Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

ШТУРМАНСКИЕ СУДЬБЫ ВАРЯГА

Судьба корабля, его командира и экипажа неразрывно связаны.Корабль «выводит в люди» каждого, кому судьба уготовила хоть немного послужить на нем. И чем больше любви, внимания и заботы отдано матросом, мичманом, офицером своему кораблю, тем ярче дальнейшая судьба человека, начинавшего свой жизненный путь на палубе, сигнальном мостике или в штурманской рубке.

На различные вершины службы выводил своих штурманов легендарный крейсер «Варяг», различные судьбы и жизненный путь у тех, кто был связан со штурманским делом на крейсере «Варяг».

Старший штурман на крейсере в русско-японскую войну 1904-1905 гг. лейтенант БЕРЕНС Евгений Андреевич в военной службе достиг многого – был первым советским начальником Морского Генерального штаба и Командующим Морскими силами Республики.

Окончил Морской корпус в 1895 г.Ему было 27 лет, когда крейсер участвовал в бою с японской эскадрой при Чемульпо. За этот бой награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

После войны преподавал в Морском корпу¬се, читал лекции в Академии Генерального штаба, служил старшим офицером броненосца „Цесаревич", принял участие в спасении жителей г. Мессины во время землетрясе¬ния. С 1909 г. в Морском Генеральном штабе, а через год на военно-дипломатической работе в Германии и Голлан¬дии, в годы 1-й мировой войны военно-морской атташе в Италии. При Временном правительстве в 1917 г. был начальником статистического, а позже иностранного отдела Морского Генерального штаба.

После Великой Октябрьской социалистической революции добровольно перешел на сторону Советской власти. Стал первым советским начальником Морского Генерального штаба, а с апреля 1919 г.— Командующим Морскими силами Республики. Разрабатывал план Ледового похода Балтийского флота (1918) и обосновывал доклад Советскому прави¬тельству о необходимости затопления кораблей Черноморского флота в Новороссийске в 1918 г. Впоследствии был уполномоченным по особо важным поручениям при Революционном Военном Совете Республики, а в 1924—1925 гг.— военно-морским атташе СССР в Англии и Франции. В качестве военно-морского эксперта участвовал в работе советской делегации на Генуэзской (1922), Лозаннской (1922—1923) и Рижской (1924) мирных конференциях, а также в работе комиссии по разору¬жению в Женеве (1927).

Младший штурман крейсера мичман граф Алексей Нирод.

Его судьба осталась навсегда связанной с «Варягом». Во время Чемульпинского боя 27 января (9 февраля) 1904 г. был убит одним из первых снарядов японцев, попавших в крейсер. Снарядом разрушило крыло переднего мостика, возник пожар в штурманской рубке. Вместе с младшим штурманом графом Ниродом были убиты или ранены все дальномерщики станции №1. Останки мичмана Нирода погребены вместе с крейсером при его затоплении.

Не менее интересна судьба сегодняшних штурманов гвардейского крейсера ТОФ «Варяг».

Флагманский штурман объединения кораблей приморской флотилии капитан 1 ранга Шпирко Сергей Валентинович в 1991–1993гг. служил командиром штурманской боевой части на крейсере «Червона Украина».

Окончил штурманский факультет Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О.Макарова в 1983 году.

На Камчатке начинал службу командиром электронавигационной группы, командиром БЧ-1 сторожевого корабля. В течении двух лет руководил штурманской боевой частью крейсера «Червона Украина», заложил основы штурманской службы и штурманские традиции на крейсере. Штурманская судьба вывела Сергея Шпирко на руководящие штурманские должности - вначале флагманским штурманом соединения, а с 2001 года флагманским штурманским объединения кораблей в состав которых неизменно входил и крейсер «Червона Украина» - ставший ныне флагманским кораблем Тихоокеанского флота. На гвардейском ракетном крейсере «Варяг» участвовал в походах в порт Инчхон (1997г.) и порт Йокосука (2002г.). Штурманская служба объединения, возглавляемая капитаном 1 ранга Шпирко Сергеем Валентиновичем занимает передовые позиции, по итогам 2003 года объявлена лучшей на Тихоокеанском флоте.

Штурманская боевая часть гвардейского ракетного крейсера «Варяг» сегодня, пожалуй, самая молодая на флоте. Служат в боевой части лучшие выпускники ТОВМИ им.Макарова. Закончив с отличием штурманский факультет, начали службу на крейсере в 2002 году старшие лейтенанты Кохан Андрей Александрович, Минаев Руслан Борисович, в 2003 году – лейтенант Ковалев Федор Алексеевич. С 2002 года командиром штурманской боевой части на крейсере капитан-лейтенант Защепин Алексей Валерьевич – штурман достаточно опытный, участвовал в походе «Варяга» в японский порт Йокосука в 2002 году, отличается высоким чувством ответственности. В походе отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота в порт Инчхон (Чемульпо) в феврале 2004 года, посвященном 100-летию героического боя крейсера «Варяг» во время русско-японской войны 1904-1905гг. штурманская боевая часть показала высокую организацию и профессионализм в решении навигационных задач кораблевождения, обеспечении безопасности плавания кораблей в сложных навигационно-гидрографических условиях. Поставленные перед боевой частью задачи были решены с высоким качеством.

Предстоящие задачи, которые предстоит решать крейсеру и штурманской боевой части не менее ответственны и сложны, но решить на высоком профессиональном уровне - долг экипажа, носящего имя легендарного «Варяга».

Куда штурманов «Варяга» выведет судьба, к каким вершинам приведет их жизненный путь пока неизвестно. Но в одном есть уверенность – закалка, полученная во время службы на гвардейском крейсере, поможет выйти с честью и достоинством из любой самой сложной ситуации, преодолев все невзгоды и трудности.

Сажаев М.И.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom