Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская жизнь флота

На румбах юности


Автор Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».

15.02.2012г.

На первом же году службы имя корабельного штурмана лейтенанта Александра Локшина было вписано в современную историю флота. Оно легло одной из первых строк на мемориальную латунную табличку в списке экипажа, ставившего в боевой строй флота морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин».
Надо сказать, что эта высокая честь выпала морякам по трудам их. Они принимали корабль ещё в заводе. Потом три месяца оморячивали его по плану государственных испытаний. График был жёсткий – к причалам Ломоносовской гавани становились только для дозаправки горючим и пополнения припасов. Вместе с экипажем в море выходило около двух сотен заводских специалистов. Так что спать командиру БЧ-1 приходилось прямо в своей штурманской выгородке, что, в общем-то, имело и свои плюсы – глаза со сна открыл, и ты уже на службе. В общем, получил в самом начале службы Саша Локшин то, о чём с детства мечтал, – беспокойную жизнь военно-морского штурмана.

Курсовые углы мечты
А о чём ещё мог мечтать мальчишка, родившийся в стопроцентно морской семье, где отец носил погоны капитан-лейтенанта, а мать – мичмана, и выросший в военно-морских гарнизонах, где большинство мужского населения одевалось в морскую форму? Конечно, глава семьи предпочёл бы видеть в сыне преемника профессии противолодочника, считая эту специальность наиважнейшей на флоте и самой перспективной. Но во время экскурсий на папину работу Саша всё больше тянулся к штурманской рубке и дружбу заводить предпочитал с моряками из БЧ-1.
– Конечно, без романтики не обошлось, – вспоминает Александр Локшин о выборе профессии. Штурмана (а вовсе не какие-то там сухопутные штурманы) – «флотская белая кость, голубая кровь...». И звучало-то как впечатляюще – «кораблевождение»! На штурманский факультет Военно-морского института имени Петра Великого поступил без напряжения – мечта имела наполнение хорошими школьными знаниями по вступительной программе. Учился легко, потому что – с удовольствием и любознательностью. Планку на будущее поднимал высоко – метил служить на атомном подводном флоте. Но к выпуску из института лодок осталось значительно меньше, чем штурманов для них. И тут среди выпускников прошла информация, что есть шанс попасть на новый корабль. Правда, корабль небольшой – морской тральщик, но всё равно об этом можно было только мечтать!
– Корабль ещё на стапелях, – сказали Александру Локшину на комиссии по распределению. – Готовы ехать в Новороссийск, пока что на другой тральщик?
Кто сказал, что путь к мечте всегда проложен по прямой? И молодой штурман принял такой поворот на курсе судьбы.
Базовый тральщик «Лейтенант Ильин» – деревянный корабль двадцати пяти лет от роду, в ту пору он выходил из затянувшегося заводского ремонта. Штурмана на нём не было пять лет. Так что принимать БЧ-1 молодому лейтенанту пришлось на полной должностной глубине. Иной на его месте, может, и загрустил бы от такого начала службы. Но есть в характере Локшина такая черта – позитивность. Он старается жить в полном согласии с философами античности, которые считали, что жизнь бывает хороша или плоха только в зависимости от того, как ты к ней относишься. Море за бонами пока подменялось морем бумаг, которые необходимо было восстановить по штурманскому регламенту, поэтому и в это плавание лейтенант ринулся с полной ответственностью. И, как оказалось, не без пользы: вникнув в суть документации и сконцентрировав институтские знания, быстрее установленного срока подготовился к сдаче зачётов на допуск к управлению боевой частью. Приказ об убытии в Петербург в составе экипажа для принятия нового корабля предвещал новый курсовой угол штурманской судьбы.

Корабль пятого поколения
– Бороться с трудностями один на один – не очень-то продуктивно, – считает лейтенант Локшин. – Лучше опираться на положительные явления сегодняшнего дня.
Положительным было то, что командиром корабля назначили дивизионного штурмана капитан-лейтенанта Дениса Луговского, и то, что «Вице-адмирал Захарьин» был задуман как принципиально новый представитель тральщиков, оснащённый системой поиска мин пятого поколения и соответственно оборудованный по последнему слову науки и техники. Первое предполагало надёжную поддержку в штурманских делах, а второе – подпитывало огромный интерес к познавательному процессу. Государственные испытания в море требовали от экипажа освоения должностных обязанностей без оглядки на отведённые регламентом сроки. «Чем быстрей, тем лучше!» – сказал командир корабля, и БЧ-1 первой сдала зачёты.
– Всем было интересно, так что и подгонять никого не пришлось, – вспоминает Локшин.
Ну, конечно, если горят глаза у командира, то и у подчинённых, скорей всего, отражается этот отблеск.
Впервые на минно-тральном корабле подобного типа были внедрены интегрированные ходовой мостик и главный командный пункт, а также автоматизированная система управления противоминными действиями. Вся штурманская работа была тоже включена в бортовую АСУ. Пришлось фактически с нуля осваивать компьютерные программы штурманского профиля, изучать образцы аппаратуры, о которых в институте и речи не шло. Разработчики и наладчики честно признавались морякам:
– Ребята, многие образцы – опытные, так что вы как бы испытатели. Полагаемся на ваши вдумчивость, осмотрительность и грамотность.
Своеобразным госэкзаменом для лейтенанта Локшина стала проводка «Захарьина» каналом от Ломоносова до Невы и дальше речными узкостями и городскими мостами через Санкт-Петербург в Ладогу, где тральщик для протяжки по внутреннему водному пути принимали буксиры. Родной институт, приветливо сверкнувший окнами своих корпусов уходящему в новую жизнь тральщику, мог гордиться недавним выпускником штурманского факультета – даже бывалый лоцман отметил грамотную уверенность «штурманца» на довольно сложном переходе.

Незаменимый наставник – море
Три года на Черноморском флоте несёт службу под Андреевским флагом современный морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». За это время электронный корабельный лаг отсчитал тысячи миль учебных морских походов и боевых служб. На счету тральщика – успешное выполнение задач в ходе международных морских учений «Черноморская гармония». И, наверное, не будет преувеличением сказать, что корабль нового типа формирует и экипаж нового облика. По крайней мере на примере штурманской боевой части это весьма заметно. Сам её командир старший лейтенант Александр Локшин недавно получил второе высшее образование, единственный из командиров БЧ-1 на флоте сдал экзамен на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Под стать ему и специалисты штурманской боевой части.
– Это же очевидно, что не надо жалеть времени на обучение в первую очередь контрактников, – делится своими выводами Александр Локшин. – А они потом создают как бы индукцию целенаправленной деятельности в подразделении и формируют здоровое коллективное мнение.
Командирскую педагогику Локшин осваивает ещё со второго курса института, когда ему присвоили старшинское звание и направили на первый курс командиром отделения. Потом он был заместителем командира курсантского взвода, исполнял обязанности взводного. Так что дисциплинарную практику освоил уверенно и не считает, что она для его должности ограничена.
– Надо просто почаще в глаза своим морякам заглядывать, - считает штурман.
Его техник штурманский главный старшина Виктор Гриньков и старший рулевой старшина 2-й статьи Андрей Кириченко из тех контрактников, что наверняка и будут основой профессионального флота. Навигационную электронику знают как свои пять пальцев, но корабль в бухту базирования могут вести и без аппаратуры, наизусть зная всю обстановку. И наставниками себя такими показали, что матросы срочной службы Рустам Шарафиев и Сергей Торгашов под их опекой за месяц освоили свои специальности, что не всем морякам удавалось и за полсрока былой двухгодичной службы.
«Корабль к бою и походу приготовить!» – любимая команда для штурмана. Он считает, что неделя тренировок и занятий у причальной стенки не может сравниться по своей результативности даже с однодневным выходом в море. Люди на волне меняются до неузнаваемости – с полуслова всё улавливают.
Бывалые моряки говорят: без хорошего штурмана к командиру корабля в море попутчицей всегда опаска пристаёт. У капитана 3 ранга Дениса Луговского подобной «приставалки» нет. Он своего штурмана обучал с запасом надёжности, чтобы не приходилось в море, образно говоря, в его прокладку через плечо заглядывать. Теперь наука эта проверена морем. Доволен профессиональной подготовкой Александра Локшина и дивизионный штурман капитан-лейтенант Максим Добровольский.
Самому Локшину динамичная служба в бригаде охраны водного района приходится по душе. Его семья недавно отпраздновала новоселье по военной ипотеке. Правда, малыш Егорка не всегда узнаёт папу после долгой отлучки в море, но таков удел моряков – воспитывать сыновей отсутствием по важным делам. Друзья из штатских иногда обольщают пятитысячными окладами в евро у штурмана торгового флота. Но это не его выбор. Не хочет Александр менять румбы своей офицерской юности. И если придёт пора прощаться с тральщиком, выведшим его на морские просторы, то хотелось бы ему всё равно служить на ходовом корабле. Наверное, море имеет профессиональную наследственную притягательность.


О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom