ШТУРМАНЫ ВСЕХ ФЛОТОВ:
ЗНАКОМСТВО СО СТРАНИЦ ФЛОТСКИХ ГАЗЕТ
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ | |
---|---|
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ |
|
НА СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ |
|
БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ |
|
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ |
|
Военный совет Черноморского флота поздравил флотских штурманов с их профессиональным праздником |
|
Военный совет Черноморского флота РФ поздравил офицеров, мичманов, старшин, матросов, гражданский персонал, ветеранов штурманской службы флота с профессиональным праздником и 310-й годовщиной со дня образования штурманской службы Военно-Морского Флота России. В 2010 году корабли и суда Черноморского флота прошли более 230000 морских миль, из которых 60000 миль пришлось на походы за пределами Черного моря. В среднем каждый корабль или судно наплавал по 2000 миль, а в дальних плаваниях - 6500 миль. Многие походы проходили в регионах, где ранее корабли Черноморского флота не имели опыта плавания, однако штурманские боевые части прошли эту проверку уровня профессионального мастерства с достоинством и показали себя с самой лучшей стороны. С 1991 года и по настоящее время на Черноморском флоте не зафиксировано происшествий, связанных с навигационными ошибками, допущенными командирами кораблей, вахтенными офицерами и штурманами. В поздравлении Военного совета ЧФ отмечается, что из всех профессий, овеянных романтикой моря, профессия штурмана стоит на особом месте. Со времен первых выпускников Навигацкой школы Петра I и до наших дней, совершенствуясь с каждым годом, специальность штурмана остается одной из самых важных и необходимых в Военно-Морском Флоте. Штурманы успешно решали и решают ответственные задачи по обеспечению точного и безопасного плавания, эффективного применения кораблями и соединениями оружия в период морских боев и сражений. Они внесли неоценимый вклад в географические открытия, географическое и топографическое изучение морей и побережья России. Современная штурманская служба флота является настоящей кузницей высокопрофессиональных кадров. Многие офицеры, получившие закалку в штурманских боевых частях, занимают ответственные командные должности и удостоены правительственных наград. "Выражаем уверенность в том, что штурманская служба и впредь будет успешно решать все поставленные задачи, вносить достойный вклад в повышение боевой готовности соединений, кораблей и судов флота", - отмечено в поздравлении Военного совета Черноморского флота по случаю Дня штурмана. 27.01.2011 Текст: Управление пресс-службы и информации МО РФ, Группа информационного обеспечения Черноморского флота
|
|
КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ |
|
ФЛАГМАНСКИЙ РАСЧЁТ |
|
![]() |
![]() |
флагманский штурман соединения кораблей охраны водного района Каспийской флотилии капитан-лейтенант Дмитрий ВАХЛАКОВ
|
у астраханских берегов |
Главный критерий успешной службы флагманского штурмана части - недопущение навигационных происшествий кораблями. В соединении кораблей охраны водного района (ОВР) Каспийской флотилии, базирующемся в г. Астрахани, вот уже 4-й год служит в должности флагманского специалиста капитан-лейтенант Дмитрий Вахлаков. И за всё это время кораблями соединения не было допущено ни одного навигационного происшествия или предпосылки к нему. О том, что позволяет штурманской службе в непростых навигационных условиях Каспия и Волги с высоким качеством обеспечивать выполнение всех задач в море, рассказал «Красной звезде» сам капитан-лейтенант Дмитрий ВАХЛАКОВ. - Дмитрий, судя по вашему послужному списку, вы в годы учёбы на штурманском факультете Санкт-Петербургского военно-морского института проходили морскую практику и стажировку в бригаде кораблей ОВР Балтийской ВМБ, а значит, по собственному опыту знаете, в чём различия районов плавания там и здесь, на Волге и Каспийском море. - У каждого района плавания, с точки зрения штурманской, имеются свои плюсы и минусы. Когда в качестве стажёра ходил на корабле по Балтийскому морю в поход в Бельгию, то для себя отметил, что на этом направлении морской театр неплохо оборудован в навигационном отношении. На всём маршруте перехода наблюдались маяки (в том числе и радиомаяки), другие навигационные сооружения, предметные ориентиры. А в нашем районе плавания на Каспии практически отсутствуют радионавигационные системы, да и визуальное навигационное оборудование здесь явно в минусе. Имеются, конечно, предметные ориентиры, например, маяк на острове Чечень. Но сам этот маяк в радиусе его видимости предназначен лишь для того, чтобы предупреждать мореплавателя о наличии самого острова, дабы он «не въехал» в него. Поэтому при определении места корабля нашим штурманам приходится в основном опираться на спутниковые системы навигации или (в случае их отказа) на дедовский, т. е. астрономический метод обсервации. А с другой стороны, положительным моментом при плавании на Каспийском море, особенно в его мелководной северной части, является то, что здесь морское дно мягкое - преимущественно песчаное, глинистое или покрытое илом. Поэтому касание грунта днищем корабля не влечёт за собой какого-либо серьёзного повреждения корпуса. На Балтике же касание кораблём дна чревато пробоиной или потерей винтов... - Ваше соединение базируется в Астрахани, то есть удалено от моря на добрую сотню километров вверх по Волге. Что также создает известные трудности для навигаторов флотилии... - На пути в морской полигон кораблям и катерам соединения каждый раз приходится совершать многочасовые переходы по Волге, Волго-Каспийскому каналу (ВКК), которые сами по себе являются узкостями, то есть опасными для прохождения, изобилуют мелями и другими навигационными опасностями. Условия плавания по ВКК зависят от того, на каком по водоизмещению корабле приходится выходить в море. Если на артиллерийском катере или рейдовом тральщике, имеющим малую осадку, то плавание это несложное. При выходе из базы на корабле покрупнее, скажем, на базовом тральщике, переход проходит в более напряжённом режиме, так как в связи с повышенной парусностью корабля возможно его наваливание на правый или левый берег. Плюс к этому необходимо уметь расходиться со встречными судами на безопасной дистанции. Поэтому командиру и штурману приходится постоянно оценивать направление ветра, запрашивать глубины у вахты на эхолоте, напрягать прокладочную группу, поскольку канал достаточно узкий (в некоторых местах шириной до 50 метров), и хорошую скорость, позволяющую лучше управлять кораблём и маневрировать, не разовьёшь. Трудностей при плавании в нашем водном районе немало, но, как говорится, бог миловал... - Есть и другая присказка: на бога надейся, да сам не плошай! В связи с этим вопрос: как обстоят дела со штурманской подготовкой на кораблях и катерах соединения? - Корабельный состав соединения на данный момент представлен, в основном, кораблями 4 ранга - рейдовыми тральщиками и артиллерийскими катерами (ака) проекта «Шмель», за исключением двух базовых тральщиков и малого артиллерийского корабля 3 ранга. Соответственно и среди командиров кораблей и катеров соединения преобладают мичманы. Что я могу сказать о штурманской подготовленности этой категории командиров? Они служат многие годы на одних и тех же боевых единицах. И неудивительно, что ими накоплен богатый практический опыт плавания в данном водном районе. В связи с чем в их навигационной практике преобладает так называемый командирский (визуальный) метод управления кораблём. И в этом плане как судоводители-практики все эти мичманы на хорошем счету у командования и у меня, как флагманского штурмана. Свой район плавания они изучили, что называется, вдоль и поперёк. За время моей службы здесь, в соединении, в течение 5 лет (сначала дивизионным, а теперь и флагманским штурманом) не было ни одного навигационного происшествия, например посадки корабля на мель. Словом, успешность плавания достигается в основном за счёт хорошей практики, умения ориентироваться. Но при углублении в штурманскую специальность, которая, как известно, дисциплина очень серьёзная и сложная, требующая специального диплома об образовании, для мичманов возникают определённые трудности. Хотя у многих мичманов проявляется стремление поднять свой профессиональный уровень, для чего они используют заочную форму обучения по специальности судовождение в гражданских морском или речном колледжах. Например, командиры рейдовых тральщиков старшие мичманы Василий Мешков, Григорий Фомин не так давно получили дипломы по специальности «судовождение». Большое подспорье для штурманской подготовки мичманов - часы командирской подготовки. Жаль, что для изучения штурманского дела предусмотрено недостаточное, на мой взгляд, количество часов. Но для повышения уровня подготовленности командиров я совместно с дивизионными штурманами по полной схеме использую период их подготовки к ежегодным зачётам на подтверждение допуска к самостоятельному управлению кораблём. При этом своеобразным пропуском к зачётам является тетрадь командира корабля по такому важному предмету, как судовождение. Заодно по этому документу проверяется уровень индивидуальной самоподготовки специалиста. Ведь сейчас, в период технического переоснащения штурманской техникой, командирам кораблей всех рангов приходится использовать корабельные приёмные индикаторы спутниковой навигации «Бриз», что требует определённого минимума знаний и навыков подготовки. И поверьте, несладко придётся тому мичману, у которого в тетради я не найду конспекта по какой-либо из обязательных по программе тем. - Кого из командиров и штурманов вы могли бы назвать в числе отличников по штурманской подготовке? - Овладевших штурманской подготовкой на пять баллов я, к сожалению, назвать не могу, но вот стабильных хорошистов по этой дисциплине - пожалуйста. Хочу отметить дивизионного штурмана старшего лейтенанта Кирилла Александрова. Это настоящий профессионал, который умело обучает своих подопечных в подразделении тральщиков. Из командиров кораблей 3 ранга – это гвардии капитан-лейтенант Алексей Гордеев, из командиров рейдовых тральщиков - старший мичман Василий Мешков, из командиров гвардейских бронекатеров - старший мичман Андрей Емеров (об этих передовых военнослужащих «Красная звезда» писала в прошлом году). На кораблях и катерах, которыми они командуют, и специалисты штурманских боевых частей подготовлены на достаточном профессиональном уровне. Хотел бы поставить в пример личному составу нашего соединения военнослужащих по контракту из БЧ-1 малого артиллерийского корабля гвардии старшину 1 статьи Василия Фёдорова, гвардии матроса Канатора Мулдагалиева. - А какие перспективы в должностном росте и профессиональном совершенствовании открываются перед вами? - В отличие от многих моих бывших однокашников по штурманскому факультету, избравших командирскую стезю, я мечтаю продолжить свою карьеру именно по избранной специальности флагманского штурмана. Для чего рассчитываю поступить учиться на штурманский факультет Военно-морской академии. Но не в этом году, конечно. В данный период службы обстановка в соединении не позволяет мне этого сделать. Примерно со второй половины 2010 года мне приходится исполнять обязанности ещё и начальника штаба соединения и временами подменять флагманского штурмана флотилии. Но думаю, что со временем моя мечта сбудется... |
|
Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда». 25.01.2011г. |