Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы Тихоокеанского флота неразрывно связана с историей предшествовавших ему военно-морских формирований существовавших на русском Дальнем Востоке: Охотской флотилии (1731-1850 гг.), Петропавловской флотилии (1850-1856 гг.; по другим данным и в эти годы флотилия называлась Охотской); Сибирской флотилии (1856-1918 гг.); Народно-революционного флота Дальневосточной республики (1921-1922 гг.); Морских сил Дальнего Востока (1922-1926 гг.); Дальневосточной военной флотилии (1927-1931 гг.), Морских сил Дальнего Востока (1932-1935 гг.).

Так в период существования частных инспекторов КФШ (1827-1857 гг.) ими были: на Охотской флотилии – П.И. Ильин в 1831-1842 гг.; на Сибирской флотилии – В.М. Бабкин – в 1856-1857 гг.

После освобождения Дальнего Востока, приказом командующего Красным флотом от 23 ноября 1922 г. на Дальнем Востоке были объявлены штаты, а 27 ноября было сформировано Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на дальнем Востоке (Убекодальвост). Управление объединило Гидрографическую экспедицию Восточного океана, Дирекцию маяков и портов Восточного океана и Владивостокскую морскую обсерваторию. Убекодальвост решало задачи Штурманской службы флота до 1935 г., начальником управления был назначен Б.В. Давыдов.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. штурмана Тихоокеанского флота осуществляли решение задач кораблевождения при переходах кораблей и подводных лодок для участия в боевых действиях с Тихоокеанского на Северный флот, а также при высадке морских десантов на Тихоокеанском театре военных действий в период войны с империалистической Японией.

В 1942 г. осуществлен переход Северным морским путем из Владивостока в Полярное экспедиции особого назначения в составе: лидера “Баку” и эсминцев “Разумный” и “Разъяренный”.

В 1942-1943 гг. совершен переход группы подводных лодок ТОФ на СФ через Тихий и Атлантические океаны и 9 морей для участия в боевых действиях.

В период с 12 по 25 августа 1945 г. штурманами и гидрографами флота обеспечена высадка морских десантов в северокорейские порты Юки, Расин, Сейсин, Одецин, вмб Гензан, на Курильские острова и остров Сахалин.

После освобождения Курильских островов и Сахалина от японских захватчиков начинается бурное развитие прибрежной зоны Дальнего Востока СССР. С каждым годом нарастала интенсивность судоходства, увеличивались рыбопромысловый и транспортный флот, количественный и качественный состав кораблей и подводных лодок Тихоокеанского флота.

Общая ситуация на море по обеспечению безопасности мореплавания, как в прибрежной зоне Охотского и Берингова морей, так и в открытой части Тихого океана, вызвала необходимость усиленной работы штурманов ТОФ, более подробных гидрографических исследований.

Особая глава истории штурманов ТОФ - боевое траление: в 1945-1955 гг. - в Татарском проливе, проливе Лаперуза, заливе Петра Великого; в последующие годы - в Бангладеш (Аденском заливе), Египте, Вьетнаме (Хайфоне, Камрани).

Нельзя не упомянуть в связи с этим работы М.И. Скворцова, флагманского штурмана отряда легких сил ТОФ, по созданию специальных номограмм для выполнения навигационно-тактических расчетов при выполнении кораблями артиллерийских стрельб по береговым целям в 1945-1950 гг.

Экспедиция особого назначения (ЭОН-53) в составе восьми тральщиков проекта 254 и семи срт калининградской постройки в период август-сентябрь 1953г. Северным морским путем перешла на Тихоокеанский флот.

В 1958-1960 годах эскадра Тихоокеанского флота отрабатывала совместное использование артиллерийского и торпедного оружия в составе ударных групп, состоящих из 4-6 эсминцев и 1-2 дивизионов торпедных катеров, а с появлением ракетных кораблей проектов 56М, 57 и 58 - использование ракет этими кораблями.

Послевоенное развитие ВМФ характеризуется его глубокими качественными изменениями. Перед штурманской службой встали сложные задачи осуществления безопасного в навигационном отношении плавания в любом районе Мирового океана и выработки навигационных данных для применения ракетного оружия с большим радиусом действия. В этой связи следует вспомнить об изобретении в начале 1960-х годов помощником флагманского штурмана ТОФ кап. 2 р. С.Д. Жущиховским способа определения места корабля методом заранее программируемых профилей рельефа дна, который был внедрен в практику и признан впоследствии Академией наук СССР.

Большую помощь штурманам в освоении новой техники оказали офицеры Гидрографической службы ТОФ: контр - адмиралы А.А. Рогоцкий и Г.Ф. Баранов, кап. 1 р. В.И. Корякин, В. Андреев, А.И. Груздев, М. Мингалев.

В середине 1960-х гг. на ТОФ был получен положительный опыт применения навигационных гидроакустических систем для определения места пл по пеленгам фокусов этих систем, измеренных с помощью гидроакустического комплекса. В те же годы на флоте активно использовались АНС "Лира-I" и "Лира-II" на боевой службе и при выполнении практических ракетных стрельб. Этому способствовала деятельность флагманских штурманов кап. 2 р. В. Деменцова, Н.А. Мозгового, Г.А. Колчина, кап. 3 р. Р.С. Заико и Ю. Пронина, а также то, что в открытой части Тихого океана рабочие зоны РHC "Лоран-А" и "Лоран-С" были ограничены, и атомным пл было запрещено всплытие в надводное положение.

С середины 1960-х годов корабли Тихоокеанского флота начали привлекаться к несению боевой службы вначале одиночно, затем - соединениями кораблей. Сторожевые корабли проекта 259 выполняли поставленные задачи в южной части Японского моря, а эскадренные миноносцы и ракетные корабли - в Восточно-Китайском и Филиппинском морях.

В начале 1970-х гг. под руководством контр-адмирала Э.С. Бородина на ТОФ были разработаны: " Руководство по использованию судовых РТС для расхождения с судами", " Руководство по плаванию кораблей и судов в осенне-зимний период", "Руководство астрономическим расчетом" и "Практическое руководство по гидрометеорологии для штурманов" (1973). Руководства впоследствии были объявлены в Извещениях мореплавателям и внедрены на флоте.

В различные периоды существования объединений штурманские их службы возглавляли:

Камчатская военная флотилия разнородных сил (Камчатская флотилия разнородных сил) – кап. 1 р. В. Бобков, К.К. Брюхов, В. Ткаченко, В.Н. Иванов, Е.И. Худояров, Т. Калимулин;

2-я флотилия подводных лодок – кап. 1 р. Л.И. Михайлов, В.И. Алексин, Н.И. Неупокоев, В.А. Рябоконь, А.С. Федоровский, И. Ситников, А.С. Тарасов;

Совгаванская военно-морская база (Сахалинская флотилия разнородных сил, Совгаванский военно-морской район) – кап. 2 р. А. Раскин, В.С. Абрамов, кап. 1 р. Н.В. Иванченко, В.П. Мокроусов, В.И. Чернов, С. Можаев, О. Калинкин;

Военно-морская база "Стрелок" (Приморская флотилия разнородных сил) – кап. 1 р. К.К. Брюхов, кап. 2 р. И.Е. Ахмыловский, А. Еренков, В.Ф. Абрамов, И. Селиванов, кап. 1 р. А. Гедзюра, В.Г. Мохов, кап. 2 р. А.С. Спивак;

4-я флотилия подводных лодок – кап. 1 р. Х. Сагитов, В. Баранец, Ю.Г. Тарабаров, Е.Г. Бабинов, Х. Ахметов;

6-я эскадра подводных лодок – кап. 1 р. В. Кулешов, Я.К. Круминьш, Р.С. Заико, В.В. Чумаков, Ю.С. Гилев;

15-я эскадра подводных лодок – кап. 1 р. В.А. Петров, Л. Скляр; кап. 2 р. В.Н. Иванов, Н.В. Иванченко, кап. 1 р. В.П. Мокроусов, В.С. Абрамов, С. Можаев;

8-я оперативная эскадра – кап. 1 р. Ю. Коваленко, В. Мамонтов;

10-я оперативная эскадра – кап. 2 р. Р.Д. Ромейко-Гурко , В. Деменцов; кап. 1 р. В.М. Попов, В.В. Фиошкин, О.И. Мокрозуб, В.Н. Андреев, А. Соловьев, О. Киселев;

16-я оперативная эскадра – кап. 1 р. А.С. Тарасов, М.И. Сажаев;

17-я оперативная эскадра – кап. 1 р. Е.И. Худояров, Р.С. Заико.

Тыл ТОФ – кап. 2 р. И.П. Каракаш.

 

В 1977 г. на ТОФ образован Отдел кораблевождения с подчинением Начальнику штаба флота. В составе отдела служили:

1977-1980 гг.: флагманский штурман ТОФ – кап. 1 р. Л.И. Михайлов, заместитель флагманского штурмана – кап. 1 р. В.М. Попов, офицеры – кап. 2 р. В.В. Раков, Г.В. Ершов, В.В. Чумаков;

1980-1986 гг.: флагманский (главный) штурман - контр-адмирал В.В. Владимиров, заместитель флагманского (главного) штурмана – кап. 1 р. В.М. Попов, офицеры – кап. 1 р. В.В. Чумаков, кап. 2 р. В.И. Чернов, В.В. Раков, О.Т. Андрусенко (с 1985 г.);

1986-1992 гг.: главный штурман ТОФ - контр-адмирал В.М. Попов, заместитель главного штурмана – кап. 1 р. Ю.Г. Тарабаров (затем Е.И. Худояров), офицеры – кап. 1 р. В.В. Чумаков, В.Г. Мохов, О.Т. Андрусенко. В 1988 г. отдел под новым наименованием "Штурманская служба" вошел в состав Управления боевой подготовки ТОФ.

С 1992 г. главный штурман ТОФ - контр-адмирал Е.И. Худояров, зам. главного штурмана – кап. 1 р. В.Н. Андреев, офицеры отдела – кап. 1 р. В.В. Чумаков, О.Т. Андрусенко, кап. 3 р. П.Г. Попов (с 1995 г.).

С декабря 2001 г. главный штурман ТОФ - кап. 1 ранга М.И. Сажаев, зам. главного штурмана – кап. 1 р. А.С. Спивак, офицеры отдела – кап. 3 р. А.А. Евдошенко.(с 2002 г.)

Благодаря повседневной и кропотливой работе вышеперечисленных флагманских штурманов всех категорий на флоте успешно осваивались корабли и подводные лодки с навигационными комплексами, выполнялись задачи несения боевой службы одиночными кораблями, а затем и соединениями кораблей в Тихом, Индийском океанах, Японском, Охотском, Южно-Китайском морях. Выполнялись боевые задачи по оказанию интернациональной помощи Вьетнаму, Эфиопии, Бангладеш, Сомали, Йемену, Египту.

Немалый вклад в дело навигационной безопасности плавания кораблей иностранных ВМС в ходе их визитов в порт Владивосток внесли флагманские штурманы: контр-адмирал В.М. Попов, контр-адмирал Е.И. Худояров, кап. 1 р. В.Н. Андреев, кап. 1 р. О.Т. Андрусенко, кап. 1 р. В.Г. Мохов, кап. 2 р. О.Л. Шестенков, кап. 2 р. А.С. Спивак, кап. 2 р. Д.В. Абрамов.

Флагманские штурманы Тихоокеанского флота в различные годы:

полковник КФШ

Коробицын А.А.

до 1904

старший лейтенант

Яновский Василий Александрович

12.2.1907-1915

капитан 2 ранга

Лапушкин Яков Яковлевич

1932-1939

капитан 2 ранга

Куликов Михаил Дмитриевич

1939-1940

капитан 2 ранга

Паршин Валентин Георгиевич

1942-1946

капитан 1 ранга

Яросевич Виктор Феликсович

1946-1953

контр-адмирал

Дмитриев Владимир Иванович

1953-1966

контр-адмирал

Бородин Эрик Сергеевич

1966-1976

капитан 1 ранга

Михайлов Леонид Иванович

1976-1980

контр-адмирал

Владимиров Владимир Владимирович

1980-1986

контр-адмирал

Попов Владимир Михайлович

1986-1992

контр-адмирал

Худояров Евгений Иванович

1992-2001

капитан 1 ранга

Сажаев Михаил Иванович

с 12.2001

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom