Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская жизнь флота

«ИНДРА - 2007»: ШТУРМАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА СОВМЕСТНОЕ РОССИЙСКО - ИНДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ

… все, что выполнено хорошо,
может быть сделано лучше!
(вице-адмирал Санграм Байс,
Заместитель Командующего
западным военно-морским
командованием ВМС Индии)

Участвовать в подготовке и проведении совместных учений с иностранными военными моряками всегда весьма интересно. Это позволяет взглянуть на своих коллег изнутри, а на себя – со стороны. Взгляд на иностранных моряков и на себя, как правило, получается критическим, невольно сравнивается то, «как у них» с тем, «как у нас». Впечатлений от встреч с иностранными моряками всегда очень много и пока они не стерлись в памяти за чередой повседневной флотской деятельности, хочется поделиться ими со своими друзьями и коллегами. Хочется рассказать об увиденном тем морякам, кто не замкнулся в себе, считая свое самым лучшим в мире, а стремится идти, как минимум, в ногу со временем и внедрять у себя все лучшее, что есть в мировой морской практике.

Российские и индийские корабли на совместных российско-индийских учениях «ИНДРА-2007»О своих впечатлениях, большей частью штурманских, от встреч с американскими, китайскими, корейскими и японскими военными моряками я рассказывал на страницах флотской печати и публикациях в центральной военно-морской прессе. Очередная возможность увидеть иностранных моряков, выйти в море на иностранном корабле, поделиться своими впечатлениями, своими оценками и рассказать об этом флотскому читателю представилась мне во время визита отряда боевых кораблей военно-морских сил Республики Индия во Владивосток.

ПОДГОТОВКА К ВСТРЕЧЕ ИНДИЙСКИХ МОРЯКОВ И ПРОВЕДЕНИЮ СОВМЕСТНЫХ РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИХ УЧЕНИЙ «ИНДРА-2007»

В новом тысячелетии корабли Тихоокеанского флота дважды ходили в Индийский океан и участвовали в проведении совместных учений «ИНДРА» в 2003 и 2005 годах. Ответный визит индийских моряков в Россию был долгожданным и подготовка к приходу кораблей ВМС была начата заблаговременно. Приход отряда боевых кораблей ВМС Индии во Владивосток стал эпохальным событием. Это первый визит индийских моряков в Россию и Тихоокеанский флот гордится тем, что индийские корабли пришли именно на наш флот.

В ходе подготовки к визиту ОБК Индии штабом флота было подготовлено совместное российско-индийское учение с теперь уже традиционным для российско-индийских встреч названием «ИНДРА». При подготовке был учтен опыт первых двух совместных учений в Индийском океане. Замысел и содержание учения были многогранными, предусматривались совместные действия кораблей России и Индии по предотвращению террористической деятельности и обеспечению безопасности мореплавания, совместное плавание и морские операции, связанные с пополнением запасов в море на ходу, обеспечение всех видов обороны на переходе кораблей морем и при стоянке на рейде, оказание помощи кораблю, терпящему бедствие. Планировалось выполнение комплекса совместных учебно-боевых артиллерийских стрельб, интенсивные полеты корабельной авиации. Насыщенной и интересной ожидалась тактическая часть учения с проведением противолодочных действий и ведением встречного морского боя.

Эскадренный миноносец ВМС Индии «Майсор»Количество участвующих в визите и совместном учении индийских кораблей и личного состава было впечатляющим. Во Владивосток пришли 5 боевых кораблей и более 1200 моряков. В состав отряда боевых кораблей ВМС Индии вошли эскадренные миноносцы «Майсор», «Рана», «Ранджит», корвет «Кутар» и танкер «Джиоти». Флагманский корабль индийского ОБК «Майсор» (D 60) относится к типу «Дели», построен на судостроительной верфи «Мазагон Док ЛТД» в Бомбее, спущен на воду в 1993 году, а в боевой состав ВМС Индии введен в 1999 году. Проект ЭМ УРО типа «Дели» разрабатывался для ВМС Индии российским КБ «Северная верфь», но претерпел значительные изменения. В частности, вместо 8-ми ПКР 3М80 «Москит» установлены 16 ПКР «Уран». Основные ТТХ: водоизмещение 6700 т, длина 163 м, ширина 17 м, осадка 6.5 м, скорость до 32 узл, дальность плавания 4500 миль (18 узл), экипаж 360 человек (40 офицеров). На корабле установлены 4 ГТД мощностью 82820 л.с. Вооружение:4х4 ПКР КХ-35 «Уран», 2 ПУ ЗРК ПВО средней зоны «Ураган» (48 ракет), 2х8 ПУ ЗРК ПВО ближней зоны «IAI Рафаель Бакрак», АУ «АК-100», 4 АУ ЗАК «АК-630», 1х5 533-мм ТА (торпеды СЭТ-65, 53-65), 1х12 РБУ-6000. На корабле базируется вертолет «Си Кинг» Mk 42B. Радиотехническое вооружение: БИУС «Bharat IPN Shikari» (IPN 10), РЛС ОВЦ «Bharat/Signal RAWL» (LW08), РЛС УО ЗРК МР-755 «Фрегат», МР-145 «Лев», МР-123 «Вымпел-М», многофункциональная РЛС МР-352 «Позитив-МЭ», ГАС «Bharat HUMVAD», ГАС «Indal/Garden Reach Model 15-750 VDS», БГАС «Thales ATAS».

Эскадренный миноносец ВМС Индии «Рана»Эскадренные миноносцы «Рана» (D 52) и «Ранджит» (D 53) корабли советской постройки, они ветераны в индийском флоте. ЭМ УРО «Рана», строился и вошел в состав ВМФ СССР под именем «Губительный». Заводской № 2202, заложен в 1976 г., зачислен в списки ВМФ СССР в 1978 г., вступил в строй 30 сентября 1981 г., передан ВМС Индии 10 февраля 1982 г. ЭМ УРО «Ранджит», в советском ВМФ «Ловкий», заводской № 2203, заложен в 1977 г., спущен на воду в 1979 г., вступил в строй 20 июля 1983 г., передан ВМС Индии 24 ноября 1983 г. Эсминцы строились в Николаеве на судостроительном заводе имени «61 коммунара» по проекту 61-Э (По индийской классификации – типа «Раджпут», по первому этого проекта эсминцу «Надежный», переданному ВМС Индии). В отличии от советского 61-го проекта, конструкторами по желанию индийской стороны были внесены изменения в проект, в результате получился практически новый проект корабля (проект 61-МЭ). Четыре ПУ с ПКР П-20 «Рубеж» были размещены в носовой части побортно, вместо кормовой АУ АК-726 и РЛС МР-105 «Турель» размещен полуутопленный ангар для вертолета. С 1993 г. корабли серии начали переоборудовать современным вооружением, ПКР П-15 «Термит» заменена на ПКР национальной разработки PJ-10 «Брахмос». Артиллерийские установки АК-726 и АК-230 заменяются на более современные. Основные ТТХ: водоизмещение 3950 т, длина 146,5 м, ширина 15,8 м, осадка 4,8 м, скорость до 35 узл, дальность плавания 4500 миль (18 узл), экипаж 320 человек (35 офицеров). На корабле установлены 4 ГТД мощностью 72000 л.с. Вооружение: 6 ПКР PJ-10 «Брахмос», 4 ПКР П-20 «Рубеж», 8 ПКР КХ-35 «Уран», 2 УЗРК «Волна» (44 ракеты), АУ «АК-726», 4 АУ ЗАК «АК-630», 1х5 533-мм ТА (торпеды СЭТ-65, 53-65), 1х12 РБУ-6000. На корабле базируется вертолет «Ка-28». Радиотехническое вооружение: БИУС «Bharat IPN Shikari» (IPN 10), РЛС ОВЦ «Bharat/Signal RAWL» (LW08), РЛС ОВНЦ МР-310А «Ангара»-М», РЛС УО ЗРК «Ятаган», РЛС УО МР-105 «Турель», МР-123 «Вымпел-М», РЛС МР-104 «Рысь», РЛС ОБНО «Волга», ГАК МГК-335 «Платина».

Корвет ВМС Индии «Кутар»Корвет «Кутар» (P 46) построен на судостоительной верфи «Мазагон Док ЛТД» в Бомбее, спущен на воду в 1989 г., введен в боевой состав ВМС Индии 7 июня 1990 г. Корвет разрабатывался при содействии российских КБ как противолодочный корабль «Проект 25». Однако на корабле полностью отсутствует противолодочное вооружение (из гидроакустических средств имеется только навигационный эхолот). Единственным средством борьбы с подводными лодками является вертолет SA 319B «Четак» в противолодочном варианте. Основные ТТХ: водоизмещение 1423 т, длина 91,1 м, ширина 10,5 м, осадка 4 м, скорость до 24 узл, дальность плавания 4000 миль (16 узл), экипаж 112 человек (12 офицеров). На корабле установлены 2 ДД мощностью 14400 л.с. Вооружение: 4 ПКР П-20 «Рубеж», 2 ПЗРК «Стрела-2», АУ «АК-176», 2 АУ ЗАК «АК-630». На корабле базируется вертолет SA 319B «Четак». Радиотехническое вооружение: БИУС «Bharat Vympa IPN 10, КРТК «Монолит-Э», РЛС МР-352 «Позитив-МЭ», РЛС УО «Вымпел-221», РЛС ОБНО «Bharat 1245».

Танкер ВМС Индии «Джиоти»Танкер «Джиоти» (A 58) построен в г. Санкт-Петербурге на «Адмиралтейских верфях», спущен на воду в 1995 г., введен в боевой состав 20 июля 1996 г. Основные ТТХ: водоизмещение 35900 т, длина 179 м, ширина 22 м, осадка 8 м, скорость до 15 узл, дальность плавания 12000 миль (15 узл), экипаж 92 человек (15 офицеров). На судне установлен 1 ДД мощностью 10948 л.с., имеется вертолетная площадка. Грузовместимость – 25040 т дизельного топлива.

 

ВСТРЕЧА И ЗАХОД ИНДИЙСКИХ КОРАБЛЕЙ В ПОРТ ВЛАДИВОСТОК

Корабли ВМС Индии подходили к российским территориальным водам ночью 20 апреля. В это время в водах залива Петра Великого завершались маневры кораблей Приморской флотилии, участвовавших в тактическом учении, проводимом по плану инспекторской проверки Тихоокеанского флота. Встречал отряд индийских кораблей на границе территориальных вод России бпк «Адмирал Виноградов». Завершив выполнение боевых упражнений, российский бпк повел своих собратьев к проливу Босфор-Восточный.

Лоцманская группа на эсминце «Майсор» при швартовке корабля к причалуС рассветом первыми поднялись на борт индийских кораблей тихоокеанские штурмана. Для обеспечения безопасности при заходе в Главную базу Тихоокеанского флота и швартовки кораблей к причалу были сформированы лоцманские группы, состоящие из командиров кораблей, штурманов и переводчиков. Утром 20 апреля, перед заходом в пролив Босфор-Восточный, рейдовым буксиром «РБ-239»лоцманские группы были пересажены на индийские корабли. Лоцманами на индийские корабли были назначены командиры и штурмана кораблей ТОФ: на эсминец УРО «Майсор» - капитан 1 ранга Сергей Грачев (командир бпк «Адмирал Трибуц») и его штурман капитан-лейтенант Евгений Кисилев; на эсминец «Рана» - капитан 2 ранга Иван Ковалев (командир бпк «Адмирал Пантелеев») и штурман старший лейтенант Артем Колпащиков; на эсминец «Ранджит» - «лоцмана-гвардейцы» с крейсера «Варяг» - командир капитан 1 ранга Эдуард Москаленко и помощник командира капитан 3 ранга Руслан Минаев (бывший штурман крейсера «Варяг»); на корвет «Кутар» - капитан 2 ранга Григорий Шиш и дивизионный штурман капитан-лейтенант Константин Андреюк. На танкер «Джиоти» лоцманом пошел капитан российского танкера «Иркут» Владимир Андреев, штурман и капитан с большой буквы (бывший заместитель главного штурмана флота). Все командиры и штурмана уже имели достаточный опыт проводки и швартовки иностранных военных кораблей в порт Владивосток.

Эскадренные миноносцы «Рана» и «Ранджит» у причала во ВладивостокеИнструктируя лоцманские группы, начальник штаба флота вице-адмирал Мардусин В.Н. и главный штурман особое внимание обратили на безопасность швартовки кораблей к причалу: «…не добиваться завершения неудачного маневра любой ценой. Не получился маневр подхода, есть сомнения в безопасности подхода к причалу – отойди и повтори маневр еще раз. Если потребуется, зайди на швартовку два-три раза, но выполни маневр безопасно!». Несмотря на то, что индийские корабли были «русскими по происхождению», при швартовке следовало учитывать многие особенности: индийские командиры, как правило, кормой к причалу не швартуются и этот маневр для них представляет сложность (впрочем, и для наших командиров швартовка кормой никогда не была простым маневром); при выполнении маневров следовало учитывать и «языковой барьер», рекомендации лоцмана давались через переводчика, а это увеличивало время от подачи команды до ее исполнения; подход к 33-му причалу – акватория стесненная, поэтому свободы для маневра кораблям было немного, без буксиров встать к причалу можно только при очень хорошей отработке экипажа. Свои особенности и сложности при подходе к причалу и швартовке вносила приморская погода. Первым отшвартовался эсминец «Майсор», лоцмана и экипаж действовали слаженно, четко понимая друг друга. Впрочем, и маневренность «Майсора» оказалась очень высокой (в этом я убедился во время своего выхода в море на нем), он мог работой своих машин удерживаться на заданном пеленге при сильном боковом ветре. Корвет «Кутар» был отшвартован к борту «Майсора» без особых проблем.

Швартуется корвет «Кутар»Не ожидалось проблем и при подходе к причалу бывших советских бпк 61-го проекта, а ныне индийских эсминцев, такие корабли у 33-го причала швартовались всегда с особым шиком. Но на эсминце «Рана» что-то не заладилось при подходе в точку отдачи якоря. Опытный командир эм «Рана» капитан 1 ранга Сарат Бабу (бывший индийский подводник, начальник штаба подводных сил Восточного флота ВМС Индии, командовал кораблями «Шишумар», «Шанкул», «Ранвит») и лоцман капитан 2 ранга Иван Ковалев (командир бпк «Адмирал Пантелеев») интуитивно друг друга понимали, но действовали каждый по-своему. Произошла задержка с отдачей якоря, корабль потерял инерцию и сильным боковым ветром его стало сносить на стоящие у причала «Кутар» и «Майсор». По рекомендации российского лоцмана, эсминец «Рана» не стал завершать неудачную швартовку, отошел вглубь бухты Золотой Рог и выполнил повторный заход на швартовку. Разбирая этот случай с главным штурманом Восточного флота ВМС Индии капитаном 2 ранга Маноджем Раватом, мы пришли к выводам, что основными причинами неудачной (и опасной!) швартовки были: языковые проблемы и, как следствие, большое время от рекомендации лоцмана до исполнения команды на машинных телеграфах и при отдаче якоря; неучет гидрометеорологических условий и прежде всего бокового ветра при заходе на швартовку; слабые практические навыки индийских командиров в выполнении наиболее сложного маневра швартовки корабля кормой к причалу в стесненных условиях; буксиры не смогли оказать действенной помощи при сильном ветре, не одержали корабль от бокового сноса при подходе к причалу.

Эсминец «Ранджит», управляемый капитаном 1 ранга Суданом (в недавнем прошлом профессиональным пилотом палубной авиации, летным инструктором и командиром авиабазы) и лоцманом гвардии капитаном 1 ранга Эдуардом Москаленко отшвартовался у причала без замечаний. Они учли неудачный опыт швартовки своего собрата на эсминце «Рана». Танкер «Джиоти» к причалу из соображений безопасности стоянки не швартовался, он был поставлен на внутреннем рейде порта Владивосток в проливе Босфор Восточный.

К слову, швартовка кораблей и работа буксиров при швартовке в российских портах имеют свои национальные особенности. У нас в России, как правило, швартоваться приходится, выполняя самый сложный маневр – подход к причалу кормой с отдачей якорей. В иностранных портах обычно корабль швартуется к причалу лагом, этот маневр менее сложен. Российские буксиры традиционно работают «на укол», помогая судну выполнить маневр разворота или одерживая его от сноса. Судно продолжает работать своими машинами, с частыми изменениями режима их работы и реверсами. Управляет судном в основном капитан, с учетом лоцманских рекомендаций. Иностранные буксиры предпочитают работать с судами по-другому – они подают с буксира на судно швартовные концы, берут судно в носу и корме на «жесткую сцепку» (в это время на судне застопорены все движители), и ведут судно к месту швартовки, работая своими машинами. В этом случае операция швартовки полностью выполняется буксирами по командам капитана или лоцмана. По опыту захода в иностранные порты отмечу, что наши портовые буксиры ни в какое сравнение с буксирами японских, корейских, китайских и американских портов не идут. Российский портофлот (для Тихоокеанского флота – это буксиры вспомогательного флота) требует обновления современными буксирами и перехода к цивилизованным способам обеспечения швартовых и буксирных операций.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОГО УЧЕНИЯ

Российская сторона на совместном учении была представлена двумя большими противолодочными кораблями пр.1155 «Маршал Шапошников» и «Адмирал Виноградов», подводной лодкой, тремя базовыми тральщиками «БТ-100», «БТ-114», «БТ-232», ракетным катером «Р-29», противолодочной авиацией, а также судами обеспечения «МБ-37», «СБ-522». Руководил учением Командующий Приморской флотилией разнородных сил вице-адмирал Виктор Чирков с борта бпк «Маршал Шапошников».

На следующий день после прибытия индийских кораблей во Владивосток было проведено совещание по предстоящему совместному учению. Совещание планировалось как заключительное, так как предварительно проводились встречи российских и индийских моряков в Индии и Москве. На совещании планировалось разобрать отдельные детали предстоящего учения, согласовать неясные вопросы и подготовиться к тактической летучке, проводимой руководителем учения в день, предшествующий выходу кораблей в море. Планом совместного учения, в отличии от проводимых ранее учений с иностранными кораблями, было предусмотрено значительное число тактических эпизодов, предусматривающих использование всех возможностей и средств корабельных сил и авиации. При этом, планировалось действие кораблей как в объединенных группировках, решая задачи обороны и обеспечения безопасности плавания, так и разделение на противоборствующие группировки для встречного морского в дуэльных ситуациях.

Индийские офицеры уясняют замысел совместного учения.Однако, все отлично разработанное замыслом совместного учения, оказалось неожиданно неясным для непосредственных участников учения. В ходе совещания выяснилось, что индийские командиры и офицеры, также как и … их российские коллеги (???) – командиры кораблей и судов, не знают содержания учения. Вышестоящие штабы, разработавшие и согласовавшие планы совместного учения во время встреч в своих столицах до сил эти планы … не довели. (Парадоксы подготовки совместных учений с иностранными кораблями в моей практике происходили не впервые. В аналогичной ситуации моряки российских кораблей оказывались во время визитов в американские военно-морские базы Перл-Харбор и Гуам, корейский порт Инчхон, а также в китайскую вмб Циндао на совместное китайско-российское учение «Мирная миссия-2005». Случались такие парадоксы и при визитах иностранных кораблей в порт Владивосток. В подобных ситуациях вместе с иностранными коллегами-штурманами приходилось надолго садиться за рабочий стол и уяснять план действий сил в море.) Кроме того, часть эпизодов, маневров и действий в ходе учения требовала уточнения, а ясности с управлением и сигналами в ходе учения не было. Времени на подготовку и согласования всех элементов предстоящего учения было немного (как шутят русские командиры: трое суток – вечер, ночь и утро…), поэтому разделились на несколько групп: первая – штурманская, под руководством главного штурмана ТОФ капитана 1 ранга Михаила Сажаева и главного штурмана Восточного флота ВМС Индии капитана 2 ранга Маноджа Равата начали на навигационных картах и планшетах проверять расчеты, корректировать маневры, разрабатывать сигналы; вторая – командирская, под руководством командира соединения противолодочных кораблей капитана 1 ранга Андрея Нелидина вырабатывала решения на действия при проведении эпизодов противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны на переходе кораблей море, а также при проведении встречного боя разнородными группировками; в третьей группе – летчики, а в четвертой – связисты уясняли вопросы взаимодействия.

Индийский главный штурман флота капитан 2 ранга М.Рават мелочей в подготовке учения не упускаетПри планировании и согласовании плана совместного учения очень понравилась работа индийского коллеги - главного штурмана капитана 2 ранга Маноджа Равата. Он спокойно, но настойчиво задавал вопросы по каждому маневру и действию каждого корабля, уточнял координаты, время, курс и скорость при перестроениях кораблей и переходах между районами, проверял правильность расчетов на навигационной карте, вникал в сигналы и команды управления по каждому эпизоду. С особым вниманием он подходил к вопросам тактического маневрирования, безопасности плавания и действия сил. В ходе работы выяснилось, что наши условные значки и знаки, применяемые в соответствии с наставлениями по службе штабов, схемы, нарисованные на картах, понимаются индийскими офицерами с большим трудом. То, что читается одним взглядом с карты офицером российского флота, требовало подробного пояснения для индийских моряков. Стало ясно, что к каждому эпизоду, кроме разработанной схемы, требуется подробное описание, а также выдача заданий каждому кораблю по его действиям в конкретной ситуации в соответствии с планом. Штурманский взгляд на разработанные планы, высветил и другие проблемы. Так, порядок перестроения кораблей в процессе совместного плавания, принятый в российском флоте, в корне отличается от индийского. (Русские моряки в совместном плавании и при маневрировании, как и везде, идут своим особым путем. Наш БЭС индийские моряки не понимают, международный тактический свод ЕХТАС, используемый индийскими кораблями, для нас представляет не меньшую трудность.) Стало понятно, что нужно разработать и довести до сил таблицу условных сигналов на каждый маневр.

«Стакано-бутылочный» замысел Пока штурмана разбирали маневры на картах, командиры успели разобраться в тактических и боевых делах и … с командирской легкостью поменять последовательность и порядок своих действий во многих эпизодах учения. Ярким примером того, как легко они это делали, может служить «показ выполнения действий при заправке на ходу от танкера», продемонстрированный комбригом капитаном 1 ранга Андреем Нелидиным. Для показа маневра он использовал стоящие на столе … бутылку с минеральной водой и стаканы: - Бутылка – это танкер, стаканы – корабли, - начал комбриг, выставляя все на средину стола, - Бутылка, т.е. танкер, удерживает постоянными курс и скорость, стаканы, в смысле корабли, поочередно выходят с кормы бутылки на ее траверз. Расстояние между стаканами и танкером при подходе семьдесят метров. Выполнение маневра следующего стакана начинается только после окончания маневра и занятия позиции предыдущим стаканом-кораблем. Управляют кораблями по командам из бутылки, в нашем понимании танкера. С занятием стаканами позиции вокруг бутылки, начинается имитация передачи жидких грузов…

Сказав это, комбриг отвинтил пробку на бутылке-танкере, налил в стакан-корабль и жадно выпил прохладную влагу. На этом маневр по заправке от танкера был посчитан завершенным и корабли-стаканы возвращены на свое место. Удивительно, но вопросов от индийской стороны не последовало. После этого был сделан небольшой перерыв, во время которого многие офицеры с большим удовольствием «заправились» от танкера, в смысле налили себе в стаканы прохладной воды из бутылки.

Первое планирующее совещание завершилось поздно и было совершенно ясно, что необходимы дополнительные встречи. Несмотря на то, что завтра по календарю ожидалось воскресенье, было принято решение российским и индийским штурманам встретиться на эсминце «Майсор» и продолжить согласование планов предстоящего совместного учения непосредственно на морских навигационных картах.

Некоторые аспекты предстоящего учения разбирались в неформальной обстановкеНо перед этим предстояло выполнить большую подготовительную работу. В штурманском кабинете в штабе флота в ночь закипела работа, флагманские штурмана под руководством капитана 2 ранга Дмитрия Сморщека «легли на карты» и начали «прокладывать рельсы» каждому кораблю в учение «ИНДРА».

В воскресенье утром индийские командиры во главе с Командующим Восточным флотом ВМС Индии контр-адмиралом Р.К.Донованом вышли в море на морскую прогулку на катере «Ураган». Мне было поручено обеспечить навигационную безопасность плавания в бухте Золотой Рог, проливе Босфор-Восточный и Амурском заливе и провести ознакомительную экскурсию для индийских командиров. Во время морской прогулки я воспользовался возможностью и некоторые маневры с индийскими командирами и офицерами мы разобрали в деталях.

Вернувшись с морской прогулки, как и планировалось, штурмана обеих стран вновь собрались за планами учения «ИНДРА» на индийском эсминце «Майсор». Мы еще раз «поползли проложенными ранее курсами», сверяя маневры на русских и индийских картах.

«Виртуоз-штурман» капитан 2 ранга Дмитрий Сморщек за штурманской работойВиртуозность штурманского искусства достигла апогея, когда флагштурман Дмитрий Сморщек в течении нескольких секунд успевал проверить маневр кораблей на своей карте и помочь индийскому коллеге нанести обстановку на его карте. Непривычные измеритель, отсутствие транспортира и рейсшина вместо параллельной линейки его не смущали. Глядя на его работу со штурманско-индийскими навигационными инструментами и картами, казалось, что с ними он работает не первый год, а не впервые. Все действия на навигационных картах и вносимые изменения подробно записывались индийскими коллегами. В процессе этой штурманской работы на «Майсоре» у меня появилась первая уверенность, что в море у индийских и российских моряков будет полное взаимопонимание по всем элементам предстоящего учения. Одновременно укрепилась мысль, что в море на индийских кораблях должны пойти российские офицеры связи. Уж очень много у нас в ходе работы было «нестыковочек и несогласованностей» …

ТАКТИЧЕСКАЯ ЛЕТУЧКА

В понедельник 23 апреля в Доме офицеров флота проводилась тактическая летучка с командирами кораблей, капитанами судов и командирами летных экипажей, принимающих участие в совместном учениях «ИНДРА-2007». Чтобы еще раз уяснить порядок и последовательность действий сил в море после всех изменений и корректур, руководитель учения вице-адмирал Виктор Чирков принял решение подробно разобрать все эпизоды вначале на экране, а потом на карте. Я начал последовательно докладывать план учения, выученный мною почти наизусть. Через несколько минут после начала доклада в рабочий зал прибыли Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров и Главнокомандующий западным военно-морским командованием ВМС Индии вице-адмирал Санграм Сингх Байс. Командующие внимательно выслушали доклад, оценили подготовленность руководителей и командиров к учению и дали время командирам разобраться во всех деталях учения. Пожелав успешной работы и напомнив, что победа в море куется на берегу, Командующие убыли по своему плану. Индийские и русские командиры вместе с офицерами штабов продолжили «боевые действия» на картах.

Тактическая летучка – апофеоз подготовки к совместному учениюРазбор деталей «ИНДРЫ» постепенно перерос в настоящую баталию. В ходе баталии выяснилось, что не все, что было согласованно штурманами на навигационных картах, вошло в новые планы, выданные командирам кораблей. Внимательность вновь проявил главный индийский штурман, он с укоризной смотрел на меня и взглядом спрашивал «Ну как же так, мой русский коллега? Мы ведь все уже сверили, согласовали и состыковали … Почему же в планах этого опять нет?». Ответить мне было нечего и для себя я принял решение – офицером связи на флагманский индийский корабль эсминец «Майсор» нужно идти мне самому. Отвечать за штабные недоработки перед моряками нужно делом, оценив качество работы и штабное планирование на себе в море. По всей видимости, наш штаб флота слишком далеко находится от кораблей и не очень-то понимает, как управлять кораблями в море. (Вспомнился один из морских афоризмов наших моряков: «Корабль плывет не потому, что на нем отработана организация развода и заступления вахты …»).

Командир корвета «Кутар» капитан 3 ранга Шарат Мохан серьезен и решителенВ ходе тактической летучки бойцовские качества показал командир корвета «Кутар» капитан 3 ранга Шарат Мохан. Его кораблю предстояло действовать на противолодочном рубеже и была поставлена задача обнаружить и «уничтожить» подводную лодку. Но на «Кутаре» нет никаких … противолодочных средств, гидроакустическая станция отсутствует по проекту. Желание выполнить поставленную задачу у командира было настолько велико, что он с азартом принял решение – подводную лодку искать и атаковать, используя НАВИГАЦИОННЫЙ ЭХОЛОТ! Вот тот пример, когда командир стремится любыми способами решить поставленную задачу, добиться успеха и победить в бою, пусть даже учебном!

После тактической летучки уверенность в успешном проведении совместного учения «ИНДРА-2007» возросла. До утра оставалось время внести в планирующие документы корректуры и изменения, которые появились в ходе проведения тактической летучки, и довести их до кораблей.

В МОРЕ НА «МАЙСОРЕ»

В 07.30 лоцманская группа и офицеры связи прибыли на «Майсор». Через полчаса корабли стали сниматься со швартовых, выбирать якоря и выходить из порта. Не вмешиваясь в корабельные, штурманские и лоцманские дела, я стал с интересом наблюдать за работой индийских моряков и знакомиться с корабельным укладом жизни на «Майсоре». Впечатлений от индийского корабля было много, некоторыми поделюсь с нескрываемым удовольствием.

При отходе от причала управление кораблем, в отличии от российских кораблей, осуществлялось не с крыльев ходового мостика, а с его крыши. Для этого на крыше было дополнительно установлено леерное ограждение, установлены пеленгаторные репитеры и протянуты микрофоны корабельной связи. Непривычный обзор с крыши эсминца был намного полнее, а перемещаться было гораздо свободнее, чем с борта на борт на нашем бпк. Управляли кораблем с крыши командир капитан 1 ранга Бимал К.Верма, старпом капитан 2 ранга Санай Ватсаян и штурман капитан-лейтенант Амит Гурбухани. Рядом находился матрос с журналом, простым карандашом и часами, который молча фиксировал все команды и доклады в свой журнал.

Лоцманская группа капитана 1 ранга Сергея Грачева работала спокойно и уверенно. «Майсор» выходил из порта последним, задержался немного с выборкой якорей. Это было связано с тем, что шпиль для якорей один и выбираются якоря на корабле последовательно. При работе с якорями на баке бросились в глаза разноцветные флажки с помощью которых дублировались команды по выборке якорей и подавалась информация на мостик вахтенному офицеру.

Командир и штурман «Майсора» при заходе корабля во ВладивостокПри выходе из порта обстановка на ГКП и вокруг командира была удивительно спокойной. Такой же она оставалась и в последующем. Привычных «русских эпитетов», нервных окриков и постоянных дерганий вахтенного офицера почему-то не было. Не было на ходовом мостике и адмирала, а также офицеров штаба. Действия командира, кроме меня, никто не контролировал. Не было и командирской опеки за вахтенными офицерами. Также, на индийских кораблях не предусматривается непрерывная «командирская вахта», которую делят между собой командир соединения - старший на борту, командир корабля и старший помощник (если он допущен к самостоятельному управлению кораблем). Управляют кораблем исключительно вахтенные офицеры. ТОЛЬКО ВАХТЕННЫЕ ОФИЦЕРЫ! С момента отхода от причала все управление кораблем осуществлялось именно вахтенными офицерами и никем больше. Лишь при отходе от причала командир дал всего несколько команд, да и те были приняты и выполнены вахтенным офицером. Командир и старпом поднимались на мостик нечасто, но в управление кораблем вахтенными офицерами не вмешивались ни разу. К слову, с индийским адмиралом, Командующим Восточным флотом, на мостике за двое с половиной суток в море на корабле мне не удалось встретиться ни разу. По всей видимости, у него не возникало никаких сомнений в способности командира и экипажа выполнить поставленную кораблю задачу.

ШТУРМАНСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

За работой индийских штурманов я смотрел с нескрываемым интересом. Угломерный расчет при выходе из порта работал безукоризненно. На крыльях мостика у пеленгаторов находились матросы, к работе по береговым навигационным ориентирам они были подготовлены, доклады производили с установленной периодичностью. При этом, измеренный пеленг на ориентир докладывался вахтенному штурману по внутренней связи, а не голосом через весь мостик. Показавшаяся вначале небрежной или упрощенной работа штурмана на карте, оказалась продуманной и отработанной, а по объему - минимальной.

Штурманские расчетыШтурманскую вахту на корабле несли поочередно пилот вертолета, артиллерист и помощник старшего штурмана. Большинство вахтенных штурманов на корабле – офицеры не штурманской специальности. С целью подготовки их к несению штурманской вахты и приобретения штурманских навыков они проходят шестимесячные курсы по навигации, сдают специальный экзамен и допускаются к самостоятельному исполнению обязанностей вахтенного штурмана. Предварительную прокладку в соответствии с планом на выход в море, выполнял штурман, но сам он нес ходовую вахту вахтенным офицером. Причем, ходовую вахту штурман нес при проходе кораблем наиболее сложных участков и решении наиболее ответственных задач. ШТУРМАН – ПЕРВЫЙ ВАХТЕННЫЙ ОФИЦЕР НА КОРАБЛЕ!

Навигационная прокладка на карте велась весьма просто, фиксировались с экрана GPS-приемника и регулярно наносились на карту координаты корабля. Автопрокладчик АП-4 советского производства использовался только как штурманский стол, о «штурманском зайчике» индийские штурмана только слышали, но никогда им не пользовались. Моя попытка включить автопрокладчик, установить навигационную карту и вести автоматическое счисление понимания не встретила. Экран электронной карты, располагавшийся рядом, отражал всю навигационную обстановку в реальном масштабе времени, а на карте был минимум информации, достаточный для обеспечения безопасности плавания. Записи в навигационном журнале тоже были минимальны по объему – только время, курс, скорость и координаты корабля, взятые с GPS-приемника. Относительный лаг для ведения счисления не использовался, пройденное расстояния по разности значений отсчетов лага не рассчитывалось. Показаниями лага пользовались только для определения скорости. Рабочее место вахтенного штурмана у автопрокладчика подготовлено весьма продуманно: навигационные карта и прокладочный инструмент лежат со штурманской аккуратностью. Для работы ночью используются фонари-софиты с регулируемой яркостью (один из софитов красного цвета). Экран электронной карты и GPS-приемник располагаются немного выше карты. Над столом информационная панель, на ней удобно размещаются расписание штурманских вахт, прогноз погода, таблица со сведениями о фактической гидрометеорологической обстановке (ежечасно заполняется синоптиком), карта часовых поясов и другая необходимая информация. Для ночной работы место штурмана отгораживается светонепроницаемой шторой.

«ИНДРА»: ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ КОРАБЛЕЙ В МОРЕ
24 апреля, вторник (День первый)

Корабли идут за тралами через «миноопасный район»11.00 С «Шапошникова» получен сигнал о начале учения. В соответствии с планом совместного учения корабли построились в строй кильватера. «Майсор» второй в кильватерной колонне, держит курс за флагманом. Скорость 9 узлов, идем в район встречи с корабельной тральной группой для проводки за тральщиками через «миноопасный район». На ГКП индийского флагман немноголюдно и весьма спокойно, вахтенным офицером стоит старший артиллерист, командира и старпома нет (это мне пока непривычно и я придирчиво наблюдаю за работой вахтенных офицера и штурмана). Рулевой сидит (?!) в своем кресле, держит точно в кильватер «Шапошникову».

11.46 Головной корабль занял позицию за тральщиками, остальные медленно втягиваются в протраленную полосу. Погода отличная и сложностей в выполнении маневров нет. Зная, что проводка за тралами – работа хлопотная, уточнил у вахтенного офицера, как осуществляется удержание позиции в протраленной полосе? Легкое недоумение, а затем простой ответ – идем в кильватер за «Шапошниковым», дистанция 5 кабельтовых. Теперь у меня недоумение – кильватер хорошо, но почему никто не контролирует место относительно тральной группы, положение корабля относительно протраленного фарватера, не использует для контроля места в строю традиционно-надежные секстаны и дальномеры … ? Теперь недоумение у вахтенного офицера и встречный вопрос: мы что-то делаем неправильно? Успокоил его и штурмана, но одновременно рассказал основы безопасности проводки за тралами в условиях военного времени, разъяснил элементы строя корабельной тральной группы и нашу позицию относительно тральщика, предостерег от того, что впереди идущий корабль может идти неточно и нам следует не только держать ему в кильватер, но и оценивать свое положение в тральной полосе. Понимание между нами было найдено, недоумение исчезло.

БПК «Маршал Шапошников» и ЭМ «Рана» в совместном строю14.01 Закончена проводка за тралами, вошли в район проведения вертолетного учения. С «Шапошникова» поднят вертолет. Все в соответствии с планом, штурмана отдыхают. Вертолетное учение с высадкой досмотровых групп на корабли продолжалось два часа, «судно, захваченное террористами», как и ожидалось, было успешно освобождено. Общими усилиями российских и индийских моряков была одержана первая победа.

16.00 Начато перестроение кораблей и возникли первые проблемы с выполнением маневра. Заданный флагманом курс для занятия позиции оказался … опасным, начав такой маневр индийские корабли во главе с «Майсором» могли опасно сблизиться с маневрирующими для занятия позиции российскими кораблями. Оперативно связавшись с флагштурманом на «Шапошникове», уточнил маневр, довел последовательность его выполнения до вахтенного офицера «Майсора», понято без вопросов. Энергичный маневр «Майсора» и … корабль в назначенной позиции (а я на своем месте).

Маневры кораблей под контролем вахтенного штурманаПосле этого, ходовая вахта на ГКП индийского флагмана сменилась. Смена вахты прошла неброско, практически незаметно. Она не предварялась предварительными построением и разводом очередной смены корабельной вахты, командами по кораблю. Просто в назначенное время с боевых постов на ГКП поступил доклад о смене, новый вахтенный офицер принял обстановку, доложил по связи командиру и на следующие четыре часа вступил в управление кораблем.

Совместное учение продолжалось и наступил оборонительный этап. Корабли начали построение вначале в ордер противолодочной обороны (ПЛО), а затем в ордера противокорабельной (ПКО) и противовоздушной обороны (ПВО). Сверяя свою схему выполнения маневра со схемой вахтенного офицера, я с ужасом обнаружил, что корректура в маневрирование кораблей при построениях в ордера ПКО, ПЛО и ПВО не внесена. Российский и индийский флагманские корабли оказались в «разных измерениях»: то, над чем бились на совещаниях и тактических летучках на берегу, в непосредственные планы оказалось не внесено. Настойчиво и требовательно объяснил индийским офицерам порядок и последовательность действий при перестроениях, связался с комбригом и флагштурманом на «Шапошникове» и сверил с ними наши маневры – мы понимали действия одинаково. Разбираясь, почему не дошли изменения и корректура в последовательности действий сил в этом эпизоде учения, убедился в том, как далеки штабы от своих кораблей: от российского штаба и руководства учением изменения дошли только до индийского штаба и руководства, а до кораблей нет. А сделать это должны были и один (российский) и другой (индийский) штабы, причем убедиться, что все изменения доведены и правильно поняты на всех кораблях. Пока корабли решали задачи противокорабельной и противолодочной обороны, произвел на «Майсоре» сверку планов по всем эпизодам учения, внес невнесенные ранее изменения. Внесенные изменения были доведены до командира корабля, он их понял без дополнительных вопросов, немного удивившись, почему это не было сделано заблаговременно. К слову, мой индийский коллега – главный штурман флота, находившийся на корабле, педантично выверявший все на берегу, в море этими вопросами не интересовался. По всей видимости, у него на корабле было достаточно других штабных дел и совместное маневрирование его больше не беспокоило, на мостик он не поднялся ни разу …

Эскадренный миноносец «Ранджит»А маневрирование индийских кораблей заслуживает отдельной похвалы. Все маневры выполняются решительно с увеличением скорости при перестроениях до 20 узлов. Расчет занятия позиции и контроль маневра производится с использованием САРП «Brich Master». Для наглядности, используют простейший планшет с кораблями на магнитиках, на котором показывают порядок перестроения всех кораблей при маневрах. Традиционные способы и современная техника соседствуют и дополняют друг друга.

В тоже время вызвал недоумение маневр нашего ракетного катера – он почему-то вышел из общего строя, прошел в конец колонны и только по приказанию флагмана вполз на свое место в строю … Для себя я отметил, что учить наших командиров нужно маневрировать не только с использованием БЭС, но по общепринятым международным правилам.

18.30 В обороне кораблей, как впрочем и во всех тактических действиях, непосредственное участие принял командир корабля. Он быстро оценивал обстановку, уточнял действия сил в районе, давал распоряжения по организации обороны кораблей. Чувствовалось, что воевать индийские офицеры любят и занимаются этим с большим удовольствием. В ходе решения задач обороны выявились и слабые места подготовки этого эпизода учения – при организации обороны и отражении нападения каждый корабль действовал самостоятельно, оповещение об обстановке и целераспределение были отработаны недостаточно. Вопрос централизации управления кораблями при ведении боевых действий в единых боевых порядках может стать одной из тем следующего совместного учения.

20.00 Завершив тактический эпизод, корабли перестроились в единый походный порядок и начали переход к месту якорной стоянки на рейд Шкота. Индийский штурман уточнил у меня места якорной стоянки кораблей и пригласил поучаствовать в брифинге для командира и офицеров перед постановкой корабля на якорь. Командир, старпом и офицеры собрались на ГКП перед штурманским монитором и капитан-лейтенант Амит Гурбухани начал доклад, демонстрируя подготовленные слайды презентации. Он показал маршрут перехода кораблей, место постановки каждого корабля в районе якорной стоянки, доложил фактическую погоду и прогноз на период стоянки корабле на якоре, довел сведения о течениях, грунте, навигационных опасностях, рассказал план постановки «Майсора» на якорь (курс подхода, место отдачи якоря, длину вытравливаемой якорь-цепи и т.д.), навигационную обстановку и способы контроля места корабля во время якорной стоянки. Слушая штурмана, я понимал, что он докладывает командиру и офицерам «Решение командира корабля на постановку на якорь и обеспечение безопасности якорной стоянки». Использование индийским штурманом компьютера и слайдов заменило традиционные графические картинки российских штурманов, было более наглядным и информативным. А времени на это им было потрачено несоизмеримо меньше, чем у его российских коллег на бумажных картах. В ходе брифинга командиром и офицерами задавались уточняющие вопросы, обсуждались отдельные детали. Так все офицеры, старпом и командир были проинформированы о предстоящих действиях «Майсора» и остальных кораблей.

21.22 «Майсор» встал на якорь, на клюзе 190 метров, грунт – ил-песок. Через полчаса штурман вновь пригласил меня на очередной брифинг. По отработанной схеме со слайдами и компьютером он доложил командиру и офицером организацию стоянки корабля на рейде, действия при проведении учения по ППДО, уточнил особенности несения якорной вахты, время готовности корабля к съемке с якоря и порядок перехода утром в следующий район проводимого учения.

Предстоящие ночные «боевые действия» кораблей на рейде обсуждались оживленно, индийские офицеры рвались в бой и в тоже время были немного недовольны тем, что их кораблю отводилась скромная роль наблюдателя.

Первый день совместных учений завершался и у меня оставалось время осмыслить первые результаты, оценить выполненные мероприятия и … поужинать с командиром корабля.

«ИНДРА»: ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ КОРАБЛЕЙ В МОРЕ
25 апреля, среда (День второй)

04.30 Танкер «Джиоти» снялся с якоря и начал движение в район учения. За полчаса до него из Золотого Рога вышел танкер «Печенга». На «Джиоти» на все время учения остался капитан Владимир Андреев и я был спокоен, любые изменения плана будут поняты правильно. Ночью ветер усилился до 12 м/с, поднялась небольшая волна. Этого оказалось достаточно для того, чтобы катер с водолазами не смог прийти в район якорной стоянки кораблей. Действия по «условному противнику» были отработаны условно: «условный противодиверсионный осмотр» индийского корабля «Ранджит» прошел без замечаний, признаков диверсии не выявлено. (Хотя, зная капризы приморской весенней погоды, можно было предусмотреть резервом для доставки водолазов приличный водолазный бот и рейдовый буксир). Прогноз на первую половину дня тоже не радовал, ожидался сильный туман и это могло помешать проведению учений по заправке кораблей от танкеров и полетам вертолетов.

Под пеленой густого тумана08.00 Корабли снялись с мест якорной стоянки, построились в строй кильватера и начали переход в район учения. Видимость около 10 кабельтовых, густой туман. С отходом к югу видимость ухудшилась до трех кабельтовых.

09.10 Из-за тумана руководителем совместного учения принято решение от проведения эпизода с заправкой кораблей на ходу от танкеров отказаться, полеты вертолетов были запрещены. «Печенга» отпущена во Владивосток. Строем кильватера начали переход в следующий район учения.

Пользуясь паузой в совместном учении, познакомился с жизнью и бытом моряков индийского эскадренного миноносца.

Корабль в густом тумане следует за «Шапошниковым», на ГКП собрались офицеры. Обстановка более чем демократичная. Командир в своем командирском кресле. Строгих и громких команд не слышно, доклады производятся негромко. Почти все находящиеся на мостике запросто держат руки в карманах (даже переводчик Костя). Вахтенный офицер находится посредине мостика на возвышенности у пеленгаторного репитера, часто поднимает бинокль и смотрит вперед. Изредка он уточняет положение других кораблей в строю, глядя на планшет и получая доклад от оператора САРП. Командир и старпом к вахтенному офицеру не обращаются, он управляет кораблем. На ГКП вход для офицеров и матросов свободный (без принятого у нас представления и запроса: «Старший метеонаблюдатель матрос Иванов. Прошу разрешения на мостик…»). Старпом сидит на столе, свесил ноги. Он слегка задумчив и почти незаметен. Офицеры травят, много шутят. Только штурман опять колдует у компьютера – он готовит очередной брифинг по предстоящим действиям кораблей в очередном эпизоде учения. На ходовой мостик поднялся доктор, он показывает командиру … ежедневную стенгазету(!). Стенгазета, выпускаемая ежедневно корабельным доктором, содержит свежие новости из Интернета и информацию о событиях в Индии и мире, новости корабельной жизни, много юмора. Распространяется газета как в печатно-настенном виде, так и по локальной компьютерной сети и пользуется большой популярностью. Доктор лечит не только больное тело моряка, но помогает перенести и душевные переживания вдали от дома. Командир гордится доктором и его газетой, а я с долей сарказма интересуюсь – все ли индийские доктора издают на кораблях газеты? Командир и доктор улыбаются, но оставляют вопрос без ответа.

Командир эсминца «Майсор»О командире. Эрудированный. Строгий. Властный. Вежливый и корректный. Матросы и офицеры его побаиваются, но уважают безмерно. Взгляд командира немного тяжеловат, при таком взгляде матросы втягивают головы в плечи и съеживаются. Не кричит, голос не повышает. У командира большой опыт командования индийскими кораблями (он командовал десантным катером, корветом, эсминцем «Ранджит») и дипломатической работы (был помощником военного атташе в Англии, военным атташе в Иране). До назначения на «Майсор» занимался оперативной и штабной работой. Он руководил разработкой плана совместного индийско-российского учения «ИНДРА-2005».

Пока идем в тумане, обсуждаем с командиром проблемы наших совместных учений. Такой возможности я упустить, конечно же, не мог. Поэтому я попросил капитана 1 ранга Бимала Верма оценить проводимое ученее и обсудить проблемы, которые нам нужно решать вместе. Вот некоторые из этих проблем:

  • Основная проблема – языковая. Слабое знание российских моряков английского языка не позволяет оперативно решать возникающие вопросы. Переводчики и офицеры связи на учении, конечно, хорошо, но лучше, если мы будем понимать друг друга и говорить на одном языке. Таким языком, безусловно, должен быть английский. В языковой проблеме командир «Майсора» увидел основной недостаток учения.
  • Обмениваться офицерами кораблей при проведении совместных учений – это очень хорошая практика. Однако, предпочтительнее, если офицерами в море на индийских и российских кораблях будут выходить специалисты узкого профиля, которые могут работать на конкретных образцах вооружения и техники – навигационных приборах, радиолокационных станциях, средствах связи, комплексах и системах управления оружием. Такой обмен позволит лучше понять друг друга, особенно в вопросах использования оружия, которое на наших кораблях одинаково. Обмен специалистами на учениях должен быть тщательно подготовлен, с ними проведены дополнительные тренировки еще на берегу при подготовке к совместным учениям.
  • При управлении кораблями во время учения должны быть разработаны единые стандарты команд и сигналов. Необходимо разработать свод тактических сигналов, который можно будет использовать при встречах индийских и российских кораблей в море. Тактический свод должен определять порядок выполнения основных процедур в море: связи, опознавания, маневрирования, обмена информацией о всех видах обстановки, управления и других процедур . За основу можно взять «Индийско-сингапурский свод процедур при встрече кораблей Индии и Сингапура в море». Общими усилиями российские и индийские офицеры могут подготовить такой свод сигналов к следующему совместному учению «ИНДРА» в 2009 году. (Такая постановка задачи мне очень понравилась, хотя объем предстоящей работы я вряд ли смог оценить сразу).
  • Совместные российско-индийские учения следует готовить непосредственно на флотах и соединениях кораблей, участвующих в учениях, а не в Москве и Бомбее. Много вопросов по плану учения в первые дни визита во Владивосток, так же, как это было и во время предыдущей «ИНДРЫ-2005», можно было согласовать заблаговременно. Поэтому те, кто готовит учения, должны участвовать в нем на кораблях в море. (Это была моя мысль и идея – и ответ на вопрос, почему я нахожусь в море на индийском корабле. Я услышал ее из уст индийского командира и мне было приятно, что мыслим мы одинаково.)
  • Ракетный катер на полном ходу11.00 Заняли район проведения противолодочного учения. Корабли и противолодочная авиация готовились начать работу на противолодочных рубежах. Подводная лодка с «диверсантами» прорывается с юга. Корабельные противолодочные дозоры были определены с юга – бпк «Шапошникову» (руководил действиями кораблей на южном рубеже), эсминцу «Рана» и корвету «Кутар», с севера – эсминцу «Майсор» (руководил действиями кораблей на северном рубеже), бпк «Виноградову» и эсминцу «Ранджит». Танкер «Джиоти» и ракетный катер «Р-29» ушли в соседний район для подготовки к участию в следующем эпизоде учения. Погода благоприятной была для подводников, густой туман обеспечивал скрытность их действий. На «Майсоре» перед проведением противолодочных действий провели небольшой брифинг. Учитывая погодные условия, сохранявшийся туман, командир «Майсора» до подхода подводной лодки к рубежу действия своих кораблей, проявляя осторожность, изменил маневрирование фланговых кораблей – курсы для них были назначены перпендикулярно курсу бпк «Виноградов», маневрирующего в центре противолодочного рубежа. Командирская предусмотрительность и осторожность при совместном маневрировании кораблей в тумане была понятной. Проявил осторожность и руководитель учения вице-адмирал Виктор Чирков, находившийся на «Шапошникове» - противолодочные самолеты и вертолеты из-за тумана решил не использовать. Из-за сложных гидрометеорологических условий противолодочные возможности сил, действующих против «подводников-диверсантов» значительно сократились. В таких условиях выполнить задачу по обнаружению и «уничтожению» подводной лодки могли только противолодочные корабли. На южном противолодочном рубеже отличился эсминец «Рана», его гидроакустики обнаружили подводную лодку. Информация была оперативно доведена до командира тактической группы на бпк «Маршал Шапошников». По имеемым данным «Шапошников» сам выполнил атаку по обнаруженной ПЛ и выдал целеуказание на бпк «Адмирал Виноградов», находившийся севернее, но в пределах досягаемости ПЛ ракетным оружием. Учебная атака подводной лодки с бпк «Виноградов» была выполнена в кратчайший срок и … сильно удивила индийских адмирала и командира. «Виноградов» «стрелял» ракето-торпедами через свои корабли, находившиеся между ним и ПЛ. Анализируя результаты выполненной атаки, вывод был один – подводная лодка уничтожена. Оставался открытым вопрос безопасности такой стрельбы: при выполнении практических учебных стрельб – это нарушение мер безопасности, в бою – это победа! Действия командира бпк «Виноградов» в учебном бою были правильными, да и победителей не судят. Так была оценена атака ПЛ, выполненная бпк «Адмирал Виноградов», руководителем совместного учения и индийским адмиралом.

    Улыбка индийских моряков говорит о многом …В перерывах между боями я продолжал свои наблюдения за корабельной жизнью. И, конечно же, меня очень интересовала жизнь матроса на корабле.

    Об индийском матросе. Индийский матрос почему-то был на корабле незаметен. Дело рук матросских бросалось в глаза – везде была исключительная чистота, порядок и интуитивно ощущался корабельный уют, созданный матросскими руками. А сами матросы были как-то незаметны. Они были везде, чистые, аккуратные, ухоженные, разного возраста, но они никому не мешали.

    Мне почему-то приходила в голову нелепая мысль – если на корабле есть матросы, то у них должны быть … «книжки боевой номер» и эти книжки должны у матросов постоянно кем-то проверяться и кому-то предъявляться.

    Главный рулевой эсминца «Майсор» всегда внимателен и собранМатроса на корабле должны останавливать в самых неожиданных местах офицеры корабля и флагманские специалисты, требовать у него эту самую книжку «боевой номер», открывать ее перед вытянувшимся матросом на первой попавшейся странице и строгим голосом спрашивать: «А доложите-ка, товарищ матрос, ваши обязанности по корабельному боевому расписанию на странице номер 12 …?!». Раскрытая книжка «боевой номер» матроса должна ставить в тупик, он при ее виде и от заданного вопроса немеет и не может произнести ни одного слова. В такой ситуации матрос вообще не понимает, зачем эта книжка и что у него спрашивают на странице двенадцать … Матрос не знает, что написано на странице двенадцать книжки «боевой номер», но он и без всякой книжки готов включить-выключить свою матчасть, запустить-остановить приборы, измерить и рассчитать скорость ветра, перевести управление рулем на запасной пост, принять карту погоды … да мало ли что еще может матрос … Но вот с книжкой «боевой номер» у нормального матроса всегда проблемы. Наизусть оттараторить книжку могут только уникумы (Таких берегут, лелеют и всегда подставляют под проверку высоким начальникам. Смотрите-ка, товарищ адмирал, какой лихой матросик-молодец, даже книжку «боевой номер» знает!...) Так вот, ИНДИЙСКИХ МАТРОСОВ НИКТО ДЛЯ ПРОВЕРКИ КНИЖКИ «БОЕВОЙ НОМЕР» НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТ! Я два дня терзался мыслью о книжке «боевой номер», не выдержал и спросил, есть ли такая книжка у индийского матроса? Выяснил – есть, но он ее не носит в кармане, а офицеры не считают своей первой необходимостью опросить матроса на предмет знания его этой самой книжки …

    Индийский матрос служит на корабле долго, познакомился я с техником-радистом Ридха Лалом. Он ветеран, на корабле уже 30 (!!!) лет. Обратил внимание на его отношение к своему делу. Все делает ветеран очень ответственно, аккуратно, с душой. Например, чтобы быстро записать передаваемую по радио информацию, у него сделано несколько папок с зажимами на пружине, они стандартного размера и каждому, кто работает в радиосети (в том числе мне), он незаметно, но настойчиво их предлагает для записей информации. Планшет, на котором отображается положение кораблей отряда в ордере, а также все перестроения, тоже сделан Ридхом. Металлические кораблики на магнитиках сделаны с большой любовью, а передвижение их во время маневрах доставляет ему удовольствие, он чувствует свою причастность к маневрам нашего отряда кораблей.

    ПланшетистыВместе со старпомом мы прошли почти через все жилые и служебные помещения корабля. Кубрики у матросов весьма комфортны и прежде всего оттого, что корабельная система вентиляции и кондиционирования работает надежно, в том числе в южных широтах Индийского океана. Матросские кубрики на 6 – 12 человек, койки в 2-3 яруса (верхние – для молодых матросов). В каждом кубрике телевизор и DVD-проигрыватель, работает как корабельная телесеть, так есть и большая видеотека. Дисциплина и порядок в матросской среде поддерживается не столько офицерами, сколько старшинами, прошедшими матросскую школу. Служить матросом в индийском флоте престижно и почетно, к тому же есть много льгот. Проблемы «годковщины» ярко выраженного характера не имеют (да и тема эта не особо обсуждаема с русскими офицерами), а основным видом наказания является денежные. Стимул достаточно хороший: служишь отлично – будет премия, есть проблемы – ощутишь убыток в кармане. Свободного времени у индийских матросов немного, но это как у моряков всех стран.

    18.00 Погода улучшилась, туман стал рассеиваться и по предложению командующего Восточным флотом ВМС Индии, до захода солнца, было решено построить корабли в ордер для фотографирования. С индийским главным штурманом в течении получаса определили ордер, разработали последовательность выполнения маневра кораблями. Уравнителем и руководителем при выполнении маневра стал «Майсор».

    18.40 Закончив противолодочное учение, корабли начали построение в строй сложного клина: головным в центре был эсминец «Майсор»; побортно от него на курсовых углах 120 градусов в дистанции 70 метров занимали места российские противолодочные корабли «Маршал Шапошников» - справа, «Адмирал Виноградов» - слева; индийские эсминцы подходили к российским бпк - «Рана» к правому борту «Шапошникова», «Ранджит» к левому борту «Виноградова»; корвет «Кутар» и ракетный катер «Р-29» встали в кильватер «Майсору», удерживая дистанцию 100 метров. Весь ордер со скоростью 12 узлов шел курсом 270 градусов на запад, на Солнце, опускающееся на горизонт. В воздух были подняты российский и индийский вертолеты.

    Парадное построение кораблей для фотографированияЗанятие кораблями позиций и следование их в одном сомкнутом ордере впечатляло и завораживало. Несколько минут, когда корабли шли борт к борту, вселяли в сердца моряков чувство причастности к большому морскому делу, которому мы служим. Ради таких минут в корабельном парадном строю следует жить.

    Вертолеты сделали несколько кругов над кораблями, с «Майсора» дали команду на перестроение кораблей в строй фронта и увеличение дистанции между кораблями до 10 кабельтовых. Маневр перестроения кораблей напоминал раскрывающийся веер. В лучах заходящего солнца маневры кораблей были особенно красивы.

    20.45 Закончили маневры и начали перестроение в свои тактические группы. Впереди была ночь, подготовка и участие кораблей во встречном морском бою.

    Второй день совместных учений завершался и у меня оставалось время осмыслить его результаты, оценить выполненные мероприятия, но … индийский адмирал пригласил русских офицеров на ужин.

    «ИНДРА»: ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ КОРАБЛЕЙ В МОРЕ
    26 апреля, четверг (День третий)

    07.00 Ночью корабли, поделившись на две тактические группы, вели «боевые действия». Район действия сил был весьма обширным и не ограничивал свободу маневра кораблей. Условия, в которых решались поставленные кораблям задачи, также были фактическими: неустойчивая погода, география и гидрология, темное время суток и т.д. В тактическую группу «восточных» вошли «Майсор», «Шапошников», «Рана» и «Кутар», руководил группой командир эсминца «Майсор». В тактическую группу «западных» объединились «Виноградов», «Ранджит», «Р-29» и «Джиоти», руководство группой с «Виноградова» осуществлял начальник штаба соединения противолодочных кораблей капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров. Решая тактические задачи, обе группы кораблей вели поиск «противника», выдавали целеуказание по обнаруженным кораблям, занимали позицию для атаки и «наносили удар» ракетным оружием с максимальных дистанций.

     Боевая работаНочной азарт морского боя, свидетелем которого я был на «Майсоре», убедительно показал, что офицеры индийского флота военно-морское дело любят, занимаются им увлеченно и профессионально, знают боевые возможности своего оружия и используют любую возможность посостязаться в боевых упражнениях. Решение на морской бой у «восточных» было коллегиальным, в него вошли: навигационно-тактические расчеты штурмана; предложения по боевому маневрированию и последовательности использования оружия, с максимальным учетом боевых возможностей, выработанные старшим офицером – специалистом по ракетно-артиллерийскому вооружению; расчеты на применение средств обнаружения надводных и воздушных целей, целеуказание в групповых действиях, обмен информацией на всех этапах действий кораблей - от офицера по радиотехническому вооружению и старшего помощника и т.д. Каждый офицер корабля стремился внести в победу свой достойный вклад и это вызывало уважение. Напряженная работа при подготовке расчетов на ведение морского боя и практическая реализация принятого командиром решения на «боевые действия» завершились утренней «атакой противника». Анализируя итоги ночного боя, хочется отметить лучшие результаты «восточных», показанные эсминцем «Майсор» и корветом «Кутар» - они обнаружили и атаковали с максимальных дистанций «Ранджит», «Виноградов» и «Джиоти». Только ракетный катер «Р-29» у «западных» вышел из боя без потерь, его обнаружить не удалось. Группа «западных», вступив в бой с «восточными», атаковала эсминцы «Майсор» и «Рана». Учебный бой завершился обменом ракетными ударами и показал хорошую подготовку российских и индийских экипажей кораблей к ведению боевых действий.

    Посостязаться в применении оружия корабли смогли днем во время выполнения практических артиллерийских стрельб.

    БПК «Адмирал Виноградов» выполняет артиллерийскую стрельбу10.30 Корабли прибыли в район проведения артиллерийских стрельб по морской цели. К этому времени бпк «Маршал Шапошников» успел принять к себе на борт «VIP-персоны»: Командующего западным военно-морским командованием ВМС Индии вице-адмирала Санграма Байса и заместителя Командующего ТОФ вице-адмирала Сергея Авраменко и полным ходом шел в исходную позицию артстрельб. Корабли построились в две кильватерные колонны в соответствии с рангом кораблей: первая – бпк «Адмирал Виноградов», эсминец «Майсор» и бпк «Маршал Шапошников»; вторая – эсминцы «Ранджит», «Рана», корвет «Кутар» и ракетный катер «Р-29». Построение было немного суетливым, управлял маневрами «Шапошников», но присутствие высокого командования на его борту, похоже, суетливости в управлении только добавляло. В результате в кильватерную колонну построились не по правилам – за уравнителем «Виноградовым», а заходя на «Майсоре» двадцатиузловой скоростью в голову идущему ходом 12 узлов флагману…

    Суеты хватало и на индийском эсминце, на ГКП начали готовить второе адмиральское кресло. Адмиральское кресло было точной копией командирского, и шестеро матросов под руководством … штурмана начали его установку. Да, на индийских кораблях адмиральское кресло – это тоже штурманское дело! Ходовая вахта, навигация, подготовка презентаций и докладов командиру и адмиралу по всем действиям корабля в море, организация приборки на ходовом мостике и … адмиральское кресло – все было под руководством и при участии штурмана. И делал штурман все ответственно, проявляя разумную инициативу. (Так, он заботливо изготовил на адмиральские кресла бирочки с красными и синими звездочками по количеству звезд на адмиральских погонах, чтобы адмиралы не перепутали в какое кресло им садиться. Такие же звездочки были прикреплены к адмиральским биноклям, которые были подготовлены для адмиральских глаз.) Штурман на «Майсоре» больше, чем штурман. И вполне заслуженным становится его назначение после завершения океанского похода командиром корвета «Кутар». Я нисколько не сомневаюсь, что командиром он будет замечательным и дай Бог ему звезд адмиральских!

    Занятие позиции 20-ти узловым ходом командиру «Майсора» явно не понравилось, ведь пришлось втискиваться между двумя кораблями, находящимися друг за другом в 10 кабельтовых. При этом флагман все время уточнял, какой скоростью и когда мы займем позицию. Командир, нервничая, потихоньку поругивался, но маневр выполнил четко.

    11.05 «Виноградов» вышел в позицию артиллерийской стрельбы, начал пристрелку (перелет, попадание, перелет, шквал – накрытие, шквал - перелет) – неплохо для первого, но бывало и лучше. После последнего залпа «Виноградов» поставил помехи и резко повернул вправо. Маневр смотрелся эффектно, но не предусматривался планом.

    Артиллерийский офицер «Майсора» после первых залповПосле «Виноградова» наступила очередь для выполнения боевого упражнения «Майсором»: недолет, перелет, недолет … Командир и офицеры с напряжением смотрят в сторону буксируемой мишени. Артиллеристы – флагарт и командир артслужбы корабля в напряжении. Минута ожидания и есть, накрытие! Радость на ходовом мостике неподдельная.

    «Шапошников» завершал стрельбу группы больших кораблей. Пристрелка, шквал и доклад с буксира – есть попадание! Дух состязательности и боевого азарта растворяется вместе с дымом.

    11.35 В позицию стрельбы вышла вторая группа. «Рана» бьет уверенно: недолет, накрытие, шквал – попадание, перелет, накрытие … Улыбаюсь вместе с индусами, «советско-индийский бэ-пэ-ка» не подведет! У «Ранджита» тоже прилично: недолет, перелет, недолет, накрытие … «Кутар» начал азартно: недолет, накрытие, накрытие, накрытие!!! Молодец, «малыш», утер нос «большим артиллеристам». (Командира «Кутара» я встретил вечером на приеме у Командующего флотом. Радость на лице была неподдельной, улыбка до ушей – ну как я их сделал?! Бойцовские качества и желание добиться пусть даже в учебном бою, позволили маленькому кораблю одержать большую победу, сегодня командир маленького корабля был большим командиром!)

