Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

ЭКНИС и знаки изолированной подводной опасности


Понимание настроек отображения и знание системы символов конкретной электронной картографической навигационно-информационной системы жизненно необходимо для безопасной навигации. Доктор Энди Норрис рассматривает некоторые ключевые характеристики, о которых нужно знать.

Существует озабоченность тем, что системы ЭКНИС, созданные разными производителями, также имеют разную систему отображения данных, даже когда пользователь использует одинаковые настройки. 
В качестве примера доктор Энди Норрис указывает на то, как отображается подводная опасность – обломки судов, скал и другие помехи, когда их наличие представляет явную угрозу для неосмотрительного пользователя.

Во-первых, нужно понимать, что такая опасность по-разному отображается в системе ЭКНИС и на традиционной бумажной карте. На бумажной карте для ее обозначения используется специальный знак, в зависимости от типа, обычно с указанием безопасного расстояния по отношению к уровню моря. В ЭКНИС изображение на дисплее связано непосредственно с контуром безопасности судна, установленным пользователем. 
Подобные помехи, когда их глубина опасна для корабля, в соответствии с предустановленным контуром безопасности отмечаются красным знаком «Подозрительное препятствие», также именуемым «Изолированная опасность». Он похож на головку болта, что наглядно видно на соответствующей иллюстрации. 

Система символов, отображаемых в определенных условиях 
ЭКНИС использует систему символов, зависящую от условий, чтобы определить, когда отображать знаки подводной опасности. Если участок находится в безопасной воде, определенной значением контура безопасности, знак опасности будет отображаться, только если подводная помеха находится выше к поверхности воды, чем этот контур.

Такое правило будет работать для любой из категорий, выбранных для отображения, потому что оно является частью Основных требований отображения (Display Base Requirement). Данный знак будет наглядно показывать, что глубина помехи выше, чем безопасное значение контура, и, таким образом, эта помеха представляет угрозу для судна.
Часто, но не всегда можно нажать на этот знак, выбрать режим «Вывести отчет» (Pick Report) и получить детальную информацию об опасности, включая ее глубину и тип.

Если изолированная подводная опасность находится на глубине ниже значения контура безопасности, она не будет отображаться, потому что не является угрозой для судна, при условии, что значения контура безопасности были выбраны правильно. Таким образом, дисплей не засоряется ненужными элементами. 
Если нужно вывести на экран все подводные опасности, например для того чтобы подтвердить полученные промером данные о положении судна, можно выбрать режим «Показывать прочую информацию» (All Other Information).

В этом случае те помехи, которые залегают ниже контура безопасности корабля, будут отображаться стандартными знаками, например как обломки судна, нежели символом «изолированная подводная опасность».
Тем не менее, в соответствии с требованиями IMO те помехи, которые залегают не ниже контура безопасности и непосредственно внутри него, будут отображаться знаком «Изолированная подводная опасность». 
Необходимо отметить, что некоторые подводные опасности отображаются в виде участков, а не отдельных точек. В таком случае используется точно такой же знак, а границы участка отмечаются пунктирной линией. 

Недостаточный контур глубины 
Идея выбора контура безопасности судна, а также то, как его показатели влияют на отображение изолированных подводных опасностей, лежащих внутри его границ, определены в стандарте «Эксплуатационно-технические требования» для ЭКНИС, созданном IМО. В них сказано, что если контур безопасности, указанный моряком, выбрать невозможно, то по умолчанию в качестве такого контура должен быть выбран максимально приближенный контур с большей глубиной. 
На самом деле тот небольшой набор заданных контуров во многих электронных навигационных картах обозначает, что иногда, например при следовании в некоторые порты, судно должно пересекать участки со значениями, меньшими, чем контур безопасности, установленный системой по умолчанию. 

Нужно понимать, что в подобной ситуации ЭКНИС также может помочь безопасной навигации, если, например, будет выбран режим «Показывать прочую информацию» и включена функция отображения результатов промеров глубины эхолотом.
В этом случае к ЭКНИС нужно относиться как к бумажной карте, показанной на экране, а от моряка требуется внимательно следить за всеми отмеченными подводными опасностями. При таком использовании ЭКНИС подводные опасности будут показаны символом фактической угрозы, а не красным значком «Головка болта». 

Однако в стандарте ЭКНИС S-52 Международной гидрографической организации воспроизведение данных включает в себя дополнительную функцию, которая призвана помочь в данной ситуации. 
Она доступна в большинстве, но не всех электронных картографических навигационно-информационных системах. Вероятно, такая избирательность объясняется тем, что данная функция не является обязательной ни в соответствии с Эксплуатационно-техническими требованиями IMO, ни в соответствии с резолюцией по ЭКНИС Международной электротехнической комиссии (МЭК), также известной как IEC 61174.

S-52. Расширенный контур безопасности 
Эксплутационно-технические требования IMO предполагают, что может быть выбрано только одно значение контура безопасности. В то время как S-52 идет на шаг дальше и усиливает эффективность системы, позволяя использовать как значение, установленное пользователем, так и значение, по умолчанию используемое системой. Причем система выбирает следующее по глубине посадки судна значение в случае, если выбранное пользователем не соответствует предустановленным значениям контура безопасности. S-52 использует значение, установленное пользователем, чтобы определить, нужно ли показывать знаки изолированной подводной опасности или выбранный системой контур безопасности.

Если конкретная ЭКНИС использует полную процедуру по определению контура безопасности, то у пользователя есть возможность выбрать функцию отображения изолированной подводной опасности, которая находится на участке мельче, чем установленный пользователем контур безопасности.
Предполагается, что такая опция может использоваться в случае, если судно должно находиться в водах, которые мельче его контура безопасности по умолчанию. Тогда отображение результатов промеров глубины на дисплее ЭКНИС является обязательным.

Если пользователь выбирает этот вариант, то ЭКНИС показывает только красный знак изолированной подводной опасности из режима «Стандартный дисплей», т. е. подводные помехи, находящиеся на участке, который располагается глубже, чем постоянно отображаемый контур безопасности, показаны не будут.
Фактически это дело вкуса – захочет ли моряк включить функцию «Показать изолированные подводные опасности» или нет. 
Тем не менее пользователь обязан знать, какой режим включен. Если он уверен, что включен режим «Показывать прочую информацию», но в действительности забудет его активировать, то подводные опасности на участках выше контура безопасности, установленного по умолчанию, отображаться не будут. 

Кроме того, IМО также определяет безопасную глубину, которая отличается от контура безопасности. ЭКНИС использует безопасную глубину для акцентирования результатов промеров, которые равны или менее безопасной глубины, при условии, что выбран режим отображения результатов промеров. 
Настройки контура безопасности также влияют на сигнал тревоги и систему символов, отображаемых в определенных условиях, в то время как безопасная глубина влияет только на отображение промеров.

ЭКНИС – различия систем 
Приведенная ниже иллюстрация наглядно показывает, как по-разному отображается один и тот же участок на дисплеях двух систем (см. рис. 1). В обоих случаях пользователь установил контур безопасности на значении 7 м. 
По умолчанию обе системы предлагают единственный близкий по значению контур безопасности, равный 10 м. Именно этот контур показан на картах. На левом изображении мы видим результаты при использовании полной процедуры S-52, когда выбран режим «Показать изолированные опасности на мелководье».

Здесь отмечены все подводные опасности, находящиеся менее чем в 7 м от судна по отношению к уровню моря и лежащие как внутри, так и снаружи безопасного контура в 10 м, помеченного красным знаком. 
В данном конкретном случае они все лежат на мелководье. Если бы не была выбрана функция отображения изолированной подводной опасности на мелководье, мы бы ни одну из них на этой карте не увидели. 
На второй карте – справа – показан случай, когда ЭКНИС не использует S-52. Картина разительно отличается, даже несмотря на то что пользователь установил тот же контур безопасности, равный 7 м. 
Во-первых, теперь опасности будут только определяться для участков, глубже установленного по умолчанию 10-метрового контура. Во-вторых, будут отображаться только опасности, которые ближе к поверхности воды, чем контур по умолчанию, но не контур, установленный пользователем. 

Таким образом, из всех подводных опасностей у нас отображается только одна, которая, скорее всего, залегает на уровне 7-10 м и которую не видно на первой карте. 
Эти иллюстрации наглядно показывают, как по-разному могут выглядеть дисплеи двух разных систем даже при введении пользователем одного и того же значения контура безопасности. 
Тем не менее эти различия можно легко объяснить, и оба подхода обеспечивают безопасную навигацию, при условии, что пользователь хорошо владеет ЭКНИС в целом и активно пользуется функциями и режимами конкретной системы, установленной на судне.
Однако невозможно спорить с мнением, что унификация отображения контура безопасности разными системами, безусловно, облегчит как расходы, так и сам процесс обучения работе с ними. 

Энди Норрис, Digital Ship
Перевела  Виктория Плеханова

Статья опубликована в журнале Navigation & Communication Magazine №5-2011.

http://ncmagazine.ru/index.php?page=otobrazhaya-opasnost

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom