "компас-гироскоп", созданный лейтенантом Балтийского флота М.М. Канокотиным. Компас оказался сильно подверженным качке и дальнейшего развития не получил

1907 г .

Лейтенантом В.Я. Павлиновым усовершенствована конструкция пятидюймовых компасов. Что позволило выполнять смену шпильки, не разбирая компаса и не выливая жидкость, а также исправлять на месте один из крупнейших недостатков данных компасов - застой картушки. Не прибегая к помощи мастерской

1908 г .

Состоялся Х1 Международный судоходный конгресс в Санкт-Петербурге. В докладе Ю.М. Шокальского отмечалась необходимость объединения сил для обеспечения безопасности мореплавания, введения общих правил как в морской картографии. Так и в составлении и издании лоций. России было поручено созвать П Международную морскую конференцию по безопасности мореплавания. Она состоялась в марте 1912 г .

1908 г .

Опубликована статья Г.С. Максимова "О протракторе и пользовании им при гидрографических работах", в которой впервые в отечественной литературе дано описание протрактора. Его использование, проверка и оценка точности работы

1908 г .

Старший лейтенант В.Я. Павлинов в Мастерской мореходных инструментов по собственным чертежам изготовил 2 типа оптических пеленгаторов. Испытания дали хорошие результаты. Серийное производство оптических пеленгаторов было освоено на Обуховском заводе в 1914 г .

1909 г .

27 ноября

Основана Севастопольская морская обсерватория - одни из старейших морских обсерваторий России. Она состояла из трех частей: компасной, астрономической и гидрометеорологической

1909 г .

23 декабря

Ввиду неудовлетворительной организации штурманского дела во флоте ГГУ возбужден вопрос об изменении подготовки штурманских офицеров и прохождении ими службы. Учреждены временные штурманские классы при Николаевской морской академии, действовавшие на средства картографической части ГГУ

1910 г .

Н крейсере "Паллада" установлен первый в России гирокомпас "Аншютц", купленный в Германии

1910 г .

В городах Либаве (Лиепае), Ревеле (Таллине) ГГУ организовано составление карт погоды, которые вывешивались в определенных местах в портах

1910 - 1914 гг.

Гидрографическая экспедиция на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" по исследованию Северного морского пути (СМП). Начальники экспедиции - полковник И.С. Сергеев, затем лейтенант Б.А. Вилькицкий. Впервые совершенно сквозное плавание по трассе СМП с востока на запад, описаны большие участки побережья и многих островов, открыты и нанесены на карту новые острова (Вилькицкого, Хохлова, Жохова и др.), открыта Северная Земля, выполнено большое число измерений глубин, собраны обширные материалы по гидрометеорологии. Биологии, составлены уникальные по тому времени морские навигационные карты. После этих плаваний начались регулярные так называемые Колымские рейсы - пароходы стали ежегодно доставлять на Колыму различные грузы

1911 г .

Во Владивостоке начат выпуск ежедневных синоптических карт

1912 г .

Русским военным моряком И.И. Ренгартеном разработан первый отечественный радиопеленгатор (береговой)

1912 г .

25-31 марта

В Санкт-Петербурге состоялась П Международная морская конференция по безопасности мореплавания. Участвовали представители семи государств. Конференция подтвердила решение Вашингтонской конференции 1889 г . о введении Международной системы ограждения навигационных опасностей и учредила знаки, указывавшие разделение и соединение фарватеров

1913 г .

Лоцманские заметки получили новое наименование "Извещения мореплавателям". В первые годы в них публиковалась навигационная информация только на отечественные воды и воды сопредельных государств, лишь с начала 30-х годов - по всем морям и океанам мира

1914 г .

В Мастерской мореходных инструментов создан первый отечественный секстан, пригодный для практического использования и серийного производства

1914 г .

На Обуховском заводе впервые в России начат выпуск оптических пеленгаторов

1914 г .

Во Владивостоке для выполнения астрономических работ, гидрометеорологического обеспечения и магнитометрических измерений создана Морская астрономическая обсерватория. Которая с осени 1916 г . начала составлять карту ледовой обстановки в районах подхода к Владивостоку

1914 г .

Морской астрономической обсерваторией Владивостокского порта с 1 октября организована подача с береговой радиостанции сигнала времени (в момент местного среднего полдня подавались знаки "тире" длительностью 10 с). Этому сигналу предшествовал ряд предварительных радиосигналов для подготовки к приему

1915 г .

На эскадренном миноносце "Победитель" Балтийского флота установлен первый в России гидродинамический лаг с манометрической компенсацией давления, купленный в Швеции

1915 г .

Старшим лейтенантом Балтийского флота А.А. Щенсновичем предложен способ обсерваций по сигналам радиофонных станций

1916 г .

10 января

Принята новая упрощенная форма вахтенного журнала: решено вести вахтенный журнал отдельно от навигационного, записи делать простым карандашом. Были введены сокращения (чины, типы судов и т.д.)

1916 г .

В Гельсингфорсе (Хельсинки) оборудован первый в России "гиро-класс" - кабинет для изучения и ремонта гироскопических компасов

1916 г .

Русским ученым и изобретателем К.В. Шиловским совместно с французским ученым П. Ланжевеном запатентован первый в мире ультразвуковой эхолот

1917 г .

Командованием Балтийского флота создана Береговая канцелярия флагманского штурмана, в которую вошли самостоятельные гидрографические части Балтийского моря

1918 г .

1 мая

На военных и торговых судах России введено поясное время, с 1 апреля 1919 г . оно было установлено на всей территории Советской республики

1918 г .

В Петроградском политехническом институте под руководством профессора В.И. Баженова создан первый отечественный радиомаяк направленного действия

1918 г .

18 июня

Приказ по флоту и Морскому ведомству об организации на морях управлений по обеспечению безопасности кораблевождения (Убеко). В административном, техническом и хозяйственном отношении они подчинялись ГГУ. Первым в середине 1918 г . было создано Убеко на Балтийском море (Убекобалт)

1918 г .

В Кронштадте при Убекобалте образована гирокомпасная часть

1919 г .

Курсы командного состава флота реорганизованы в Училище командного состава флота

1921 - 1923 гг.

Участие личного состава Убекочерназа в боевом тралении мин на Черном море

1922 г .

10 июня

Состоялся первый (после 1917 г .) выпуск слушателей из Отдельных гидрографических классов флота в количестве пяти человек

1922 г .

2 декабря

Приказом по флоту № 640 Отдельные гидрографические классы преобразованы в Военно-морское гидрографическое училище с трехгодичным сроком обучения. Начальником его назначен А.Н. Рождественский. В 1926 г . личный состав училища был переведен в ВМУ им. М.В. Фрунзе, где был создан гидрографический отдел

1922 г .

В Казани созданы первые отечественные ламповые радиопеленгаторы конструкции А.В. Дикарева

1924 г .

Мастерская мореходных инструментов начала серийно выпускать забортные лаги типа "Нептун"

1925 г .

В Мастерской мореходных инструментов начато производство магнитных компасов для самолетов и торпедных катеров

1927 г .

Прием курсантов на гидрографический отдел ВМУ им. М.В. Фрунзе прекращен. Принято решение готовить гидрографов на специальных курсах командного состава из лиц, прослуживших на флоте два - три года после окончания ВМУ им. М.В. Фрунзе. В 1931 г . вместо курсов сформировано гидрографическое отделение. Которое через год было переименовано в гидрографический сектор. А затем в отдел

1927 г .

Вышел в свет учебник "Девиация магнитного компаса" Б.П. Хлюстина. Сыгравший большую роль в подготовке специалистов магнитно-компасного дела

1930 г .

Принято решение об организации серийного производства гирокомпасов. При Гидрографическом управлении создано конструкторское бюро, возглавлявшееся В.А Телицыным, которое приступило к разработке чертежей гирокомпаса. Научно-техническое руководство работами осуществлял Б.И. Кудревич

1930 г .

На Гидрографическое управление возложен контроль за состоянием штурманского дела на флоте

1930 г .

Начало издания Морского астрономического ежегодника

1931 г .

При Гидрографическом управлении сформирована постоянная штурманская комиссия для координирования деятельности штурманской службы на флотах

1931 г .

На ленинградском заводе "Коминтерн" под руководством В.Н. Тюлина создан первый отечественный звуковой эхолот. После успешных испытаний в 1934 г . он был передан в серийное производство

1931 г .

Мастерская мореходных инструментов постановлением правительства реорганизована в Завод мореходных инструментов. Были изготовлены три опытных образца первых отечественных гирокомпасов "ГУ марка 1"

1932 г .

Инженерами Л.Ф. Кофманом и Е.Б. Левенталем предложена схема инерциальной системы навигации. В которой была впервые решена одна из основных проблем инерциальной навигации - создание гиростабилизированной платформы с интегральной коррекцией

1932 - 1934 гг.

В мастерских Гидрографического управления созданы первые отечественные типовые радиомаяки кругового излучения РМС

1932 г .

июнь-октябрь

Впервые в истории арктического плавания пароход "А. Сибиряков" прошел за одну навигацию по Северному морскому пути из Архангельска на Дальний Восток (начальник экспедиции - О.Ю. Шмидт, капитан судна - В.И. Воронин)

1933 г .

Завод мореходных инструментов освоил серийное производство вертушечного днищевого лага "ГО марка 3", ставшего основным типом лагов для средних и малых кораблей и судов более чем на два десятилетия

1934 г .

Гидрографическое управление приступило к исследовательским работам по созданию абсолютного лага. Измеряющего скорость судна относительно дна

1935 г .

Созданы первые образцы средневолновых радиомаяков с вращающейся диаграммой направленности. Позволявшие определять место в море с помощью обычного радиоприемника и секундомера. Радиомаяки были установлены на мысе Херсонес (Черное море), островах Диксон и Белый (трасса Северного морского пути) и мысе Поворотный (Японское море)

1935 г .

Заводом им. Коминтерна по заказу ГУ УВМС РККА разработан радиомаяк наплавленного действия на УКВ "Створ"

1935 г .

Управления по обеспечению безопасности кораблевождения преобразованы в гидрографические отделы флотов, а на военно-морских базах были созданы гидрографические районы и участки. Начальник отдела подчинялся командующему флотом (флотилией), но техническое руководство отделами осталось за Гидрографическим управлением. Начальники районов и участков находились в ведении командиров военно-морских баз. А гидрографические отделы флотов осуществляли специальное (техническое) руководство ими

1936 г .

Начался серийный выпуск первого отечественного гидродинамического лага типа "Гаусс" для надводных кораблей и подводных лодок и отечественной ацетиленовой аппаратуры

1936 г .

При ГУ УВМС создано научно-исследовательское бюро для разработки штурманских приборов и средств навигационного оборудования. Первым его начальником был Б.И. Кудревич

1936 г .

Разработан и изготовлен на Заводе мореходных инструментов первый отечественный ультразвуковой эхолот ЗМИ

1936 г .

Начался серийный выпуск гониометрических слуховых радиопеленгаторов типа "Градус" ("Градус-Н" - для надводных кораблей и "Градус-П" - для подводных лодок)

1937 г .

Изготовлены первые образцы гироскопического компаса "Курс-1", ставшего родоначальником компасов типа "Курс", получивших в последующие годы широкое распространение

1937 г .

Начало серийного выпуска ультразвукового эхолота типа ЭМС, разработанного на заводе "Водтрансприбор"

1937 г .

Разработаны стационарные корабельные радиопеленгаторы для подводных лодок и надводных кораблей "Буран-П" и "Буран-К", которые после войны были модернизированы и получили наименование РПН-47

1937 г .

Создан и испытан первый отечественный радиодальномер типа МПЩ (Л.И.Мендельштам. Н.Д. Папалекси, Е.Я.Щеголев). Впервые он был использован в 1939 г . для обеспечения гидрографических экспедиций в Карском и Восточно-Сибирском морях

1939 г .

Приказом Народного комиссара ВМФ от 10 марта 1939 г . и директивой Морского штаба РК ВМФ от 26 апреля 1939 г . на базе Научно-исследовательского бюро ГУ сформирован Научно-испытательный гидрографическо-штурманский институт РК ВМФ (НИГШИ). Первым его начальником был назначен капитан 1 ранга Н.И. Сигачев

1940 г .

Созданы два опытных образца первого советского апериодического гирокомпаса "Полюс"

1940 г .

На Черноморском флоте успешно прошла испытания инфракрасная аппаратура ночного видения - бинокль "Гамма" и пеленгатор "Омега"

1940 г .

Принят на вооружение радиомаяк с подводным акустическим излучателем "Тритон-П"

1940 г .

Разработаны проспекты "Курса кораблевождения" и "Морского атласа", созданы редакционные коллегии этих изданий

1943 г .

Начали издаваться информационные письма ГУ ВМФ, в которых обобщался опыт навигационно-гидрографического обеспечения флотов и флотилий, а также помещались правила гидрографическо-штурманской службы, атласы гидрометеорологических данных и т.д.

1944 г .

20 января -

1 февраля

В Москве впервые за время войны проведен сбор начальников гидрографических отделов флотов, флотилий и их заместителей. В работе сбора приняли участие представители Главного штаба, центральных управлений ВМФ, военно-морских учебных заведений, члены ученого совета ГУ ВМФ. Цель - обмен опытом навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий флота. На заключительном заседании выступил Народный комиссар ВМФ Н.Г. Кузнецов, который дал положительную оценку деятельности ГС ВМФ и отметил возросшую роль навигационно-гидрографического обеспечения боевых операций ВМФ

1944 г .

Начато серийное производство малогабаритного гирокомпаса «Гиря» и лага для торпедных катеров «Рейс»

1945 г .,

18 марта

Постановление СНК СССР, определившее примерные сроки и очередность работ по полному очищению морей от мин. Послевоенное траление мин в части навигационно-гидрографического обеспечения с начала и до конца обеспечивалось личным составом Гидрографической службы Военно-Морского Флота

1946 г .

Экспедиция ледокола «Северный полюс» с целью изучения возможности освоения высокоширотного варианта Северного морского пути

1946 г .

П.П. Кузминым и С.А. Шершевским обоснована практическая возможность акустического измерения скорости относительно дна

1947 г .

При боевом тралении и гидрографических работах начала использоваться РНС «Координатор»

1948 г .

Начат серийный выпуск корабельных радиопеленгаторов типа РПН-47

1948 г .

Принят на вооружение первый отечественный автопрокладчик «Путь-1»

1948 г .

Создан первый в стране автоматический радиопеленгатор типа АРП

1949 г .

Разработан навигационный эхолот НЭЛ-4, в котором впервые применен самописец. Позволявший документировать показания прибора

1949 г .

Создан морской вариант авиационной радиодальномерной системы «Рым»

1950 г .

Издан первый (навигационно-географический) том Морского атласа. Включавший 422 навигационно-географические карты на 83 листах. Группе участников создания первого тома Морского атласа была присуждена Сталинская премия

1953 г .

Издан второй (физико-географический) том Морского атласа

1953 г .

Разработано первое наставление по составлению и изданию руководств для плавания. Принята программа подготовки и выпуска лоций на весь Мировой океан

1956 г .

Зарождение в НИГШИ ВМФ идеи использования искусственных спутников Земли в целях навигации (В.А. Фуфаев, Л.И. Гордеев), начало систематических исследований в этой области

1957 г .

Создан первый отечественный эхоледомер ЭЛ-1

1958 г .

По заданию ГС ВМФ в НИГШИ ВМФ и НИУ промышленности начались планомерные исследования по созданию абсолютного гидроакустического лага

1959

Введена в эксплуатацию фазовая радионавигационная система высокой точности РСВТ-1

1960 - 1970 гг.

Создан ряд автоматических прокладчиков типа АП для подводных лодок и надводных кораблей

1960 г .

На вооружение подводных лодок приняты первые навигационные комплексы «Плутон» и «Север»

1961 г .

Создан подводный звуковой маяк ПЗМ-400

1961 г .

Начались систематические комплексные исследования Центрального Арктического бассейна ГС ВМФ: в приполюсной части хребта Ломоносова развернута высокоширотная воздушная экспедиция ГС СФ в составе гидрографической, астрономо-радиогеодезической, гидрологической и геофизической партий

1961 г .

Создан первый в стране экспериментальный образец морской инерциальной навигационной системы

1962 г .,

июль

Поход атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» к Северному полюсу

1962 г .

На вооружение подводных лодок принят навигационный комплекс «Сила-Н»

1963 г .

В Арктическом плавании к Северному полюсу АПЛ под командованием капитана 2 ранга Ю.А. Сысоева проведены испытания опытного образца первого отечественного всеширотного навигационного комплекса «Сигма»

1965 г .

Вышли в свет шесть томов «Курса кораблевождения» - специализированного учебно-справочного пособия для мореплавателей

1965 г .

Создан первый отечественный индукционный лаг ЛИ-5

1965 г .

Принят на вооружение атомных подводных лодок первый всеширотный навигационный комплекс «Сигма»

1965 - 1970 гг.

Изданы «Таблицы высот и азимутов светил» (ВАС-50) в четырех томах. При составлении которых были учтены предложения штурманов по повышению точности таблиц для исправления высот светил

1966 г .

Создан первый отечественный абсолютный гидроакустический лаг ЛА-1

1967 г .

Создан эхолот НЭЛ-10, в котором впервые в отечественной практике применен цифровой указатель глубин и блок сигнализации об опасной глубине

1968 г .

Создана базовая РНС ближнего действия «Брас» (дальность действия до 200 км , погрешность определения места 12 - 60 м)

1970 г .

Создан первый отечественный гирогоризонткомпас «Ирбит»

1970 г .

Созданы первые отечественные гироскопические курсоуказатели на поплавковых гироскопах с косвенным управлением ГКУ-1 и ГКУ-2

1971 г .

Введена в опытную эксплуатацию низкоорбитная космическая навигационная система «Залив»

1972 г .

Принята на вооружение комплектация корабельной доплеровской аппаратуры определения места по космической навигационной системе АДК-1

1972 - 1979 гг.

Принят на вооружение ряд навигационных акустических систем типа СНП

1972 г .

Участие маневренного подразделения Гидрографической службы ТОФ под руководством С.Л. Горбачева в навигационно-гидрографическом обеспечении траления мин на подходах к порту Читтагонг (Народная Республика Бангладеш)

1972 г .

Сформирован Центр дальней радионавигации ВМФ с контрольными радионавигационными пунктами на флотах для дальнейшего совершенствования космических и наземных радионавигационных систем

1973 г .

Принят на вооружение первый отечественный навигационный комплекс. Построенный на базе инерциальных навигационных систем

1974 г .

Создана морская радионавигационная система высокой точности ГРАС для координирования гидрографических работ в прибрежной зоне. Дальнейшим ее развитием явилась система ГРАС-2 ( 1983 г .)

1974 г .

Участие маневренного подразделения Гидрографической службы ТОФ под руководством В.А. Солодова в навигационно-гидрографическом обеспечении траления мин в Суэцком заливе

1975 г .

Приняты на вооружение первый малогабаритный автоматизированный навигационный комплекс для высокоманевренных атомных подводных лодок и навигационный комплекс для океанских дизельных подводных лодок

1976 г .

Создана фазовая высокоточная подвижная радионавигационная система «Марс-75»

1976 г .

Принята на вооружение низкоорбитная космическая навигационная система «Парус»

1978 г .

Принят на вооружение первый навигационный комплекс «Салгир» для больших надводных кораблей

1979 г .

Принят на вооружение первый в СССР электронный индукционный лаг ИЭЛ-1 и ряд унифицированных навигационных эхолотов типа НЭЛ-М

1979 г .

Принята на вооружение низкоорбитная космическая навигационная система «Цикада»

1983 г .

Создан морской гравиметрический комплекс МГК с автоматизированной обработкой результатов измерений. Серийно выпускается с 1985 г .

1983 г .

Начат выпуск модернизированной радионавигационной системы ГРАС-2

1983 г .

Принят на вооружение высокоточный всеширотный навигационный комплекс для атомных стратегических подводных лодок

1986 г .

В ЦКП ВМФ начат перевод в цифровой вид морских навигационных карт с целью создания банка данных для электронных карт

1988 г .

Принят на вооружение автоматизированный навигационный комплекс для надводных кораблей Анкн-88

1989 г .

По заказу ГУНиО МО началось изготовление и постановка нового поколения технических и программных средств создания банка данных для электронных карт

1991 г .

Приняты на вооружение первый отечественный гироазимутгоризонткомпас ГАГК-1 и автоматизированная система счисления и прокладки АПЦ-6

1993 г .

Принята на вооружение среднеорбитная глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС

1995 г .,

15 марта -

15 апреля

Поход ГИСУ «Сибиряков» с дружественным визитом в Великобританию под руководством начальника ГУНиО МО РФ вице-адмирала А.А. Комарицына. В этом походе были проведены испытания экспериментальных образцов системы отображения электронной карты и наборов данных электронных навигационных карт, разработанных ЦКП ВМФ и российской фирмой «Моринтех»

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom