Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

ЗАРОЖДЕНИЕ ШТУРМАНСКОГО ДЕЛА И ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЫ НА СЕВЕРЕ РОССИИ

B Х столетия новгородцы завоевали северо-восточную часть страны, известной в истории под именем Биармии, включавшую Архангельскую, Вологодскую, Пермскую и Вятскую земли. В "Повести временных лет" упоминается о посещении новгородцами Печоры и Югры в 1096 г . Известный путешественник А.Э. Норденшельд писал: "Поморы появились на Крайнем Севере Европы в Х - ХI вв., в то время как норвежцы в Финмарке лишь в ХIII веке". Уже в ХII веке новгородцы вышли к берегам Белого моря, достигли Кольского залива, образовали ряд поселений на западном берегу Онежского и Двинского заливов, основали монастырь Михаила Архангела, Колу и начали совершать сначала прибрежные, а затем и более дальние морские походы.По крайней мере в норвежских документах за 1200 год уже говорится о появлении русских судов вблизи норвежских владений (УДК 911 ''История карты Белого моря'', ''Записки по гидрографии'' № 207, 1982г., издание ГУНиО МО СССР, стр.48). В 1320г. Игнат Малыгин, как предводитель ушуйников, ходил на Мурман против норвежских морских пиратов, не проускавших русские торговые суда вокруг Скандинавии.

Из устьев Северной Двины и Печоры, держась по возможности берегов, русские ходили для промыслов и торговли через Югорский Шар и Карское море в реку Обь и далее до Енисея, и нет сомнения, что в этихплаваниях они открыли лежащую к северу от Вайгача Новую Землю. Несмотря на препятствия, встречаемые ото льдов, и на лишения всякого рода,плавания русских по этим далеким и негостеприимным водам были в большом развитии до самого начала ХVII столетия и жители Беломорского краяпочитались, как почитаются и в настоящее время, отличными мореходами.Вообще наши предки в ХI - ХII столетиях заходили на север далее, нежели все другие народы Европы, не исключая и самих норманнов. (ГаленкоВ.И. "Курс - Север", Мурманское книжное издательство, 1978 г. стр.93).

Следует отметить, что штурманское вооружение поморских судов былопримитивным на протяжении многих веков. При плавании вдоль берегов поморы обходились береговыми "признаками" (знаками, крестами). Спецификаплаваний не требовала многодневного отрыва от берегов. В дальних же походах на Грумант (Шпицберген) и на Новую Землю они использовали компасы и солнечные часы, а определение места производили по Солнцу и звездам. Русские мореходы пользовались магнитным компасом еще в ХV в.Доказательством этого служит такой общеизвестный факт, как наличие наберегах Северного Ледовитого океана приметных крестов. Эти кресты,сделанные из огромных бревен, своей поперечиной были всегда ориентированы по направлению магнитной стрелки. Поморам в то время о склонении компаса не было известно, а "ошибка" в установке крестов как раз в точности соответствовала величине магнитного склонения. Кресты были видны из далека и служили своеобразными маяками. Их видели западные путешественники на Русском Севере в ХVI -ХVII вв., хотя большая часть крестов, особенно к востоку от Белого моря, была уничтожена в 1626г., когда во исполнения царского приказа "о запрещении морского хода в Мангазею" тобольский воевода донес царю Михаилу Федоровичу: "... и те признаки (кресты-маяки) велели мы, холопы твои, зжечь, чтоб однолично в Сибирь, в Мангазею, немецкие (так называли тогда всех иноземцев) водяным путем и сухими дорогами ходу не проискали". Об употреблении поморами компаса упоминается и в иностранных источниках. Участник экспедиции Баренца де Фер описывает встречу с судном поморов близ устья Печоры 12 августа 1597 г . так: "Русские принесли свой небольшой морской компас и стали показывать, что Кандинес (Канин-Нос) находится к северо-западу от нас; это же самое показывал и наш компас...". Компас поморы называли "матка" (или "маточка"). (Галенко В.И. "Курс - Север", Мурманское книжное издательство, 1978г., стр. 16-17,19,104) Говоря об истории появления компаса на Севере, нельзя обойти молчанием деревянный компас поморов. Хотя принципиально он отличался от магнитного (в нем отсутствовала магнитная стрелка), но назначение его было тем же определять направление, главным образом в каботажном плавании. Деревянным компасом начали пользоваться в ХIV - начале ХV вв. и называлиего ветромером. Это был сферический сегмент диаметром 60 - 70 и толщиной 5 сантиметров . Диск его был разбит на 32 румба, обозначенных деревянными стержнями. В центре компаса стоял штырь для определения линии север - юг по тени от солнца в полдень. Если его не было, то компас ориентировали по крестам - маякам, приметным береговым мысам или господствующим ветрам и, таким образом, выбирали направление, по которому следовало плыть. Правильность направления периодически проверяли. Деревянный компас поморы использовали до конца ХVII в. Однако, чтобы им пользоваться , надо было хорошо знать местные условия, так как компас часто ориентировали по направлению ветра. Поморы прекрасно знали условия плавания, и свой опыт передавали из поколения в поколение.

Известный путешественник А.Э. Норденшельд писал: "Поморы появились на Крайнем Севере Европы в Х-ХI вв.,в то время как норвежцы в Финмарке лишь в ХIII веке". Уже в ХII веке новгородцы вышли к берегам Белого моря, достигли Кольского залива,образовали ряд поселений на западном берегу Онежского и Двинского заливов,основали монастырь Михаила Архангела, Колу и начали сорвершать сначала прибрежные, а затем и более дальние морские походы.По крайней мере в норвежских документах за 1200 год уже говорится о появлении русских судов вблизи норвежских владений (УДК 911 ''История карты Белого моря'',''Записки по гидрографии''№ 207, 1982г., издание ГУНиО МО СССР, стр. 48). В 1320 г . Игнат Малыгин, как предводитель ушуйников,ходил на Мурман против норвежских морских пиратов, не пропускавших русские торговые суда вокруг Скандинавии. До 1525г. Дмитрий Герасимов составил первую карту побережья Северного Ледовитого океана. "Чертежи" делали без градусной сетки и обозначения масштаба,хотя некоторое представление о масштабе у русских мореплавателей все-таки было. Для составления "ландкарт" созывали бывалых людей и расспрашивали их о том, какие пункты в какой стороне находятся (ориентируясь на полуденную линию солнца) и на сколько дневных переходов удалены. Так с помощью "сведомцев","памятных бывальцев", "достоверных писцов" рождались "расспросные карты". В 1627г. была составлена "Книга Большому чертежу", в которой была включена "Роспись поморским рекам берегу Ледовитого океана". (Галенко В.И. "Курс - Север", Мурманское книжное издательство, 1978 г ., стр. 59, 60, 179, 180). Ценную реликвию нашли участники экспедиции Арктического института Главсевморпути (1944-45гг.) на острове Фаддея и в заливе Симса в юго-западной части моря Лаптевых - солнечные компасные часы. Они представляли собой комбинацию солнечных часов и обычного компаса. По этим часам можно было определять время и проверять показания компаса,сравнивая их с направлением тени солнечных часов. А это давало возможность определять склонение компаса. (Галенко В.И. "Курс - Север", Мурманское книжное издательство, 1978 г ., стр. 17-18) В ХVIII в. у поморов появляются астрономические приборы: квадранты, градштоки, астролябии. Градшток у русских мореплавателей назывался "палкой" Был популярен, благодаря своей простоте, так как его можно было изготовить из подручного материала. (Галенко В.И. "Курс - Север", Мурманское книжно издательство, 1978г., стр. 33,104).

Еще в IV в. поморы приступили к строительству специальных судов,приспособленных для плавания в суровых условиях Северного Ледовитого океана, - кочей. Уже в начале ХI в. новгородцы выходили из Белого моря в Карское. Открытие Северного морского пути (ранее называвшегося Сибирским морским путем) произошло в ХII -ХIII вв. Первые новгородскиелетописи свидетельствуют о выходах поморов - новгородцев в прибрежное плавание по Карскому морю во второй половине ХIV в. после того, как в1364г. отряды воевод Александра Абакумовича и Степана Ляпы "воеваше по Обе реки до моря...". Русские в 1349 и 1412 гг. совершали походы в Норвегию, а в 1496 -1497 гг. на российских судах плавал вокруг Скандинавии в Копенгаген и обратно Григорий Истома - посол Ивана III . Этим же путем из Белого моря в Данию ходили Власий и Дмитрий Герасимов в конце ХV - начале ХVI в. (Галенко В.И. "Курс - Север", Мурманское книжное издательство, 1978г., стр.94; Висковатов А.В. Там же, стр.141; "Гидрографическая изученность Северного морского пути к началу ХХ века", "Записки по гидрографии" Приложение к № 220, ГУНиО МО СССР,1988 г., стр.5; А.А.Комарицын "Гидрография России на службе Родине и флоту", "Записки по гидрографии" № 242, ГУНиО МО РФ, Санкт-Петербург,1997г., стр. 6).

Еще в конце ХV в. на Руси получила известность расположенная в Приобье богатая пушниной Мангазея. Во второй половине ХVI в., как подтверждают документы, новгородцам стал известен путь туда по Карскому морю. В начале ХVII в. русские купцы и промышленники плавали не только в Мангазею, но, по свидетельству голландского ученого Н. Витсена, и к устью реки Лена. В 1584г. московитянин Лука по морю на трех кочах проплыл до Енисея. В 1940г. в бухте Симпсона и на островах Фаддея были обнаружены остатки судна, изба и личные вещи отважных русских мореходов, сохранившиеся предположительно с 1615-1618 гг. после плавания вокруг полуострова Таймыр. (Галенко В.И. "Курс - Север", Мурманское книжное издательство, 1978г., стр.95,97; "Гидрографическая изученность Северного морского пути к началу ХХ века", "Записки по гидрографии" Приложение к № 220, ГУНиО МО СССР, 1988г., стр.5) Не исключено, что первыми из европейцев проникли на Шпицберген именно поморы. В письме от 11 марта 1576г . датского короля Фредерика II к Людвигу Мунку упоминается о русском кормщике, "обычно ежегодно плавающем около Варфоломеева дня (конец августа) в Гренландию". Шпицберген тогда отождествляли с островом Гренландия. Баренц также считал его частью Гренландии, и это заблуждение держалось вплоть до 1820г . (Галенко В.И. "Курс - Север", Мурманское книжное издательство, 1978г., стр.96).

В начале ХVII в. в России зародилось лоцманское дело. Годом его появления принято считать 1613-й, когда Михайло-Архангельская обитель (Ново-Холмогоры) была переименована в город Архангельск. В 1653г. на Белом море крестьянину Ивану Хобарову царским указом было разрешено вводить в Архангельск и выводить из него "торговые разных земель корабли". В конце ХVII в. "вожевой промысел" стал сдаваться с торгов на откуп. В 1671г. за 10 рублей, с 1676г. по 1685г. - за 92 рубля, затем запрещен, а в 1690г . "вожи" были переведены в ведение таможни. За ввод в порт взималось 2 рубля, за вывод - 6 рублей. (Г.А. Аммон "Морские памятные даты", стр.20; Галенко В.И. "Курс - Север", Мурманское книжное издательство, 1978г., стр. 101).

Первая карта Белого моря издана Андрианом Шонбеком в 1701г. в Москве, основой для ее издания послужила морская карта Белого моря,помещенная в голландском "Зей факеле" ван Кейлена. В этом же году была составлена первая карта Черного и Азовского морей. С первых лет ХVIII столетия началось бурное развитие торгового и военного мореплавания на Белом море. В 1702 году в Архангельске стали строиться русские военные суда - линейные корабли и фрегаты, которые были крупнее поморских и иностранных купеческих судов. Плавание в Белом и Баренцевом морях до второй половины ХVIII в.обеспечивалось картами голландского атласа Ван-Кайлена "Зее-факел"(Морской светильник)1600 года. Материалами для него послужили сведения английских и голландских мореплавателей, искавших в ХVI столетии морской путь в Индию (северо-восточный морской проход). На картах этого атласа был изображен берег от границ Норвегии до Карского моря и Новой Земли, с частными планами многих якорных стоянок. Однако, они имели значительные искажения форм береговой черты и были весьма неточны в расстояниях между географическими пунктами. Например, при фактической ширине горла Белого моря 56 миль на карте она составляла 17 миль , остров Сосновец размером 8 каб (кабельтов) на 2 каб на карте был нанесендлиной 100 каб и шириной 40 каб. Пользоваться картами этого атласа можно было только для опознания берегов, а не для определения места судна. (УДК 911, см. выше, стр.49) По данным этих карт в 1701 - 1703 годах в России были награвированы карты: "Чертеж реки Двина или Архангельска", "Размерная карта, начинающаяся от узкого прохода между Русского и Белого моря" (от Колы и Канин Носа до Архангельска), "Размерная карта от Пялицы даже до Ковды" (западная часть Белого моря). Основными средствами навигационного обеспечения в вышеописанный период являлись береговые ориентиры - естественные и искусственные, в отрыве от берега - небесные светила. Значение Полярной звезды как самого важного ориентира относительно стран света было известно с глубокой древности. Но главным оставались опыт и искусство мореходов. Появление магнитного компаса (вначале как магнитной иголки, прикрепленной к поплавку) исследователи относят к ХII в. В начале ХIII в. к магнитной стрелке была прикреплена картушка, и с этого времени основные принципы конструкции магнитного компаса сохранились до наших дней.Скорость хода определялась на глаз или по заранее сделанным вычислениям времени прохождения судна мимо выброшенных за борт предметов (палки, бревна). Позднее стали применяться в качестве измерителя времени песочные часы (полуминутные, минутные и т.п.). Секторный лаг с лаглинем, разбитым узелками на отрезки такой длины, которая соответствовала скорости судна в один узел, появился лишь в ХVI в. и применялся в России вплоть до ХIХ в. До начала ХVIII в. лоты применялись, как правило,в прибрежной зоне и имели лотлини длиной не более 100 - 200 метров. В ХVIII в. у поморов появляются астрономические приборы: квадранты, градштоки, астролябии. Градшток у русских мореплавателей назывался "палкой" Был популярен, благодаря своей простоте, так как его можно было изготовить из подручного материала. Если определение широты в море по Полярной звезде или по Солнцу в полдень с помощью примитивных угломерных приборов (рейки, градштоки и т.п.) давало, в общем, удовлетворительные результаты, то определение долготы осуществлялось лишь приблизительно по счислению. (Галенко В.И. "Курс - Север", Мурманское книжное издательство 1978г., стр. 33,104; А.А.Комарицын "Гидрография России на службе Родине и флоту", "Записки по гидрографии" № 242, ГУНиО МО РФ, Санкт-Петербург, 1997г., стр. 6; В.И. Корякин, А.А. Хребтов "От астролябии кнавигационным комплексам", Санкт-Петербург, издательство "Судостроение", 1994 г ., стр. 162,167,189).

Петр I, плавая в Белом море в 1693,1694 и 1702 годах, убедился в грубых неточностях иностранных карт, а также в сложности плавания в Белом море с его течениями, мелями, туманами и штормами. Поэтому, несмотря на отсутствие своих кадров геодезистов, гидрографов и штурманов, уже при нем были предприняты первые шаги по описанию отдельных частей Белого моря, таких как рейд Соловецких островов, устье Северной Двины.( УДК 911 "История карты Белого моря", "Записки по гидрографии" N-207,1982 года, ГУНиО МО СССР, стр.55) На основании вышеизложенного можно сделать выводы: Первыми представителями штурманской службы на Севере являлись лоцманы Архангельска, которые организационно замыкались на капитана от пилотов (с 1718 года) или на капитана над штурманами (с 1722 года).

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom