СТАНОВЛЕНИЕ ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЫ МОРСКИХ СИЛ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
21 апреля 1932 года были образоfile:///D:/public_html/History/History_2/History_2_2.htmваны Морские Силы Дальнего Востока, их Командующим стал молодой, энергичный флагман флота 1 ранга Викторов М.В. В сформированный штаб МСДВ флагманским штурманом назначается 28-летний выпускник Военно-морской Академии капитан 2 ранга Лапушкин Яков Яковлевич.
Назначение
Лапушкина на Дальний Восток не было случайным. За его плечами к этому
времени была 11-летняя служба в Рабоче-крестьянском Красном флоте –
матросом на учебном судне «Океан», обучение в военно-морском училище в
г.Ленинграде, плавание штурманом на легендарном эсминце Балтийского
флота «Азард». «Азард» знаменит боевыми действиями во время Первой
мировой войны, потоплением английской подводной лодки «L-55» 4 июня
1919г. В Копорском заливе.
Учитывая разностороннюю штурманско-гидрографическую подготовку Лапушкина Я.Я., командование назначило его флагманским штурманом созданных Морских сил Дальнего Востока (МСДВ).
В 1932 году началось большое строительство баз и оборонительных укреплений на побережье Японского моря, были заложены основы мощного советского флота на Тихом океане. МСДВ пополнялись новыми кораблями и подводными лодками, только за год с февраля 1933 по февраль 1934г. количество кораблей увеличилось в 10 раз. В 1933-1934гг. были сформированы бригады средних ПЛ типа «Щ», малых ПЛ типа «М», бригада траления и заграждения, отряд торпедных катеров, формировались соединения, части и учреждения Береговой обороны.
В состав МСДВ были включены Владивостокский военный порт, управление безопасности кораблевождения Дальнего Востока (УБЕКОДАЛЬВОСТ) с судами и плавсредствами, Амурская лоцдистанция. Местами базирования морских сил стали о.Русский с бухтами, б.Улисс и занимаемая УБЕКО береговая линия б.Золотой Рог.
К концу 1934г. сформированы Владивостокский укрепрайон, охрана водного района главной военно-морской базы Владивостока, Владимиро-Ольгинский и Де-Кастринский укрепрайоны береговой обороны МСДВ. В корабельный состав морских сил вошли минные заградители «Ставрополь», «Томск», «Эривань», сторожевой корабль «Красный Вымпел», буксиры «Диомид», «Славянка», «Босфор», «Скрыплев», «Воевода», «Геркулес», «Патрокл» для переоборудования в тральщики, пароходы «Приморье» и «Чукча» для использования в качестве гидрографических судов.
Выбор мест базирования кораблей, соединений и частей проводился лично Командующим МСДВ Викторовым М.В. при непосредственном участии флагманского штурмана Лапушкина Я.Я. Рекогносцировка побережья для выбора пунктов базирования производилась преимущественно с СКР «Красный вымпел», заходившего в каждую бухточку от мыса Поворотный до Татарского пролива. Личная оценка Командующего и его флагманского штурмана географических и навигационно-гидрографических условий позволила сформировать оптимальную систему базирования флота на многие годы вперед.
К
началу 1935г. МСДВ настолько выросли, что по существу уже представляли
собой вполне организационно-сформированный флот. Правительством было
принято решение о переименовании МСДВ в Тихоокеанский флот.
Интенсивной и напряженной была на флоте боевая учеба и боевая подготовка личного состава. В 1935 году флот по результатам боевой и политической подготовки стал лучшим среди других флотов в Советском Союзе. Среди награжденных за успехи в БП и ПП орденом Красной Звезды – флагманский штурман флота, орден в Кремле вручал М.И.Калинин.
1936 года на Тихоокеанском флоте был отмечен автономными плаваниями подводных лодок 5-й морской бригады ПЛ. с 11 января по 20 февраля в течении 40 суток находилась в зимнем автономном плавании ПЛ «Щ-117», командир Египко Н.П. Все это время подводная лодка без захода в базу находилась в море, в подводном положении она была 340 часов 35 минут, пройдено 3022,3 мили, из них под водой 315,6 мили. По времени нахождения в море это превышало двойной срок автономности подводных лодок типа «Щ». За поход командир и военком были награждены орденами «Красной Звезды», остальные члены экипажа – орденом «Знак Почета». Впервые в истории ВМФ весь экипаж стал орденоносным.
Вслед
за «Щ-117» автономные плавания совершили подводные лодки «Щ-122»,
командир Брук А.В., в море находились 52 суток с 8 марта по 28 апреля и
«Щ-123», командир Зайдулин И.М., плавание продолжалось рекордное время
66 суток с 27 апреля по 1 июля. Этими походами подводных лодок были
заложены основы непрерывного несения боевой службы на отдаленных
морских рубежах.
В 1936г. Начались первые переходы кораблей на ТОФ Северным морским путем. С 3 июля по 17 октября из Кронштадта во Владивосток перешли эсминцы «Войков» и «Сталин» под командованием капитана 3 ранга Сухорукова и капитан-лейтенанта Обухова В.Н. Корабли переходили в составе спецэкспедиции под руководством начальника Главсевморпути Шмидта О.Ю.
В 1937 году ТОФ пополнился гидрографическими судами «Океан» и «Охотск», командиры капитан 3 ранга Равдин А.В. и капитан-лейтенант Михайлов П.П., перешедшими за 109 суток из Ленинграда во Владивосток по СМП. Экспедицию возглавлял военный гидрограф Лавров А.М., в походный штаб входил известный штурман Рыбалтовский Н.Ю.
Сложнейшим оказался переход по СМП гидрографического судна «Камчадал», командир капитан 3 ранга Вершинский А.И.. Выйдя 25 июля из Ленинграда, обогнув Скандинавский полуостров, зайдя на несколько суток в Мурманск, 30 августа в море Лаптевых судно попало в тяжелейшие льды и дрейфовало 8 месяцев в северной части Хатангского залива. Только 30 сентября 1938 года гс «Камчадал» прибыл во Владивосток.
В
1938г. Лапушкин Я.Я. в должности флагманского штурмана отряда кораблей
участвовал в переходе гидрографических судов «Полярный» и «Партизан» из
Ленинграда во Владивосток через Плимут, Бостон Панамский канал,
Сан-Франциско, Датч-Харбор, Петропавловск-Камчатский под руководством
Л.А.Владимирского. Это был первый большой океанский поход, порученный
молодым офицерам, окончившим военно-морское училище в советский период.
Командиром «Полярного» был капитан-лейтенант Ипатов А.П., «Партизана» -
капитан 3 ранга Тюньков П.А., штурманами кораблей – старшие лейтенанты
Петров Б.Ф., Ковель Ю.П., Чалый В.Ф. Особая ответственная задача в
походе легла на командиров и штурманов, которым впервые пришлось
самостоятельно вести корабли в такое большое и ответственное плавание.
Несмотря на обычный набор навигационных инструментов, отсутствие на
кораблях радиолокации, весь переход характеризовался высокой точностью
кораблевождения. Решающая роль в этом принадлежала флагманскому
штурману. Интересной особенностью в походе было то, что на гису
«Полярный» все командные должности исполняли слушатели штурманских
классов Военно-морской Академии им.Ворошилова.
В 1939г. Лапушкин назначен начальником Гидрографического управления ВМФ. На его плечи легла большая и ответственная работа по НГО действий ВМФ в Великой отечественной войне. В эти годы его нередко можно было видеть непосредственно в частях и на кораблях действующих флотов. Работа по оперативному гидрографическому обеспечению боевой деятельности ВМФ во время войны была выполнена гидрографическим управлением, его производственными и научными подразделениями.
Действующие
флоты бесперебойно получали необходимые карты, руководства и пособия,
средства гидрографическо-штурманской техники и специального
навигационного оборудования. Ведущая роль в этом принадлежала
начальнику управления – Лапушкину Я.Я. За участие в организации НГО
Новороссийской десантной операции в ноябре 1943г. награжден орденом
Нахимова 1-й степени. Гидрографическое управление под его управлением
полностью обеспечило решение сложных задач, поставленных перед
Гидрографической службой войной.
В 1947г. необоснованно репрессирован. После реабилитации в 1953г. вернулся в Гидрографическое управление, где возглавил работы по составлению и изданию Морского атласа и многотомного труда «Курс кораблевождения». «Курс КВ» был разработан по инициативе Лапушкина Я.Я. Развитие новых технических средств навигации и разработка методики их использования, новые требования к повышенной точности кораблевождения поставили на очередь и вопрос создания нового пособия для штурманов, построенного на единой методологической основе, взамен начавших терять свое значение разрозненных пособий по навигации, лоции, мореходной астрономии, маневрированию и описанию отдельных мореходных приборов. Одновременно с этим Лапушкин Я.Я. редактировал «Записки по гидрографии» и принимал участие в подготовке и издании целого ряда книг по штурманской тематике.
Награжден орденами Ленина, Нахимова 1-й степени, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, именным золотым кортиком (1954).
Лапушкин Я.Я. стоял у истоков зарождения Штурманской службы Морских Сил Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Под его руководством на флоте с высоким качеством решались задачи обеспечения навигационной безопасности плавания подводных лодок, кораблей и судов, навигационно-гидрографического обеспечения действий сил флота в море.
Лапушкиным Я.Я. заложены основы советской штурманской школы на Тихоокеанском флоте, позволяющие успешно решать кораблям задачи во все периоды становления и развития флота.
Сажаев М.И.
Владивосток, 2004г.