    Ракетный катер выполнял стрельбу последним: перелет, перелет, накрытие … По оценке руководителя учения сегодня артиллеристы были на высоте, проигравших не было. Буксировщику мишени «МБ-37» добро следовать в базу.

    РБУ – угроза подводникам12.20 Корабли перестроились в кильватерную колонну, теперь наступило время мелкокалиберной артиллерии для стрельбы по «плавающим минам». «Мин» на буксире - обеспечителе «СБ-522» подготовили достаточно много, но каждому не хватало – одну «мину» ставили для двух кораблей. Первая пара «Виноградов» - «Майсор»: победителями вышли индийские артиллеристы, у «Виноградова» что-то не заладилось. «Шапошников» с «Ранджитом» даже не состязался, артиллеристы русского флагмана «уничтожили мину» первыми залпами и мишенью со своими боевыми товарищами не поделились. Третья «мина» подверглась огневому натиску сразу трех кораблей: «Раны», «Кутара» и «Р-29». Точными залпы вновь были у «Кутара».

    «Кутар», по оценкам российских офицерам, самый боевой корабль индийского флота.

    12.30 Завершались «боевые действия» противолодочным учением с выполнением стрельбы из РБУ по подводной лодке.

    «Подводная лодка» для атаки была обозначена флагманом условно. С получением целеуказания российские большие противолодочные корабли и индийские эскадренные миноносцы перестроились в строй пеленга и по команде выполнили одновременный залп: «условный противник уничтожен» - «море на замок», кораблям в базу … Точнее, два флагмана – «Шапошников» и «Майсор» повернули в сторону дома, остальные пошли в район проведения завершающего эпизода учения для оказания помощи судну, терпящему бедствие.

    Адмиралы по пути в базу вертолетами перемесились на «Майсор» и обсуждали итоги завершающегося совместного учения. Обстановка на ГКП «Майсора» после боевых действий приходила в свое обычно – спокойное русло.

    Штурманский поросенок – это к удаче!Выбрав удобную минуту, сказал несколько добрых слов индийскому штурману, в сегодняшнем успеху его вклад был весьма серьезным. На добрую память подарил ему «штурманского поросенка» - фотографию с символическим текстом: «… поросенок – это награда экипажу, возвращающемуся из боевого похода с победой (сегодня индийский штурман был в числе победителей). У штурманов поросенок пользуется заслуженным авторитетом: в древности, когда моряки не знали путь к берегу, они бросали поросенка за борт и он всегда плыл в сторону ближайшей земли, показывая путь кораблю (по дороге домой у индийских моряков может быть всякое, а иметь надежное, проверенное временем «средство курсоуказания», не будет лишним никогда)».

    17.15 Бпк «Маршал Шапошников» встал к 33-му причалу, через полчаса рядом с ним отшвартовался «Майсор». Немного позднее, отработав элементы спасательных действий, во Владивосток вернулись остальные корабли. Трое суток всесторонних действий в море пролетели незаметно, совместное российско-индийское учение завершилось. Наступило время подведения итогов.

    КРАТКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ

    Совместное российско-индийское учения «ИНДРА-2007» было важным событием в истории взаимоотношений двух стран, Индии и России, и их флотов. Совместные действия на море укрепили и обновили отношения военных моряков Тихоокеанского флота России и Восточного флота Индии. По масштабности, целям и задачам, а также привлекаемым к участию в них силам – это крупнейшие совместные морские маневры наших стран. Положительный результат «ИНДРЫ» не вызывает сомнений, но мне хотелось бы процитировать итоги совместного учения словами индийских адмиралов, прозвучавшими на разборе.

    Командующий Восточным флотом ВМС Индии контр-адмирал Донован говорил:

    - На первой нашей встрече во Владивостоке у совместного учения «ИНДРА» были только рамки и скелет. Специалистами обеих сторон, командирами и штурманами были приложили большие усилия, чтобы из этого скелета получился план, были разработаны детальные карты и схемы, стало ясно, что и как делать кораблям и морякам в море. Подготовка плана – была для нас непростой задачей, проводились встреча за встречей в залах совещаний и на кораблях. Все прочувствовали, что подготовиться к действиям в море не так просто.

    Командующие флотами после совместного ученияЭкзамен для моряков Индии и России наступил 24 апреля, когда корабли пошли в море. Сразу стало ясно, что тщательное планирование дает положительные результаты. По тому, как слаженно маневрировали корабли, выполнялись действия при проводке кораблей за тралами, осуществлялась высадка вертолетами досмотровых групп и при этом четко работала связь, было видно, что планирование на берегу проведено правильно. Учения по охране морских коммуникаций, обороне кораблей на переходе морем, решение противолодочных задач были важными элементами в отработке совместных действий по обеспечению безопасности судоходства. Серия других эпизодов помогла нам отработать противодействие тем угрозам, которые могут возникнуть в будущем. Антитеррористические учения и учения по уничтожению боевых пловцов – это тоже поле наших взаимных интересов.

    На второй день нас подвела погода, был сильный туман. Но это была небольшая проблема, так как обе стороны имели настолько детальный план действий, что малая видимость не смогла помешать проведению учений. Учение по противолодочной обороне было очень полезным, корабли много времени провели в отработке приемов противодействия угрозам от подводных лодок. Это еще одно поле деятельности в дальнейшем при проведении совместных морских операций. Вечером, с улучшением погоды, отлично проведено фотографирование со сложным маневрированием, которое было очень четким и слаженным.

    К третьему дню учений оба отряда кораблей действовали, как один слаженный механизм. Очень качественно работала связь и у нас была возможность спокойно и уверенно выполнять все маневры. Когда на корабли были высажены индийский и русский адмиралы, мы сумели продемонстрировать слаженность при маневрировании и выполнении сложных артиллерийских стрельб.

    Отмечу, что учения действительно были очень успешными!

    Индийский адмирал – настоящий морской волкНо у наших флотов существует еще поле для развития взаимодействия. Это поле – совместные учения по встречному морскому бою. Морской бой – суть всего военно-морского дела на море. Поэтому в следующих совместных учениях эпизоду военных действий на море должно быть уделено большее внимание. Это позволит управлениям обеих флотов обменяться тактическими знаниями и увеличит оперативную совместимость флотов. Благодарю руководителя совместного учения, планировщиков и участников учения за высокий уровень подготовки и проведения учения. Хотелось выразить надежду, чтобы следующая «ИНДРА» была в водах Индии и у наших флотов была еще одна возможность отработать совместные действия на море.

    Из заключительной речи Командующего западным военно-морским командованием ВМС Индии вице-адмирала Санграма Байса:

    Благодарю всех командиров кораблей, командующих, офицеров и матросов! Отмечу еще раз: все, что выполнено хорошо, может быть сделано лучше! Очень важен анализ, выводы и уроки из проведенного учения. Проходить уроки – это естественный процесс и хотелось бы, чтобы они были задокументированы и переданы обеим сторонам. Вот некоторые уроки совместного российско-индийского учения «ИНДРА-2007»:

  • Наиболее важным элементом подготовки к совместным учениям является планирование. Чем больше времени проводится предварительное планирование, тем легче снимаются проблемы в море. К планированию таких совместных учений должны привлекаться Командующие флотами, руководители и офицеры, все те, кто потом находится в море и решает поставленные задачи, а не те, кто находится на берегу и не представляет, что делается в море.
  • Важным аспектом совместного учения в море является его обеспечение. При планировании нужно учитывать всесторонние потребности действующих в море сил. Нет ничего нового в том, что выходящие в море силы должны быть в совершенстве обеспечены всем необходимым. Для наших флотов будет полезной разработка процедуры оперативного пополнения запасов в море. Через качественное планирование и оперативное тыловое обеспечение многие проблемы действий сил в море будут сняты.
  • Корабли России и Индии строй держат уверенно

  • Проблема связи – это еще один кирпич, на котором основывается совместное учение. У звуковой связи есть присущие ей недостатки, у каждого говорящего есть свой акцент и своя скорость говорить. При этом сохраняется вероятность ошибочного понимания сообщений, передаваемых голосом. Хотя на кораблях я слышал, какая была связь четкая, громкая, понятная, но думаю, что в следующих учениях «ИНДРА» российские и индийские моряки должны перейти на цифровую связь. После взаимных консультаций мы сможем перейти на цифровую связь без особых проблем.
  • Уровень следующих совместных российско-индийских учений может быть выше, наши флоты к этому готовы. В следующую «ИНДРУ» могут быть включены эпизоды противовоздушной и противолодочной оборон. Нужно больше обмениваться членами экипажей кораблей, а также самолетов. Например, русские и индийские пилоты противолодочных самолетов ИЛ-38 могут во время учений работать в интернациональных экипажах.
  • Я полностью удовлетворен проведением совместного учения «ИНДРА» в российских водах, все задачи учения выполнены на высоком профессиональном уровне. Также я очарован Владивостоком и согрет приемом на Тихоокеанском флоте. Приглашаем корабли Тихоокеанского флота в Мумбай. «ИНДРА» - символ сотрудничества, дружбы и взаимодействия наших стран. Давайте вместе этот символ сделаем реальностью!

    капитан 1 ранга Сажаев М.И.,
    Главный штурман ТОФ

    Владивосток,
    20-27 апреля 2007 г.

    О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom