Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

Штурманская жизнь флота

ШТУРМАНСКАЯ КУЛЬТУРА - ВАЖНЕЙШАЯ МОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ

 

М.И. Сажаев, Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова, Владивосток



На основании опыта решения задач обеспечения навигационной безопасности плавания кораблей во время Великой отечественной войны и послевоенный период рассмотрено содержание штурманской культуры, как важнейшей морской традиции.

О штурманской культуре в профессиональной среде моряков, как военных, так и гражданских, говорят достаточно много, но пишут о ней крайне редко. Рассуждения о штурманской культуре на основании опыта решения навигационных задач кораблевождения в годы Великой отечественной войны опубликованы главным штурманом ВМФ контр-адмиралом Булыкиным Ф.Ф. в 1943 году [1], к вопросу о штурманской культуре обращался в послевоенный период  главный штурман ВМФ контр-адмирал Алексин В.И. [2]. Не лишним будет обратиться к этому вопросу и сегодня.
Российская штурманская школа всегда славилась высокой штурманской культурой, исключительной преданностью штурманов своему делу и профессиональному долгу, высочайшей профессиональной компетентностью. Применительно к штурманской профессии это означало:

  • тщательное и глубокое изучение района предстоящего плавания в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом отношении;
  • полноценную подготовку к плаванию морских средств навигации, морских навигационных карт, пособий и личного состава, в том числе командования корабля и вахтенных офицеров;
  • скрупулезные штурманские расчеты при составлении предварительной навигационной прокладки, предусматривающие различные методы счисления пути и определения места на всех участках и при любых условиях плавания, осуществления точного и надежного решения навигационных задач кораблевождения;
  • грамотное и обоснованное использование имеемых технических средств и методов навигации;
  • обоснованность и точность навигационных расчетов;
  • пунктуальность, точность, своевременность, грамотность и аккуратность во всем - от ведения навигационной прокладки на карте до заполнения навигационного, вахтенного или судового журнала;
  • бдительное наблюдение за навигационной обстановкой, анализ ее изменений, своевременное и обоснованное изменение курса, скорости, режимов движения и использования технических средств корабля и т.д.

Иногда под штурманской культурой понимают аккуратность в расчетах и графической работе на навигационной карте, каллиграфический почерк, владение некоторыми разделами прикладной математики, педантизм. Это внешние атрибуты и они далеко не исчерпывают культура штурмана. Кроме того, штурманская культура распространяется не только на штурмана, но также на командный состав корабля (командира корабля, вахтенных офицеров). В широком плане, это правильнее называть морской навигационной культурой.
Главным в понятии штурманской культуры является осознание командиром корабля и штурманом своей личной ответственности за боеготовность корабля, безопасность его плавания и жизнь экипажа, за решение поставленных кораблю задач. В полной мере это относится и к капитану судна, судоводительскому составу.
Следующим важным моментом является профессиональная компетентность, глубокие знания и твердые практические навыки в базовых штурманских науках: морской навигации, мореходной астрономии, лоции, гидрометеорологии, маневрировании, технических средствах навигации и их боевом использовании.
Не менее важна прочно усвоенная привычка к самоконтролю, которая, как известно, является залогом безошибочной работы штурмана.
Контр-адмирал Ф.Ф. Булыкин (главный штурман ВМФ в годы Великой отечественной войны) так определял понятие штурманской культуры еще в 1944 г.: «Под штурманской культурой надо понимать сочетание четкой личной дисциплины штурмана с большими теоретическими познаниями, находчивостью и исключительной аккуратностью в работе. Основные черты культурного штурмана даются не сразу, а воспитываются в течение ряда лет за время пребывания в училище и практической работы на кораблях» [1]. В свое время эту же исключительной важности мысль довел до широких флотских кругов С.О. Макаров: «Надо чтобы каждый офицер знал, что с выходом из школы (Морского корпуса, военно-морского училища – прим. автора) учение не оканчивается, и что всю свою службу офицер, не желающий идти назад, должен учиться и работать» [3].
Анализируя опыт боевых походов кораблей и подводных лодок в первые годы войны, отмечено, что особенности плавания кораблей, редкая надобность в применении классических приемов кораблевождения в известной мере расхолаживали штурманов. В результате этого штурманские ошибки и промахи приводили к значительным невязкам.  Примером получения большой невязки в месте из-за небрежной работы штурманов, отсутствия навыков работы на большой качке может служить плавание эскадренного миноносца «Громкий» Северного флота. 4 марта 1942 г. эм «Гремящий» и эм «Громкий» после сопровождения союзного конвоя возвращались в базу. Плавание проходило в штормовую погоду при сильном ветре и волнении в условиях ограниченной видимости. Четыре арифметические ошибки, допущенные штурманом эм «Громкий» при определении места астрономическим способом» и ошибка во времени при обсервации по Луне привели к невязке в 63 мили. Несколько примеров штурманских ошибок на подводных лодках. В январе 1942 г. подводная лодка «Л-23» Черноморского флота при выполнении задачи на позиции в районе Бургаса в течение трех дней имела ошибку более 40 миль из-за неправильного учета течения. 14 августа 1941 г. подводная лодка «Щ-402» Северного флота при возвращении с боевой позиции в надводном положении за 1,5 суток плавания в тумане имела невязку в 28,5 мили, из-за чего прошла через позицию другой подводной лодки (могла быть атакована и потоплена своей подводной лодкой)  и вместо о. Кильдин вышла к м. Выев-Наволок, где едва не была обстреляна нашими береговыми батареями. Цена навигационной ошибки в войну была чрезвычайна высока.
В сложные военные годы отмечалось, что культура кораблевождения должна иметь место на самых простых переходах, на кораблях любого класса, при наличии любых образцов приборов и инструментов. И в те далекие годы, и сейчас нужно отбросить вредный взгляд на то, что настоящая штурманская работа может культивироваться только на новых кораблях, оснащен­ных современным вооружением и навигационной техникой, что нельзя по-настоящему организовать работу штурмана на малых кораблях, недостаточно оснащенных новой техникой.
Опыт войны показал, что культурные штурманы с успехом осуществляли сложные проводки кораблей при наличии поврежденной техники, пользуясь только показаниями магнитного компаса и производя контроль места корабля при помощи астрономических обсерваций. Для поднятия штурманской культуры в годы войны было  организовано изучение  материалов по опыту решения навигационных задач кораблевождения в боевых походах. Причем изучение проходило не в виде формального ознакомления с информационными письмами и статьями периодической печати, а в форме совместного обсуждения его между штурманами.
«Отечественная война требует от штурманов вы­сокого мастерства в вождении кораблей в любых условиях погоды, при ограниченном навигационном оборудовании театра», - так определял Народный Комиссар Военно-Морского Флота  в годы войны свои требования к штурманам при решении боевых задач в море [4].
Использование опыта войны, справедливо отмечал контр-адмирал Булыкин Ф.Ф., может поставить на такую высоту дело кораблевождения что штурманская культура штурманов - современников будет служить долгое время основой мореплавания будущему поколению моряков - командиров.
Воспитанием и обучением штурманских кадров Военно-Морского Флота, воспитанием  у курсантов и слушателей высокой штурманской культуры занимались и занимаются широкий круг педагогов и ученых, флотских офицеров – флагманских и главных штурманов. Многие из них не только яркие личности, вмещающие в себе весь комплекс составляющих штурманской культуры, но и в полной мере отвечающие и такой важной закономерности флотской службы, на которую указал С.О. Макаров: «Унылые люди не годятся для такого бойкого дела, как морское, в особенности во время войны». Будучи прекрасными учителями и воспитателями для многих поколений флотских штурманов, они значительно обогатили понятие штурманской и навигационной культуры, наполнили его новым содержанием.
Задачи кораблями в океанских и морских походах кораблей часто решаются в течении длительного времени, от нескольких месяцев до года, причем в совершенно различных широтах и климатических зонах Мирового океана, где, зачастую, никто из участников похода до этого никогда не бывал. В этих условиях штурманская ошибка, даже в мирное время, может грозить срывом боевой задачи и поставить корабль на грань гибели. Поэтому исключительно важным было воспитать и обучить командиров кораблей и штурманов предусмотрительности, умению предвидеть ход событий, вплоть до самых неблагоприятных вариантов и своевременно подготовить к ним себя, своих подчиненных, технические средства навигации, внести необходимые коррективы в организацию службы.
Замечено, что хороший штурман, (равно, как и хороший, опытный командир корабля), иногда интуитивно чувствует неожиданную и никому до времени не ведомую опасность. Знания, опыт и его высокая ответственность (это и есть основные составляющие интуиции) подсказывают ему, что надо осмотреться и быть в готовности номер один.
Очень важным и в базе, и особенно в море, в деятельности штурмана являются его собранность, постоянная готовность к действию, бескомпромиссность и принципиальность. Основополагающие требования руководящих документов, касающиеся обеспечения безопасности плавания и маневрирования корабля, выработаны опытом многих поколений моряков. Штурман (как и командир корабля) является главным хранителем морских законов и в этой части в его работе не должно быть полумер, полутонов и неоднозначности.
Контр-адмирал Алексин В.И. отмечал, что хороший штурман должен уметь хорошо делать одновременно три дела:

  • выполнять свои собственные обязанности по ведению навигационной прокладки, расчетов и управлению навигационным комплексом;
  • слышать, знать, что делают его подчиненные, несущие специальную вахту на боевых постах штурманской боевой части в походе, принимать от них доклады и давать необходимые команды;
  • постоянно знать, что делается на главном командном пункте корабля (в центральном посту подводной лодки), на постах освещения ближней морской обстановки, слышать командира корабля, адекватно реагировать на его команды, своевременно докладывая свои обоснованные предложения для обеспечения безопасности плавания корабля и эффективного применения его оружия.

Основополагающие понятия штурманской культуры помогли создать математическую модель «идеального штурмана», которая может быть описана уравнением штурмана. В левой части этой формулы находятся ответственность в кубе, плюс знания в квадрате, плюс находчивость, смелость, аккуратность и самоконтроль, а в правой, после знака «равняется» - точность и безопасность плавания, плюс эффективное применение оружия корабля. Формула штурмана не является исчерпывающей по количеству и составу членов, но достаточно полно описывает рассматриваемый процесс для использования её в штурманской и морской практике.
Штурманская культура формируется на всех этапах становления морского офицера от курсанта до командира корабля, развивается в течении всей его службы на самых разных должностях. Высокая штурманская культура стала одной из важнейших морских традиций, а в профессии штурмана – основополагающей.  

Список литературы

  1. Булыкин Ф.Ф. Кораблевождение в годы Отечественной войны // Записки по гидрографии, 1944, №1, с. 3-5
  2. Алексин В.И. Об отечественной штурманской школе и Штурманской службе Военно-Морского Флота России // Записки по гидрографии, 1977, №242, с. 18-28.
  3. Макаров С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики // СПб.: типо-литография Шерера, 1904.  299 с.
  4. Приказ Народного Комиссара Военно-Морского Флота от 07 февраля 1943 г.  № 0579  «Об итогах боевого использования подлодок ВМФ за полтора года войны и задачах на 1943 год». ЦВМА, ф. 79, д. 39824, л. 230-235.

 

Ссылка: Культура как важная часть национальной безопасности, материалы конференции МГУ им. адм. Г.И. Невельского

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman