Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская жизнь флота

ВЫХОД В МОРЕ НА АМЕРИКАНСКОМ КРЕЙСЕРЕ «ЧОСИН»

Во время похода отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота в военно-морскую базу ВМС США Апра (остров Гуам), между американскими и российскими кораблями проведено совместное учение «PASSEX-GUAM-2006». В совместном учении принимали участие от российской стороны бпк «Маршал Шапошников», десантный корабль БДК-11 («Пересвет» ), танкер «Печенга» и буксир-спасатель СБ-522, от американской – два крейсера УРО «Коупенс» и «Чосин». Учение имело гуманитарную направленность, кораблями оказывалась помощь «Белому острову» , пострадавшему от стихийного бедствия. На переходе в район проведения учения американские крейсера и бпк «Маршал Шапошников» провели тренировку по связи, отработали совместное маневрирование. С прибытием в район учения, с бпк «Маршал Шапошников» и крейсера «Коупенс» были подняты вертолеты, которые совершили несколько полетов с посадкой на остров Гуам, отрабатывая эпизоды оказания гуманитарной помощи «Белому острову». Завершилось учение красивой церемонией прощания кораблей в море, когда два американских крейсера на большом ходу прошли с кормы кильватерной колонны российских кораблей побортно и, с выходом на траверз флагманского корабля бпк «Маршал Шапошников» одновременно в разные стороны развернулись на обратный курс.

В период совместного учения «PASSEX-GUAM-2006» на американских кораблях находились российские офицеры связи и наблюдатели. Своими наблюдениями и впечатлениями от выхода в море на крейсере «Чосин» хочется поделиться. Взгляд изнутри на работу американских моряков получился несколько специфичный, но это скорее от профессиональной штурманской привычки.

ШТУРМАНСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Со швартовых крейсер «Чосин» снимался вторым следом за «Коупенсом». Отход от пирса и выход из бухты Апра осуществлялся при лоцманском обеспечении. Лоцман на крейсере оказался знакомым, звали его Кирк Сеттерс, он заводил в бухту Апра российские корабли. Так что с его работой я был знаком. Характерно, что все американские корабли и подводные лодки и заходят в базу, и выходят из нее только с лоцманом на борту. Причем в военно-морской базе на Гуаме лоцман один и он поочередно осуществляет лоцманскую проводку всех военных кораблей, заходящих и выходящих в бухту Апра.

Как и при проводке нашего БПК, так и на американском крейсере лоцман Кирк работал спокойно и уверенно. Его рекомендации ненастойчивыми, скорее просто советами. Но спокойствие лоцмана было подкреплено не только хорошей погодой в день выхода, но и слаженной работой штурманов на «Чосине».

Наблюдать за работой крейсерского штурмана было истинное удовольствие. Штурман Фокс на крейсере фигура колоритная, внушительной комплекции, мускулистый и добродушно-уверенный. По виду неторопливый, но работает сноровисто – в узкости быстро успевает определить место по данным радиолокатора, почти сразу же по пеленгам вершин невысоких гор и следом по данным навигационного ориентирования от береговой системы управления движением судов. В процессе работы, штурман сообщает результаты выполненных расчетов и рекомендации по маневрированию своему помощнику, который записывает их фломастером на специальной карточке – макете доклада. Составленный и записанный за штурманом доклад и рекомендации помощник регулярно, с периодичностью 3-5 минут, громко, поставленным голосом, читает вахтенному начальнику.

Главный штурман ТОФ капитан 1 ранга М.Сажаев и штурман крейсера «Чосин»  лейтенант ФоксАвтопрокладчика у штурмана нет, работает он на навигационной карте, вручную ведет счисление пути корабля. Морская навигационная карта, почему-то (видимо для удобства), сложена пополам. К прокладочному столу карта крепится скотчем. В руках штурмана поочередно оказываются карандаш, измеритель и циркуль. Для прокладки больших расстояний используется циркуль на штанге (у русских штурманов таких практически не встречается). Параллельной линейки у американских штурманов нет, пользуются либо транспортиром-рейсшиной (при выходе из базы) или двумя треугольниками.

Выйдя из базы, место за штурманским столом занял старшина. Штурманскую вахту в море несут старшины и матросы, ведя навигационную прокладку на традиционных морских навигационных картах. Место самого штурмана у навигационной карты только в сложной для плавания навигационной обстановке и в бою.

Кроме бумажной карты на крейсере есть и современные электронные карты. Причем, дисплеев и мониторов различного размера несколько – два у штурмана, по одному у вахтенного начальника и командирского кресла. Дисплеи электронных навигационно-информационных систем (электронных карт) есть практически везде, где такая информация необходима.

После выхода из бухты Апра, по своей штурманской привычке, проверил координаты точки рандеву российских и американских кораблей. Этим я ввел американского штурмана в смущение, так на его карте точка оказалась нанесенной с небольшой ошибкой. Свою ошибку он быстро исправил, но после этого он признал во мне своего коллегу и я почувствовал его расположение. С этого момента он уже сам демонстрировал все, чем пользуется в повседневной штурманской деятельности. Я же, чтобы нейтрализовать настороженность от первых взаимоотношений, подарил американскому коллеге карманный календарик, на котором изображен традиционный штурманский набор – секстан, звездный глобус и прокладочный инструмент. Не знаю, повлиял ли штурманский календарик или же это обычная практика, но через некоторое время я заметил в руках у девушки-матроса секстан, точнее секстан-дальномер.

Несколько неуверенно она пыталась измерить с его помощью расстояние до кораблей при занятии и удержании позиции при совместном маневрировании российских и американских кораблей. Чувствовалось, что секстан в женской руке – прибор непривычный, и пользоваться им не хотелось. Между тем, видя женскую неуверенность, штурман тут же провел со своей дальномерщицей урок по правилам использования этого высокоточного угломерного инструмента. Урок был усвоен быстро и дальше от нее с определенной периодичность шли доклады об измеренной дистанции до кораблей, участвующих в совместном плавании.

Использование простых и надежных инструментов в кораблевождении – отличительная черта американских штурманов. Штурман, работая на карте при выходе из базы, пользовался угловой масштабной линейкой скорости, приклеенной к карте, проверял расчеты времени лежания на курсе с помощью механического расчетчика - логарифмической линейки. В отдельных случаях выполнял расчеты на простейшем калькуляторе, имеющем только арифметические функции сложить, вычесть, умножить и разделить. Наличие на кораблях электронных навигационных систем и автоматизированное вычисление практически всех навигационных параметров, не заменяет простых и надежных (старых и добрых) штурманских инструментов. По всей видимости, еще долго штурманам, не зависимо от их национальности, будут надежными помощниками в решении навигационных задач циркуль, параллельная линейка и транспортир, а также секстан и калькулятор.

На современном крейсере сохранены и традиционные гидрометеоприборы – барометр, термометр и психрометр. Они вынесены на сигнальный мостик корабля в небольшую будку – скворечник, которая защищает их от ветра и осадков. Эти приборы постоянно находятся на мостике потому, что внутри корабля поддерживается комфортный микроклимат и их показания во внутренних помещениях не будут иметь ничего общего с фактической погодой в море.

Документирования событий у американских штурманов формализовано максимально. Практически все записи в компасный и навигационный журнал содержат только табличную информацию. Для навигаторов записи в журналах упрощаются до простоты – заполнения необходимых клеток в таблицах о времени, координатах, курсе, скорости и т.д. причем время записи навигационных параметров в журналах строго фиксированное – 15-ти и 30-ти минутные интервалы при плавании вблизи берега, часовые – на достаточном удалении от берега и в открытом море. Это позволяет легко анализировать взаимное положение кораблей и сил, т.к. часовые, получасовые или 15-ти минутные записи в навигационных журналах разных кораблей выполнены на одно и тоже время (например: 14.00, 14.30, 15.00 и т.д.). Для выдачи навигационной информации по запросу (вахтенному начальнику, в рубки радиосвязи и др.) заполняются специальные бланки, содержащие требуемую информацию.

Штурман в маневрировании не участвует. Маневрами корабля руководит оперативный офицер. Он дает команды на выполнение маневра и контролирует правильность его выполнения. Контроль маневра осуществляется как с использованием САРП, так и на маневренном планшете. Навигационная прокладка в это время ведется на навигационной карте одним из штурманских специалистов.

Маневрирование кораблей в совместных строях на учении было достаточно энергичным. При скорости 14 узлов, маневры по изменению позиции выполнялись на ходу 20 узлов. Маневрирование крейсера при занятии позиции контролировалось на планшетах и экранах мониторов, но часто командир сам, на глазок, глядя в пеленгатор, завершал маневр. В нем чувствовался опытный моряк и он отлично чувствовал свой крейсер. Осторожно предложенная на учениях дистанция между кораблями 10 кабельтовых была явно завышенной, было видно, что и американские крейсера, и бпк «Маршал Шапошников» в таких условиях могли бы безопасно маневрировать и на меньших дистанциях.

Сигнальное дело на американских кораблях, в отличии от российских, тоже штурманское дело. Штурман лично руководит сингалопроизводством на крейсере. На «Чосине» штурман сигнальным делом занимался с вдохновением. С началом совместного плавания российских и американских кораблей он лично подготовил и сам поднял российский флаг.

От его зоркого взгляда не ускользало все, что делалось на сигнальном мостике – от своевременной подготовки, поднятия и спуска флажных сигналов до проведения тренировок сигнальщиков по передаче сигналов семафором. Такая тренировка была организована в паузе, когда крейсер лежал в дрейфе. Установив сигнальные прожекторы на левом и правом сигнальных мостиках и повернув их друг к другу, моряки-сигнальщики весело мигали азбукой Морзе, отрабатывая навыки передачи и чтения сигналов. Тренировка была веселой, потому что моряки, кроме обязательных сигналов, лихо высвечивали далеко нелексиконные фразы. Штурман матросские игры если и не поощрял, то и не запрещал. Ему был важен результат – умение читать семафор. Он в это время, как основательный хозяин, наводил порядок в своем сигнальном хозяйстве. Ловко свернул сигнальные флаги, взял распущенный конец фала и мастерски наложил на него марочку, проверил крепление прожектора. Одновременно взглядом оценил несение сигнальной вахты подчиненными. При этом штурман был добродушен и открыто улыбался. Улыбка не была натянутой или дежурной, улыбка была искренней.

ОБ АМЕРИКАНСКИХ МОРЯКАХ

На американском крейсере улыбаться принято. Также принято шутить. Юмор здесь ценят и понимают, смех слышится везде по кораблю. Улыбающиеся лица американских моряков сопровождают повседневную морскую жизнь экипажа. Не принято на корабле и кричать. Командир и офицеры не допускали грубости друг к другу и матросам. Обычная для большинства российских военных кораблей напряженно-нервная работа корабельных расчетов при плавании в сложных условиях, окрик и одергивание подчиненных – этого на американском крейсере увидеть не довелось. … Может быть, и поэтому тоже, 50-летний командир «Чосина» кэптэн Дуг Венлет выглядит не на полные сорок лет, подтянут и весел.

Общение с американскими штурманами было достаточно задорным и завершилось тоже с улыбкой. От «Департамента навигации крейсера «Чосин» мне торжественно вручили белую матросскую бескозырку, на которой все члены штурманской команды крейсера поставили свои подписи. Получая ее из рук молоденького матроса, мне очень захотелось, чтобы наш русский матросик был так же свободен в общении с офицерами, не взирая на их должности и ранги. В этой матросской кепке я с удовольствием сфотографировал своего молодого друга – корреспондента «Боевой вахты» Василия Лапузина. Приятно было увидеть еще одну улыбку, но теперь уже на лице русского моряка.

 

капитан 1 ранга Сажаев М.И.
Филиппинское море, апрель 2006г.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom