Этапы становления и сегодняшний день Штурманской службы Балтийского флота
Штурманская служба флота в послевоенный период
В конце войны и в послевоенный период необходимо было провести всесторонний анализ сложившейся навигационно-гидрографической обстановки на Балтийском морском театре и обеспечить совместно с гидрографической службой флота решение первоочередных и долгосрочных задач, стоящих перед флотом. В первую очередь предстояло решить задачу обеспечения мореплавания в опасных от мин районах моря. Штурманами и гидрографами при тралении применялись традиционные методы координирования тральных галсов с помощью прямой и обратной засечек, в удаленных от берега районах береговая опора усиливалась поднятыми над ориентирами аэростатами заграждения, а позже широкое применение получили импульсно-фазовая система "Координатор", радиодальномерная система "Рым". На первом этапе работ координирование траления осуществляли специально прикомандированные на корабли офицеры - гидрографы, но уже в 1945 г. было определено, что гидрографы должны назначаться на тральщики временно, в случаях, когда штурмана корабельных тральных групп (КТГ) до начала траления не овладели способами точного координирования или когда район траления сложен и мало изучен в гидрографическом отношении. С 1947 г. НГО траления организационно разделялось на навигационное и гидрографическое. К первому была отнесена работа штурмана КТГ по выполнению и прокладке тральных галсов с необходимым перекрышем тральных полос, а также учет навигационных элементов, имеющих значение для правильного использования тралов и навигационной безопасности тралящих кораблей. За гидрографической службой осталась задача оборудования района траления опорной системой, изготовление тральных планшетов, развертывание маневренных береговых и корабельных средств НГО, а также камеральный контроль правильности прокладки тральных галсов и соблюдение неразрывности тральных полос. Готовилось решение, чтобы гидрографов убрать с тралящих кораблей, но сделать это не удалось, т.к. на смену визуальным средствам координирования пришли радионавигационные. Гидрографы остались в расчетах радиодальномерных гидрографических партий.
С окончанием войны операционная зона флота резко увеличилась и стала включать в себя не только воды открытой части Балтийского моря, но и Балтийские проливы. Командиры и штурмана фактически заново изучали театр, осваивали порты Прибалтийских республик, Финляндии, Польши, Восточной Германии, а также Пиллау (Балтийск) и Кенигсберг (Калининград). Перед флагманскими штурманами соединений ставилась задача жесткого контроля за подготовкой кораблей к выходам в море.
В 50-х годах начинается интенсивное поступление новых кораблей, подводных лодок с качественно новым оружием и техническими средствами навигации (ТСН). Встала проблема резкого повышения уровня квалификации штурманского состава, возникла необходимость создания на флоте принципиально новой школы штурманов. Важным событием тех времен явилось прибытие на флот молодых офицеров - выпускников по штурманской специальности. На сборах штурманов активно обсуждаются вопросы о роли, месте и задачах штурманских боевых частей на современном корабле и в бою с применением ракетного оружия. На флот была возложена задача проведения испытаний новостроящихся кораблей, поступающих от промышленности. Ввод таких кораблей в состав сил постоянной готовности, подготовка к переходу на другие флоты потребовали от штурманов высокой ответственности, знаний новых технических средств, исключительного внимания и кропотливой работы. С высокой ответственностью решали стоящие задачи флагманские штурмана бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей Б.Я. Пешков, В.Е. Ежов, А.А. Миллер, М.И. Мерещак. В 1957 г. с вводом нагрудных знаков "Отличник ВМФ" и "Классный специалист" на флоте широко развернулось движение за право быть удостоенными этих знаков. В это же время развертывается соревнование за овладение смежной специальностью. Все это заметно подняло уровень специальной подготовки личного состава штурманской службы флота. Начатая в войну успешно продолжалась ремонтная подготовка электриков штурманских в мастерских гидрорайонов. Силами личного состава штурманской службы и гидрографов создавались и оснащались новой действующей техникой штурманские учебные классы. Благодаря целеустремленности, энергии и преданности своему делу офицерский и мичманский состав штурманской службы флота разрабатывал и устанавливал тренажеры для отработки действий штурманских боевых расчетов. Боевая подготовка штурманской службы постоянно ориентировалась на перспективу. Офицеры приобретали и углубляли практические навыки обеспечения безопасного плавания, тактического маневрирования в строях и ордерах в интересах использования оружия кораблей, катеров и тактических групп, осваивались принципиально новые приемы кораблевождения, в том числе путеисчисление на кораблях с динамическими принципами поддержания и на подводных крыльях, боевого маневрирования при применении ракетного оружия с использованием различных выносных наблюдательных постов, при ведении противолодочных действий разнородными силами и др. С участием гидрографической службы флота осваивались новые электронавигационные и гидрометеорологические приборы, спутниковые и наземные радионавигационные системы, средства для приема и анализа синоптической информации. Сложная минная обстановка требовала от штурманов повышенной ответственности в определении района плавания. Много внимания уделялось подготовке кораблей к визитам в порты иностранных государств, для чего действия экипажей отрабатывались до автоматизма. Большой вклад в дело становления молодых штурманов в 50-х годах внесли флагманские штурмана В.Н. Дукальский, Б.В. Румянцев, М.С. Корытин, А.В. Федотов, Б. Землянов, М. Скриганов, Ю.М. Иванов, Н.М. Груздев, О.В. Куфарев и др.
Волюнтаристский подход к решению проблем строительства и использования флота в 1960 г. обусловили массовый уход офицеров - штурманов. Большие корабли ушли на слом или были поставлены в консервацию. А ведь именно на этих кораблях штурмана получали классическую подготовку, обогащались бесценным опытом навигационного обеспечения боевой подготовки и управления кораблями, боевыми частями и службами. В соединениях больших кораблей в наибольшей степени формировались командные навыки офицеров, их организаторские способности и высокие морские качества. Значительный вклад в развитие штурманского профессионализма и добрую память о своей службе оставили штурмана эскадры разных поколений: Г.А. Иванов-Коропенко, В.В. Котовский, А.М. Воронков, В.А. Верижников, В.Г. Савельев, Н.А. Парамонов. Руководство штурманской службы флота принимало меры по сохранению профессионального ресурса для обеспечения противоминных действий хотя бы у части офицеров-штурманов. Практиковались классные занятия, тренировки на планшете, организовывались учебные выходы дивизионных и корабельных штурманов тральщиков на учебных катерах Калининградского ВВМУ. Принятыми мерами штурмана Л.А. Голдобин, Г.И. Волов, Ю.К. Кореневский, С.А. Попов, А.М. Горбатюк получили достаточные практические навыки для обучения подчиненных штурманов.
С началом подготовки боеготовых сил флота к действию в удаленных районах океанов и морей под руководством флагманского штурмана флота Ю.М. Иванова флагманские штурмана соединений развернули подготовку командного и штурманского состава кораблей к плаванию и решению свойственных задач на всей акватории Мирового океана. Во взаимодействии с гидрографической службой флота был выполнен комплекс мероприятий по планированию, подготовке, снабжению и организации послепоходового анализа. Первыми задачи боевой службы в 1963 г. начали решать штурмана-подводники на ПЛ "С-187" и "С-364". Они успешно совершили поход на полную автономность в Атлантический океан. С этого года выходы ПЛ на боевую службу стали систематическими по 8-10 ПЛ в год. Большая заслуга в обучении и подготовке штурманских боевых частей флагманских штурманов-подводников Е. Земскова, А. Апанова, Е. Казакова, Е. Сабурова, Р. Карелина, Е. Трундаева, В.В. Лапшина, Н.Ф. Васильчука и др. С 1964 г. к несению боевой службы начали привлекаться надводные корабли. Смешанная бригада кораблей флота в составе крейсера "Свердлов", эсминец "Справедливый", 3 ПЛ: "С-71", "С-191", "С-357", танкеры "Шексна", "Олекма" и гидрографическое судно "ГС-54" совершила 30 суточный поход в Северное и Норвежское моря. В 1979 г. к несению боевой службы по охране рыболовства у западного побережья Африки начали привлекаться морские тральщики Таллинской ВМБ. С включением в состав флота ракетных ПЛ, штурманская служба активно включилась в поиск приемов выработки навигационных данных при несении ими боевого дежурства. Флагманские штурмана Р.В. Балтушка, Л.А. Мусоян, О.Г. Гречишкин, В.Н. Пелевин, А.Н. Пырх во взаимодействии с офицерами гидрографической службы флота Е.К. Гницевичем, Ю.А. Гребенщиковым, В.Ф. Корнисом, Г.П. Шалягиным, А.В. Самохиным оперативно внедряли на ПЛ новые технические средства кораблевождения, применяли нестандартные решения по установке в переносном варианте приемоиндикаторов спутниковых систем и наземных радионавигационных систем, что существенно повысило качество решения поставленных задач. Штурмана - подводники Е.А. Трундаев, Г.П. Шалягин, А.В. Самохин, Н.Ф. Васильчук, О.Г. Гречишкин, В.Н. Пелевин, А.Н. Пырх, В.А. Акулов, А.Р. Кацер, В.В. Лапшин, А.И. Лысоконь заслуженно считались мастерами своего дела, отличались особой прилежностью в службе. В период интенсивного несения боевой службы в 1970-1988 гг. флагманские штурмана флота В.С. Горбич, Б.В. Беляков, Р.В. Балтушка установили систему, когда перспективные молодые офицеры (командиры электронавигационных групп или выпускники училищ) прикомандировывались на выходящие корабли вторыми штурманами с задачей к концу похода в полном объеме освоить и сдать на допуск к управлению штурманской боевой частью. Такой подход в подготовке грамотных командиров боевых частей полностью оправдал себя.
Период 1965-1985 гг. явился самым продуктивным в развитии штурманской службы флота. В это время штурманами внесен самый большой вклад в укрепление нашего ВМФ. Многочисленные походы на боевую службу, плавание сложными маршрутами в мало изученных районах, отработка экипажей построенных на верфях Балтийского моря кораблей и подготовка их к переходу на другие флоты, участие в океанографических экспедициях в Карибском море, Мексиканском заливе, у западного побережья Африки укрепили штурманскую службу, подняли уровень профессионального мастерства. В 1981 г. флот принял участие в стратегическом учении "Запад-81". В сложном и масштабном планировании учения офицерами штурманской службы выполнялись расчеты маневрирования сил в морской части маневров. В ограниченном по площади районе боя за высадку десанта одновременно маневрировали, применяли все виды оружия, выполняли специальные действия более 100 самых различных кораблей и судов. Сложность спланированного маневрирования по рекомендации флагманского штурмана флота побудила большинство командиров брать в руки маневренный планшет, навигационную карту и лично со своими офицерами проигрывать на них предстоящие эпизоды, что заметно повысило качество и безопасность действий. За высокое качество расчетов при планировании и организации слаженных действий сил в ходе проведения учений флагманский штурман флота Б.В. Беляков был награжден орденом "Красной Звезды". Ежегодно на сборах руководящего состава штурманской службы флота возвратившиеся из походов флагманские штурмана походных штабов представляли отчеты и производили доклады об особенностях плавания, достигнутых результатах и выявленных недостатках. Большой вклад в совершенствование работы штурманских боевых частей кораблей в дальних походах внесли: Н.А. Парамонов, Г.А. Максимов, Ю.Н. Ивченков, А.Ф. Залесский, Д.В. Толоконников, Г.И. Хоменко, С.Р. Куликов, А.А. Миллер, В.Н. Пелевин, А.Р. Кацер, А.Э. Железняков, А.М. Горбатюк, С.А. Попов, В.Ю. Ершов, В.П. Захаренков, М.И. Мерещак и др. С развитием и совершенствованием технических средств навигации (ТСН) повышалась точность и безопасность плавания. После каждого периода обучения под руководством флагманских штурманов соединений и объединений на одном из кораблей проводились штурманские походы, где командирам штурманских боевых частей прививались профессиональная компетентность, глубокие знания и твердые практические навыки в базовых штурманских науках: навигации и лоции, астрономии, маневрировании, использовании новых ТСН, гидрометеорологии. Эффективную подготовку штурманских кадров в новых условиях на Балтийском флоте проводили флагманские штурмана: флота - Ю.М. Иванов, О.Л. Куфарев, В.С. Горбич, Б.В. Беляков, Р.В. Балтушка, Н.С. Торопов; объединений и соединений - Ю.К. Кореневский, Г.М. Данилкив, С.А. Попов, Я.К. Круминьш, Л.А. Мусоян, В.Н. Пелевин, А.А. Миллер, А.А. Петухов, А.М. Горбатюк, В.П. Захаренков, К.Л. Будревич, Ю.Н. Ивченков, Г.А. Максимов, Н.А. Парамонов, А.И. Плугатырь, А.Р. Кацер, О.Г. Гречишкин, Д.Н. Толоконников, Г.И. Саврасов, В.Ю. Ершов, А.Ф. Залесский, А.Э. Железняков, Л.А. Голдобин и др.
В 1977 г. в целях повышения эффективности руководства штурманской службой флота флагманский штурман флота и его помощник были выведены из состава отдела боевой подготовки, и был образован Отдел кораблевождения с непосредственным подчинением начальнику штаба флота. В Отдел были назначены: флагманский штурман флота В.С. Горбич, заместитель флагманского штурмана Б.В. Беляков, старший офицер В.А. Бабак, офицер А.Ф. Дегтев и помощник флагманского штурмана В.Н. Малышева. Активнее начали решаться вопросы рационального построения штурманской службы флота, определения ее роли, места и задач в мирное и военное время, организации штурманской службы объединений, соединений и кораблей, профессиональной подготовки офицеров-штурманов и их подчиненных, штурманской подготовки командиров и вахтенных офицеров. За 9 лет существования Отдела были разработаны и внедрены методики, частные наставления по штурманскому обеспечению различных учебно-боевых задач, организации ремонтной и специальной подготовки в дальних походах, обобщался и внедрялся передовой опыт, что позволило существенно повысить результативность, управляемость и авторитет штурманской службы. Офицеры отдела Б.В. Беляков, Р.В. Балтушка, Н.С. Торопов, А.А. Бобрусь, А.Ф. Залесский систематически выходили в море для руководства решением навигационных задач кораблевождения при плавании в Балтийских проливах, проливе Ла-Манш кораблей, следующих на свои флоты из постройки. Они исполняли обязанности флагманских штурманов походных штабов в дальних походах, учениях, в составе Объединенной эскадры флотов стран Варшавского договора, отрабатывая взаимодействие со штурманскими службами ВМФ ПНР и НВМФ ГДР. За это время заметно улучшилась штурманская подготовка и повысилась эффективность решения задач. При содействии Гидрографической службы БФ были перевооружены новыми ТСН корабли и учебные кабинеты, совершенствовалось штурманское обеспечение боевых упражнений.
В 1988 г. Отдел кораблевождения реорганизуется в штурманскую группу в составе Управления боевой подготовки. В состав штурманской группы вошли: главный штурман БФ - Н.С. Торопов, заместитель главного штурмана - А.А. Петухов, старший офицер - А.А. Бобрусь и помощник главного штурмана - В.Н. Малышева. Должность офицера была сокращена. Принципиальных изменений в деятельности не произошло, по-прежнему решались те же вопросы, больше внимания стало уделяться работе по предупреждению аварийности, обеспечению безопасности плавания и безаварийному решению задач в море. Значительно сократилось плавание кораблей.
С 1990 г. реформирование и сокращение флота, вывод сил из пунктов базирования Прибалтийских республик, Польши и Германии, большие изменения в системе средств навигационного оборудования Балтийского моря, конверсия оборонной промышленности, уменьшение ассигнований на содержание и развитие флота, кризис в экономике тяжело отразились на штурманской службе. Были упразднены штурманские учебные кабинеты. Практически прекратилась поставка на корабли новых технических средств навигации, снижены до минимума их ремонт, проверка и техническое обслуживание. Выполняя указания по усилению базовой подготовки, штурмана вынуждены были проводить занятия и тренировки по специальности на штатном штурманском вооружении кораблей, сокращая его технический ресурс. Хроническая неукомплектованность боевых частей, слабая практическая подготовка штурманов, до минимума сокращенная боевая подготовка одиночных кораблей снизили уровень отработки курсовых задач, боевой и повседневной организации боевых частей. Комплексная боевая подготовка в конце каждого периода обучения, где в несколько дней выполнялись все боевые упражнения, не дала полноты и качества штурманской подготовки. Дальнейшее ухудшение социально-бытовых условий, падение престижа воинской службы повлекли за собой уход штурманов. Из-за отсутствия полноценной штурманской практики на учебных кораблях в период учебы в ВВМУ выпускники приходят на корабли с неудовлетворительной практической подготовкой по кораблевождению, и многие по прибытию на флот увольняются в запас. Выходы в море за пределы Балтийского моря стали крайне редки, а если и проводятся, то невозможно прикомандировать для практики штурманов других кораблей. Такую практику отрабатывают на кораблях и судах, совершающих перевозку грузов по маршруту Балтийск - Ломоносов.
В 1998 г. в штурманской службе флота проведено очередное реформирование. Как и в 1977 г. штурманская служба выведена из состава Управления боевой подготовки и подчинена начальнику штаба флота. Новым штатом установлено 3 должности: главный штурман БФ - А.Э. Железняков, заместитель главного штурмана - А.А. Петухов, старший офицер - А.А. Бобрусь.
Накануне своего 300-летия Штурманская служба Балтийского флота, несмотря на все трудности, продолжает решать поставленные перед ней задачи по сохранению достигнутого уровня специальной подготовки и совершенствованию организации штурманских служб соединений и кораблей, предупреждению навигационной аварийности кораблей и судов, совершенствованию организации подготовки кораблей к выходу в море, обеспечению решения навигационных и навигационно-тактических задач в соответствии с боевым предназначением кораблей и соединений. На первое место ставится личная практическая работа флагманских штурманов на кораблях и соединениях по обучению личного состава штурманских боевых частей методам и способам решения задач по занимаемой должности и правильному выполнению командирами кораблей и соединений уставных обязанностей по кораблевождению и руководству штурманской службой.
Штурманская служба в период 1917 - 1941 гг. и в военное время