ШТУРМАНСКИЕ МЕРИДИАНЫ 2007 ГОДА
Профессиональный праздник – День штурмана вот уже несколько лет, начиная с 1996 года, штурмана отмечают в морозные январские дни. В отличии от большинства корабельных специалистов – минеров, артиллеристов, ракетчиков, связистов, у которых профессиональные праздники приходятся на более благоприятные летние или осенние дни, штурманам и механикам летом не до праздников, летом корабли должны плавать, а штурмана обеспечивать решение навигационных задач кораблевождения в море. А, следовательно, летний отпуск – это не для штурманов, отпуска и праздники у штурманов, как правило, должны быть приурочены к зиме. Механикам новое время принесло своеобразный подарок, их праздники совпадают с чередой новогодних и рождественских праздников всей страны, и отмечают они их под звон колоколов и новогоднего хрусталя. А у военных штурманов зима – это то время, когда можно подвести итоги прошедшего учебного года, оценить первые шаги начатого нового года и первые результаты и скорректировать свои планы в подготовке к решению поставленных командованием задач.
ИТОГИ ШТУРМАНСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ТОФ В 2007 ГОДУ
ИНСПЕКТОРСКАЯ ПРОВЕРКА – ЭТО СЕРЬЕЗНО!
Прошедший год для штурманов, как и для всего нашего Тихоокеанского флота, был достаточно напряженным и трудным. Основным событием первой половины учебного года была подготовка и предъявление штурманских служб соединений и штурманских боевых частей кораблей и подводных лодок Инспекции министерства Обороны. Для Штурманских служб соединений подводных лодок, кораблей охраны водного района и гвардейцев - катерников инспекторская проверка стала серьезнейшим экзаменом на зрелость и потребовала полнейшей самоотдачи. Штурманские боевые части были скрупулезно проверены офицерами – инспекторами по всем направлениям своей деятельности: от индивидуальной подготовки каждого матроса, старшины, мичмана и офицера и до готовности штурманской боевой части и корабля в целом. Были оценены вопросы содержания и правильной эксплуатации морских средств навигации, находящихся в личном заведовании, уровень практической подготовки каждого специалиста и слаженность действий боевых постов, командных пунктов, корабельных расчетов по обеспечению безопасности плавания и решению задач в соответствии с боевым предназначением кораблей. Принципиально проверялась и оценивалась готовность штурманских боевых частей к выходу в море. Изнурительные береговые проверки продолжились в море. А для штурмана в море нет спокойных минут: выход из базы, плавание вблизи берега в сложных навигационных и непростых гидрометеорологических условиях, выработка навигационных данных для выполнения кораблями боевых упражнений, маневрирование в составе корабельных тактических групп и самостоятельно – и все под пристальным оком коллеги – инспектора. Особенностью работы корабельных штурманов во время инспекции было еще и то, что готовились и предъявлялись они исключительно самостоятельно. Флагманские штурманы работать на кораблях и оказывать помощь своим молодым коллегам во время проверок так, как это делается при обычной подготовке кораблей к выходу в море, не могли. Они в это время были задействованы в составе тактических штабов по управлению силами в море. Проходили штурмана инспекторскую проверку трудно, не всегда ровно, но результат был в основном положительным. В лучшую сторону выделялись подводники - штурманская боевая часть капитан-лейтенанта Сергея Данильченко отличалась стабильностью и показывала положительные результаты как на берегу, так и в море. Неплохо «продувались» штурмана – катерники старшие лейтенанты Вячеслав Бебих, Илья Бебих. Но общий результат был все-таки хуже, чем ожидалось. Не хватило опыта, знаний, выносливости и силы духа в борьбе за победу над собой и инспекцией у старших лейтенантов Евгения Иванца и Александра Оськина - на положительную оценку они не вытянули.
Но, как известно, за одного битого двух не битых дают. И тем штурманам, кто достойно прошел через инспекторскую проверку, сегодня можно доверять самые ответственные задачи.
А ответственных задач флоту в наступившем году решать придется много. И опять предстоит испытание инспекторской проверкой. Надеюсь, что штурманам хватит ответственности, знаний, практических навыков чтобы качественно подготовить штурманские боевые части к проверке.
ШТУРМАНСКОЕ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОВМЕСТНЫХ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕНИЯХ С КОРАБЛЯМИ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ.
2007 год для Тихоокеанского флота не был богат на дальние походы, не хватало кораблям и штурманам океанских миль. Но с лихвой хватило флоту серьезнейших крупномасштабных учений с кораблями ВМС иностранных государств, проводимых на акватории Японского моря. Не успела еще завершиться активная фаза инспекторской проверки, как началась непосредственная подготовка к совместному российско-индийскому учению «ИНДРА-2007». Когда корабли Приморской флотилии после зачетных инспекторских учений в заливе Петра Великого возвращались в свои базы, большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» на границе территориальных вод встречал отряд боевых кораблей Индии в составе эсминца «Майсор», фрегатов «Ранджит» и «Рана», корвета «Кутар» и танкера «Джиоти». Встречали индийских моряков, как обычно первыми, штурмана в составе лоцманских групп. Капитан 3 ранга Руслан Минаев, капитан- лейтенанты Евгений Кисилев, Константин Андреюк, старший лейтенант Артем Колпащиков и капитан
дальнего плавания Владимир Андреев (капитан смт «Иркут», бывший заместитель главного штурмана ВМФ) провели индийские корабли в бухту Золотой Рог и обеспечили их швартовку к причалу. В первые дни визита на рабочих совещаниях были согласованы все вопросы предстоящего совместного учения, проверены навигационные расчеты и выверены маневры, проведены тренировки по связи и маневрированию.
Руководивший подготовкой совместного учения командир соединения противолодочных кораблей капитан 1 ранга Андрей Нелидин добился взаимопонимания между индийскими и российскими моряками по всем эпизодам и этапам учения. «ИНДРА» была поучительной для всех, для командиров и штурманов особенно. Насыщенность тактическими эпизодами, боевыми упражнениями, артиллерийскими стрельбами, двусторонними действиями, маневрированием в совместных строях и ордерах и высокий уровень руководителей учения с индийской и российской сторон требовали собранности, высочайшего профессионализма и ответственности от начала идо конца учения. Принимавшие участие с российской стороны большие противолодочные корабли «Маршал Шапошников» и «Адмирал Виноградов», дизельная подводная лодка, базовые тральщики «БТ-100», «БТ-114», «БТ-232», ракетный катер «Р-29», а также судами обеспечения «МБ-37», «СБ-522» в море с индийскими кораблями действовали слаженно и грамотно. Оценки действий сил на совместных учениях, данные руководителями индийской и российской сторон были даны высокие. Отличились на учениях и корабельные штурманы: на «Маршале Шапошникове» капитан-лейтенант Дмитрий Терехин, на «Майсоре» штурман капитан-лейтенант Амит Гурбухани. Об индийском штурмане флагманского корабля хочется сказать особенно. Находясь во время учений на эсминце «Майсор» и наблюдая за его штурманской работой, я для себя и российских штурманов почерпнул много интересного и полезного. Понятие «штурманская культура» индийский штурман воплощал в своей практической деятельности в лучшем виде: быстрые и точные расчеты, разумная инициатива и высокая работоспособность, смелость в общении с командиром корабля и адмиралом, высокий профессионализм и большое желание сделать все с высоким качеством. А те хорошие «штурманские штучки», которые использовались на индийском корабле нашли теперь хорошее воплощение и на кораблях Тихоокеанского флота. «ИНДРА» для штурманов стала хорошей практической школой действий в условиях, приближенных к реальному бою.
Не менее интересными и содержательными были подготовка и проведение международных совместных учений с американскими кораблями «ТИХООКАЕНСКИЙ ОРЕЛ», проведенными в сентябре месяце.
Российско-американским учениям с кораблями ВМС США предшествовали два визита американских кораблей в порт Владивосток – в мае эсминца «Маккейн», а в июле плавбазы подводных лодок «Франк Кейбл» и эсминца «Куртис Уилбур». Но берегу был проведен комплекс занятий, тренировок и учений по предстоящим действиям кораблей в море. Завершился визит американских плавбазы и эсминца проведением международного морского похода памяти в пролив Лаперуза для отдания почестей морякам подводных лодок «Л-19» (СССР) и «Ваху» (США), погибшим во время Второй мировой войны. На большом десантном корабле «БДК-98» под командованием капитана 2 ранга Игоря Акулова в поход вышли ветераны-подводники. Поход памяти был еще и штурманским походом, кроме корабельного штурмана старшего лейтенанта Александра Филимонова в нем участвовали его коллега капитан-лейтенант Михаил Косьянов, штурмана-подводники старшие лейтенанты Иван Сажаев и Денис Игнатов, а также курсанты штурманского факультета ТОВМИ имени Макарова.
Серьезнейший пробел в практической подготовке курсантов, обостряющийся ежегодно для тех, кто приступает к заключительному этапу обучения в институте, требовалось компенсировать проведением штурманской и корабельной практики. Не решаемая второй десяток лет проблема с полноценной практики курсантов, связанная с отсутствием в институте учебного корабля, частично решается на флоте проведением корабельной практики на кораблях, участвующих в дальних походах с визитами в иностранные порты. Но для подготовки штурманов таких походов совершенно недостаточно, тем более в порты ближних соседей – Японии, Республики Кореи, Китая. Штурманам более важно освоить морской театр и свое Дальневосточное побережье России. И, как нельзя лучше, для этого подходят именно «Походы памяти». За прошедшие два года штурманские роты прошли на большом десантном корабле «Пересвет» (бывший БДК-11) маршрутами двух «Походов памяти» от Владивостока до Охотска и Магадана с заходом в порты Сахалина Корсаков и Холмск, пункты базирования и порты на дальневосточном побережье – Советская Гавань, Преображенье, Находка, Славянка. Поход до пролива Лаперуза и освоение дальневосточного берега для курсантов штурманского факультета стало настоящей штурманской и морской школой. Не только штурмана, но и офицеры, в том числе и командиры, «открыли» для себя российские берега, ставшие для многих военных моряков нашего флота «иностранными».
Курсантам-штурманам в походе пришлось нелегко, для них была организована напряженная морская учеба. По гибкому графику они несли вахту дублерами вахтенных офицеров и вахтенных штурманов, стояли на руле и БИПе, выполняли обязанности электриков-штурманских и гидрометеонаблюдателей, сигнальщиков и радиометристов. Кроме того, на учебных местах посменно неслась штурманская вахта. Под руководством требовательного и бескомпромиссного руководителя штурманской практики - доцента кафедры кораблевождения капитана 1 ранга Сергея Козлова будущие штурмана практически отработали решение всего комплекса навигационных задач кораблевождения, «набили руку» в производстве астрономических измерений и решении астрономических задач по Солнцу и звездам, выполняли наблюдения за погодой, несли штурманскую вахту. Не жалея сил и времени, Сергей Козлов разобрал, научил, показал и проверил умение решать более 50-ти различных навигационных задач каждым из курсантов, а с некоторыми «отличниками» процедура рассказа-показа-проверки проведена неоднократно. Преданный своему делу ШТУРМАН с большой буквы, он с энтузиазмом обучал штурманскому делу не только подопечных курсантов, но и всех находящихся не корабле, включая ветеранов и священника отца Георгия. Ветераны легко и с удовольствием вспомнили, как решается задача торпедного треугольника, а отец Георгий после нескольких уроков уверенно «сажал» на горизонт Солнце и твердо держал в руке секстан.
При возвращении из похода, в один из дней у курсантов был принят экзамен. По итогам корабельной практики и проведенного экзамена было приятно сделать вывод, что большинство курсантов-штурманов времени в походе понапрасну не тратили и освоили учебную программу. Лучшими по итогам похода были признаны курсанты Олег Сердюк, Владимир Топильский, Владимир Ли, Сергей Мазуренко, Леонид Сазанов, Евгений Матюхов, Роман Романов, Дмитрий Яковлев. В походе будущие штурмана получили полноценную корабельную практику и приобрели опыт самостоятельного решения навигационных задач кораблевождения в море.
В период сентябре на акватории Японского моря проведены совместные российско-американские учения «Тихоокеанский орел 2007». Руководил учением командир соединения противолодочных кораблей ПрФлРС капитан 1 ранга Нелидин А.Б. В учениях принимали участие: от российской стороны бпк «Адмирал Пантелеев», бтщ «БТ-100», самолет «ИЛ-38», корабельный вертолет «Ка-27пс», гидрографическое судно «ГС-210», рейдовый буксир «РБ-326», от американской стороны – эсминец УРО «Лассен», минно-тральный корабль «Патриот», самолет Р3С «Орион», корабельный вертолет «Си Хок». По пространственному размаху совместное учение «ТИХООКЕАНСКИЙ ОРЕЛ» было одним из самых больших за последние годы, корабли действовали на акватории от залива Петра Великого до пролива Лаперуза.
Для командиров кораблей штурманов российско-американские учения хотя и представляли определенную сложность, в учениях было много новых не отрабатываемых ранее эпизодов совместных действий. Наиболее сложными эпизодами на учении были проводка кораблей через миноопасный район совместной корабельной тральной группой, состоящей из американского минно-трального корабля «Патриот» и российского базового тральщика «БТ-100», поиск и оказание помощи кораблю, терпящему бедствие в удаленном морском районе. Завершилось учение в проливе Лаперуза совместной морской церемонией памяти моряков, погибших на подводных лодках «Wahoo» и «Л-19» во время Второй мировой войны. После завершения совместного учения бпк «Адмирал Пантелеев» зашел в сахалинский порт Корсаков, а на пути возвращения в базу – в Преображение. Впервые большой противолодочный корабль ТОФ заходил в наши «гражданские» порты, для штурманов корабля это было достаточно сложным испытанием. К чести командира капитана 2 ранга Ивана
Ковалева и штурмана старшего лейтенанта Артема Колпащикова с поставленной задачей они справились успешно. Высочайшая ответственность и профессионализм, глубокие знания и желания совершенствовать свои практические навыки, инициативный и творческий подход к делу являются отличительными чертами штурмана Колпащикова. Сегодня самый молодой штурман большого противолодочного корабля заслуженно является одним из лучших на флоте, ему можно доверять решение самых сложных навигационных задач.
МОЛОДЫЕ ШТУРМАНЫ – БУДУЩЕЕ ФЛОТА
В прошедшем году штурманская служба приняла в свои ряды 38 молодых штурманов, большинство из них выпускники штурманского факультета ТОВМИ имени Макарова. Девять штурманов пришли на Тихоокеанский флот после окончания Санкт-Петербургского ВМИ. Свою служебную штурманскую деятельность многие начали с большим желанием и энтузиазмом. Наиболее качественно организована подготовка и становление молодых штурманов на Камчатке в штурманских службах, руководимых капитанами 1 ранга Романом Бондаренко и Олегом Морозкиным. В первые месяцы службы штурмана-подводники прошли курс обучение в учебных центрах под руководством опытным преподавателей. В это же время проведены два штурманских похода в Охотское и Берингово море на судне измерительного комплекса «Маршал Крылов» - для молодых офицеров это лучшая морская и штурманская школа, позволившая лейтенантам Евгению Дымову, Андрею Кузнецову, Владимиру Забелину, Сергею Косьяненко в кратчайшее время подготовится и допуститься к несению штурманской вахты. В кратчайшие сроки прошло становление молодых штурманов в штурманских службах капитан 3 ранга Александра Любимова и капитан-лейтенанта Константина Андреюка. Секрет быстрого становления в должности выпускников здесь прост – еще курсантами Станиславу Грегуль, Алексею Лазуну, Сергею Сысоеву, Алексею Войдилову Роману Глушакову, Дмитрию Блинову, Станиславу Серову на кораблях этих соединений проходили корабельную практику и стажировку, а после выпуска пришли на первичные штурманские должности. Но не у всех молодых штурманов становление в должности проходит гладко и главной причиной того, что длительное время они не могут сдать зачеты на допуск к самостоятельному исполнению обязанностей является низкий базовый уровень штурманской подготовки. К сожалению, большинство выпускников-штурманов, выйдя из военно-морских институтов, не подготовлены к несению штурманской вахты, самостоятельному обслуживанию морских средств навигации. Это
существенный недостаток в подготовке будущих штурманов, который непосредственно влияет на безопасность плавания кораблей. И наибольшее влияние на безопасность плавания корабля оказывает низкий уровень подготовки штурманов, пришедших на должности командиров штурманских боевых частей катеров и малых кораблей, т.е. там, где штурман на корабле один и у него нет наставника, старшего товарища. Сегодня мы с преподавательским составом нашли пути решения проблем подготовки штурманов, но для этого требуется повседневная требовательность и настойчивость как преподавателей, так и командования факультета и учебных рот, кропотливая повседневная работа курсантов, качественная отработка программ корабельной практики и стажировки. Надеюсь, что общими усилиями проблему подготовки штурманов в военно-морских институтах мы сможем решить.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАВИГАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЫ.
Штурманская подготовка на флоте направлена на поддержание установленного уровня боевой готовности штурманских боевых частей, подготовку офицерского и судоводительского состава к решению навигационных и навигационно-тактических задач по боевому предназначению кораблей и судов обеспечения, обучение командиров, штурманов и корабельных расчетов к плаванию в сложных навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях, обеспечение навигационной безопасности плавания. Успешное решение задач во многом достигается воспитанием у личного состава штурманских боевых частей, штурманов чувства высокой ответственности за навигационную безопасность корабля, точную выработку навигационных, за боевую готовность БЧ-1.
В настоящее время корабельные и флагманские штурманы ответственно и профессионально решают поставленные задачи в сложных условиях деятельности флота. Кропотливым и ежедневным трудом штурманов флота поддерживается высокая боевая готовность штурманских боевых частей кораблей Тихоокеанского флота. Лучшими на флоте сегодня являются штурманскими службами и штурманскими боевыми частями, возглавляемые капитанами 1 ранга Романом Бондаренко, Олегом Морозкиным, капитанами 2 ранга Игорем Желдаковым, Алексеем Даниловым, капитанами 3 ранга Александра Любимова, Сергея Мокеева, Дениса Тарабарова, Владимира Праслова, капитанов-лейтенантов Константина Андреюка, Владимира Городкова и многих других.
К сожалению, не все задачи штурманской службой решены с высокими показателями и качеством. На соединении кораблей охраны водного района допустили навигационное происшествие при плавании одного из кораблей вблизи берега. Происшествие произошло при плавании в простых гидрометеорологических условиях в хорошо знакомом районе, по характеру является домашней аварией. Основными причинами навигационного происшествия стала личная безответственность и халатность, проявленные при несении ходовой и штурманской вахты командиром корабля, штурманом и вахтенным офицером. Штурман забыл о личной ответственности за безопасность плавания корабля назначенным курсом, самоустранился от исполнения обязанностей по кораблевождению. Навигационное происшествие должно стать хорошим уроком для командиров и штурманов.
Надеюсь, что в наступившем году высокая личная ответственность флагманских и корабельных штурманов, их профессиональная и качественная работа исключат предпосылки к нарушениям безопасности плавания. Обеспечение навигационной безопасности плавания – главная задача штурманской службы!
В профессиональный праздник поздравляю всех ветеранов штурманской службы, флагманских и корабельных штурманов, личный состав штурманских боевых частей, судоводительский состав с Днем штурмана ВМФ! От души желаю все штурманам попутного ветра, безопасных курсов и семь футов под килем!
Главный штурман ТОФ капитан 1 ранга Сажаев М.И.
Владивосток, 25 января 2008 г .