ШТУРМАН - ПРОФЕССИЯ ТВОРЧЕСКАЯ
Сергей БЕРДНИКОВ.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 25.01.2012
Не будет большим преувеличением, если сказать, что штурман - самый главный (после командира, разумеется!) и важный человек на корабле. Ведь именно от штурмана зависит, доберется ли благополучно до нужного порта корабль или нет, правильно или нет будет проложен курс. Это большая ответственность и большое мастерство. И конечно же - творчество. Да-да, именно творчество, ибо, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях Военно-морского флота России: «Работа штурмана в походе носит творческий характер».
В нашей стране День штурмана ВМФ отмечается с 25 января 1997 года. Дата эта была выбрана не случайно - она совпадает с днем создания штурманской службы Российского флота. Именно 25 января 1701 года император российский Петр Первый повелел создать в Москве Школу математических и навигацких наук, где впервые в России стали обучать штурманской науке.
Надо сказать, отмечали День штурмана и до 1997 года и даже дважды в году. Неофициально, правда, в дни весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно всегда без труда и без помощи навигационных инструментов определить стороны света - Солнце в любой точке Земли восходит строго на востоке, а заходит на западе.
Многие известные военачальники и флотоводцы начинали свою службу с должности штурмана. Среди них и такие прославленные, как адмиралы флота Советского Союза Николай Кузнецов и Сергей Горшков, заложившие основу современного Военно-морского флота. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралами. Только один пример, подтверждающий значимость и важность этой профессии: в Приморском крае именами штурманов русского флота названы шестьдесят четыре мыса, двенадцать островов, три полуострова и девять бухт.
В преддверии Дня штурмана ВМФ группу мурманских и североморских журналистов пригласили на борт большого противолодочного корабля «Североморск» поприсутствовать на штурманских учениях. Впрочем, это громко сказано - учения, на самом деле это обычная, рядовая отработка корабельного расчета для обеспечения безопасности плавания БПК в сложных гидрометеоусловиях с интенсивным судоходством. Место действия - Кольский залив. И хотя он давно и хорошо знаком морякам, но все равно каждый раз штурманская боевая часть тщательно прорабатывает детали выхода своего корабля.
- К выходу в море необходимо готовиться на берегу, - рассказывает командир штурманской боевой части капитан третьего ранга Александр Фоменко. - У нас есть электронная карта, с ее помощью и имитируется движение корабля. На ней же определяются цели, параметры движения и дистанции до ориентиров.
Несмотря на наличие современного электронного навигационного оборудования, старая добрая бумажная карта тоже не забыта. Потому что в самый неожиданный момент техника может дать сбой, спутник не ответить - и многие ошибки гражданских судоводителей, которые приводили к катастрофам и нарушению правил судовождения, как раз и проистекают из чрезмерного доверия к электронике. Да и частенько бывают такие ситуации, что данные о местонахождении корабля на электронной карте расходятся с реальным положением дел. А вот бумажная карта подводит редко. Да и при прохождении узкостей, которые могут таить много разных неприятных сюрпризов для моряков, принято пользоваться именно ею. Так надежней. А электронную карту обычно применяют в качестве информационного подспорья.
- В узкостях штурман - основное действующее лицо, - поясняет Александр Фоменко. - Постоянно нужно быть начеку, чтобы вовремя оценить обстановку, принять нужное решение и дать соответствующую рекомендацию командиру. Взять, скажем, заход в порт Плимут. Там очень сложно было: во-первых, действовало течение, во-вторых, сильный боковой ветер, в-третьих, свою роль сыграли и небольшие расстояния от навигационных ориентиров... Но ничего, справились!
Трудно было и в районе Африканского Рога. Жара за тридцать градусов, интенсивное судовое движение, сильная влажность, что вызывала коррозию корпуса и антенн аппаратуры. Однако и это не помешало выполнению поставленных перед моряками штурманской боевой части задач. Подразделение не слишком-то большое - всего девять человек, но слаженное, все специалисты своего дела.
Сам Фоменко на флоте с 2003-го, сюда пришел сразу же после окончания известного в стране Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. Признается, что, когда поступал, еще не знал, какую специальность выберет. Но, побеседовав с курсантами, окончательно сделал выбор в пользу штурманской профессии. И не жалеет.