Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы флота России

Этапы становления и сегодняшний день Штурманской службы Балтийского флота

Штурманская служба в период 1917 - 1941 гг.

Накануне революционных событий в России наиболее развитым было навигационно-гидрографическое обеспечение на Балтийском флоте, поэтому здесь и зародилась его новая организационная форма. В апреле 1917 г. были объединены под общим командованием самостоятельные гидрографические части и создана Береговая канцелярия флагманского штурмана - прообраз будущего Управления по обеспечению безопасности кораблевождения.

В ходе революционных событий и гражданской войны началась убыль в составе экипажей кораблей. Многие офицеры покинули флот, были и такие, кто занял выжидательную позицию. Но, как оказалось, из флотских офицеров русского флота, ставших на сторону революции, больше всех было штурманов и механиков. Из офицеров российского флота стали советскими руководителями флота, штурманами и учеными: М.В. Викторов, К.С. Ухов, Н.А. Сакеллари, Д.Н. Иконников, Б.П. Новицкий, С.П. Блинов, Н.Н. Струйский и др.

В 1918 г. на Балтийском флоте было организовано Управление по обеспечению безопасности кораблевождения (Убеко) на базе береговой канцелярии флагманского штурмана (1917 г.). В административном, техническом и хозяйственном отношении они подчинялись ГГУ. Штурмана кораблей продолжали обеспечивать боевые действия флота в Финском заливе, и многие специалисты переведены на Волгу и фронты гражданской войны. К примеру, старший штурман линкора "Севастополь" Д.Н. Иконников в октябре 1919 г. производил расчет стрельбы артиллерии линкора при отражении наступления на Петроград. А в 1920 г. он обеспечивал минную постановку со льда в Копорской губе. Это была целая операция. На деревянных санях, прозванных "штурманскими", был установлен магнитный компас, имелись ручной дальномер, мерная лента и колышки. На таких санях выезжали в заданный район и, определяясь по береговым ориентирам, в прорубь ставили мину. Был отмечен в 1918 г. штурман подводной лодки "Пантера" А.И. Краснов при успешной атаке английского миноносца "Виктория".

С 1922 г. начинается полноценное плавание на боевых кораблях флота. Были восстановлены и начали обеспечивать практику учебные корабли "Комсомолец" (бывший "Океан") и крейсер "Аврора", которые в 1924 г. совершили первый заграничный поход по маршруту: Кронштадт - Берген - Мурманск - Тронхейм - Кронштадт. После длительной стоянки штурмана кораблей под руководством флагманских штурманов начали набирать практический опыт на ежегодных итоговых маневрах и при ведении боевого траления.

С 1926 г. Убекобалт переходит в подчинение командованию Морских сил Балтийского моря, оставаясь в ведении Гидрографического отдела УВМС РККА только в специальном отношении. Успешно завершено траление южного фарватера в восточной части Финского залива и в летнее время 1925 г. корабли флота совершили плавание, вошедшее в историю флота как "Большой поход". Плавание осуществлялось на всей акватории Балтийского моря под руководством Председателя Реввоенсовета СССР и по военным и морским делам народного комиссара М.В. Фрунзе . Через 2 года флот провел сложные учения, положившие начало отработке взаимодействия надводных кораблей, подводных лодок с авиацией и береговой обороной. В период плаваний и обеспечения выполнения боевых упражнений штурмана флота показали профессионализм и твердые практические навыки в базовых штурманских науках.

С 1929 г. начала улучшаться экономическая ситуация в стране, утверждена 5-летняя судостроительная программа, по которой предусматривалось строительство новых кораблей, улучшение, разработка и изготовление штурманских приборов. В подготовке штурманов наблюдается технический уклон. После проведенного глубокого анализа штурманского обеспечения встает вопрос повышения точности кораблевождения. Усилия ученых и штурманов были сосредоточены на разработке методов навигации, позволяющих повысить точность плавания кораблей.

В ходе обновления флота штурмана настойчиво повышали боевое мастерство, вносили немалый вклад в развитие военно-морского искусства. Совершенствовалась сплаванность кораблей в составе тактических групп и соединений. Ежегодно проводились заграничные походы кораблей и подводных лодок с курсантами училищ и слушателями Классов и Военно-Морской Академии.

Высокое мастерство к штурманам пришло не сразу. До 1940 г. флот отрабатывал задачи боевой подготовки в основном во внутренних водах, ограниченных Лужской губой, что в нескольких десятках миль от Кронштадта. Выходы кораблей в Балтийское море были редки, так как зимой они были скованы льдом в гаванях. Штурманам, имевшим хорошую теоретическую подготовку, явно не хватало практики дальних походов. После вступления в состав СССР Эстонии, Латвии и Литвы протяженность нашей береговой черты достигла 1740 миль. Перед штурманами встала сложная задача по освоению театра. Не менее сложная задача стояла перед штурманами в освоении мест базирования. Впервые пришлось самостоятельно изучать шхерные районы Выборгского залива, полуострова Ханко, пролива Моонзунд, гидрометеорологические условия плавания, потребовалось создать методики плавания. К сожалению, пока не удалось найти имен флагманских и корабельных штурманов, показавших высокое штурманское мастерство и отличившихся при обеспечении активных боевых действий флота в советско-финляндской войне.

Штурмана в великой отечественной войне

Описывая деятельность штурманской службы флота в Великой Отечественной войне, остановимся на основных периодах и событиях. Для успешного решения флагманскими и корабельными штурманами своих задач в условиях военного времени потребовалась не только высокая профессиональная выучка, но и такие качества как смелость, находчивость, способность быстро находить решение в, казалось бы, безвыходной ситуации. С первых дней войны штурмана начали выполнять свою основную задачу – военное кораблевождение. Гидрографическая служба была подчинена флагманскому штурману БФ. "Навигаторы" - так назвал штурманов и гидрографов контр-адмирал Б.В. Румянцев, начавший войну девиатором и ставший впоследствии флагманским штурманом Балтийского флота."Одни в бессменной вахте осуществляли кораблевождение, другие создавали условия для точного и безаварийного плавания. Много больших и малых операций было проведено на Балтийском море, и всюду немаловажную роль играли "навигаторы". Они были на минных заградителях, координируя постановку мин, под постоянным обстрелом "пахали море" на тральщиках, обеспечивали проводку кораблей и подводных лодок в условиях сложной навигационной и минной обстановки". Штурманами стали многие офицеры Гидрографической службы, поскольку на флоте был большой некомплект штурманов. Гидрограф Н.Н. Настай всю войну был штурманом дивизиона подводных лодок, совершил много боевых походов, обучил не один десяток офицеров, награжден многими правительственными наградами. Гидрограф В.А. Радзиевский был штурманом дивизиона тральщиков и погиб на боевом тралении в Нарвском заливе в 1944 г. В историческом прорыве флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 г. на 2-х конвоях флагманскими штурманами были гидрографы К.И. Овечкин (погиб) и Б.В. Румянцев. Б.В. Румянцев трижды осуществлял штурманскую проводку кораблей для эвакуации гарнизона полуострова Ханко. В первый год войны отличились: Ю.П. Ковель - помощник флагманского штурмана флота, а впоследствии – флагманский штурман флота, И.Л. Бегун, С.А. Колесниченко, Г.В. Рощенко, Ф.В. Шевцов, В.А. Экман, а также лучшие штурмана флота Ф.П. Гусев, К.М. Кононов, А.В. Николаев, Я.Б. Рабинович, Л.Е. Родичев, В.К. Тарасов, Г.Ф. Степанов и др. Во время обороны Ленинграда штурмана и гидрографы осуществляли геодезическую привязку позиций кораблей и производили расчеты для стрельбы по берегу. В конце июня противник блокировал наши корабли в Рижском заливе. В кратчайшее время ценой невероятных усилий был углублен и оборудован фарватер в Моонзундском проливе, через который были выведены все силы. Непосредственную проводку осуществляли гидрографы А.П. Витязев и Т.М. Кудинов и штурман крейсера "Киров" В.Т. Пеценко. "Любой поход, любая схватка с врагом были легче, чем та тревожная ночь, когда проводили "Киров" через Моонзунд", - сказал тогда ответственный за эту проводку контр-адмирал В.П. Дрозд. Штурман минного заградителя "Ока" К.М. Кононов за отличное навигационное обеспечение минных постановок первым из штурманов был награжден орденом Красного знамени. Бригада торпедных катеров, которая менее других была ограничена минной опасностью в плавании, в начале войны отличалась весьма активными действиями и частыми выходами в море. Торпедные катера типа "Г-5" и "Д-3" имели штурманское вооружение, применяемое в авиации. Флагманский штурман бригады В. Неговоров, будучи прекрасным организатором, добился издания для катеров маршрутных рулонных карт и с помощью гидрографов организовал определение девиации магнитного компаса с торпедами и без торпед. Особенно много делалось для изучения театра боевых действий. У каждого командира катера был заведен личный альбом с планами гаваней и возможных мест базирования, зарисовками приметных мест и ориентиров. Благодаря требовательности и настойчивости флагманского штурмана, командиры знали наизусть расчеты предварительной прокладки. Хорошая штурманская выучка командиров позволила успешно выполнять боевые задачи.

В наиболее трудных условиях осуществлялось кораблевождение на подводных лодках. Изобилие навигационных опасностей, усложняющих атаки, и особенно послезалповый маневр создавали серьезные трудности для их действий в Балтийском море. К 1942 г. противник сделал все, чтобы закрыть любую возможность выхода наших лодок в открытое море. Финский залив был перекрыт сетями и минными заграждениями а также организована мощная противолодочная оборона (ПЛО). При форсировании Финского залива ПЛ уже при выходе из огражденной части Ленинградского морского канала попадали под обстрел вражеской артиллерии. От Кронштадта до о. Лавенсари (Мощный) ПЛ шли по узким фарватерам самостоятельно или в составе конвоя. К западу от о. Лавенсари на небольшом расстоянии они сопровождались тральщиками и катерами ПЛО, а далее путь под водой, форсирование минных заграждений, что фиксировалось скрежетом минрепов о корпус, короткие ночные всплытия для заряда аккумуляторной батареи и определения места, уклонение от кораблей ПЛО и самолетов, поиск врага, атака, уклонение от преследования, ремонт поврежденных механизмов и возвращение. За этой массой походов - люди, переживания, ведь не каждой ПЛ суждено было возвратиться. За 3 года войны на Балтике погибло 38 подводных лодок. Все сказанное выше было лишь фоном или условиями, в которых штурмана осуществляли кораблевождение. Их работа была очень трудной. В Финском заливе не работали маяки, не было навигационного ограждения. Курсоуказатели, эхолот и лаг - вот все, на что мог рассчитывать штурман в походе. Да и то не всегда, потому что приборы выходили из строя. Так ПЛ "Л-3" после тарана ее кораблем противника прошла до места встречи с кораблями охранения около 400 миль с неисправным перископом и утерянным репитером компаса с ошибкой счисления 2,5 мили. В своих воспоминаниях адмирал В.Ф. Трибуц отмечает мастерство кораблевождения дивизионного штурмана Н.Н. Настай и отличную работу штурмана А.И. Петрова на этой ПЛ. В такую же ситуацию попала и ПЛ "Щ-304". Дивизионный штурман М.С. Солдатов вместе со штурманом лодки выполнили около сотни астрономических обсерваций и с большой точностью вышли к месту встречи. Трудной была работа флагманского штурмана бригады ПЛ В.А. Чалого. Перед каждым походом анализировалось все. Принимались во внимание данные разведки, переходы кораблей из Таллина и Ханко. На специальные карты наносились пути всех возвратившихся с боевых позиций ПЛ со всеми выявленными данными о минной обстановке, противолодочных сетях, маяках, огнях, встречах с противником. В дальнейшем эти уникальные карты служили хорошим материалом при выборе пути очередного боевого похода. Почти все ПЛ получали в походе повреждения, однако высокая квалификация корабельных и штурманских специалистов позволяла в тяжелых условиях восстанавливать повреждения и сохранять боеспособность кораблей. По предложению В.А. Чалого штурманские электрики ПЛ во время стоянки в базе получали ремонтную практику в мастерских ГС флота. В бригаде ПЛ за период войны флагманские штурмана В.А. Чалый, Н.Н. Настай, М.С. Солдатов подготовили много грамотных штурманов. Среди них А.Г. Петров, Н.Я. Редкобородов, Г.П. Трубицин, Б.В. Усиков и др.

Одним из крупных соединений флота в годы войны было соединение охраны водного района (ОВРа). Штурманскую службу этого соединения возглавлял В.А. Экман. В каждом отряде были опытные штурмана: К.М. Кононов, И. Васильев, Г.И. Елизаров и Я.Б. Рабинович. О боевом напряжении кораблей ОВРа говорят следующие факты: только за 1943 г. тральщики прошли с тралами 70400 миль; в конце года кораблями было перевезено более 100 тыс. бойцов, 211 танков, 677 орудий. Для скрытности перевозки осуществлялись только ночью. На о. Лавенсари проведено 72 конвоя, перевезено более 31 тыс. т. грузов и свыше 10 тыс. человек. В 1942 г. осуществлена проводка 61 пл. Штурманское вооружение кораблей обеспечивало плавание в простых условиях. Для плавания ночью без навигационного ограждения, координирования траления или минных постановок такое вооружение было явно недостаточным. Траление, как правило, осуществлялось только днем, и его координирование выполняли гидрографы совместно со штурманами. Трудно было обеспечить необходимую точность траления на открытой акватории вдали от берегов. Поэтому на открытых плесах, в Нарвском заливе, в местах, где знаки были плохо видны, гидрографы поднимали аэростаты. При боевом тралении погибли штурмана дивизионов М. Сомов, В.А. Радзиевский, получил тяжелое ранение Г.П. Рогатко. При снятии ПЛ "С-9" с мели (уклонялась от атак авиации на Ленинградском морском канале) погиб флагманский штурман И.В. Крылов.

В самом начале войны было установлено, что противник использует неконтактные мины, взрывавшиеся от воздействия магнитного поля корабля. Создание электромагнитных тралов и способов размагничивания кораблей диктовало необходимость компенсировать отклонение показаний магнитных компасов. Компасный домик в Кронштадте стал центром, где велась научная работа по вопросам электромагнитной девиации компасов, обсуждались вопросы практического кораблевождения, проводился обмен опытом и подготовка штурманов. Возглавляли эту работу флагманский штурман флота А.В. Забелло и флагманский штурман Кронштадтской вмб И.Г. Иванов. С зимы 1941-1942 гг. в гидрографическом отделе флота начали ежегодно проводить сборы штурманов соединений и кораблей, на которых, кроме ознакомления участников сбора с новой техникой, производился обмен опытом использования штурманских приборов в боевых условиях.

Многие штурмана выполняли функции лоцманов, проявив при этом незаурядное знание театра, условий плавания и минной обстановки, особенно после выхода из войны в 1944 г. Финляндии, когда активизировалось плавание в финских шхерах. В сентябре 1944 г. из штурманов больших кораблей была создана лоцманская команда, в которую вошли Е. Ананченко, В. Машинцев, А. Николаев, Н. Тамбовцев, Д. Холостов, Н. Шаповалов и др. Подготовку и инструктаж проводил флагманский штурман Кронштадтского морского оборонительного района (КМОР) И.Г. Иванов. При одной из проводок флагманский штурман ОВРа Л.С. Вайсман предотвратил попытку финского лоцмана завести корабли в опасный от мин район.

Анализируя деятельность штурманов, главный штурман ВМФ Ф.Ф. Булыкин писал: "Война в известной мере внесла свои коррективы и показала необходимость применения остроумных комбинаций из области навигации, астрономии, использования новых технических средств, комбинаций, имеющих до войны, главным образом, теоретический интерес". Следует отметить, что за весь период не потребовалось поставки навигационной техники от союзников или закупки ее у нейтральных государств, несмотря на то, что на мобилизованных судах гражданских ведомств старой постройки приходилось полностью заменять имеющуюся на них технику. Отечественная навигационная техника выдержала суровые испытания войной. Были созданы новые средства обеспечения навигационной безопасности плавания, повышения скрытности. Поступили инфракрасные пеленгаторы и бинокли, специальные фильтры для световых СНО, аппаратура ведущего кабеля, малогабаритный гирокомпас "Гиря", лаг "Рейс", эхолот "НЭЛ-3".

Чтобы понять, почему так много внимания и примеров уделено гидрографам, возвратимся к подготовке кадров. О некомплекте штурманов на Балтике сказано выше. Но дело еще в том, что выпускники гидрографического училища получали глубокую навигационную подготовку, необходимую для выполнения промерных и описательных работ, требовавших высокой точности. Поэтому они как узкие специалисты оказались наиболее подготовленными теоретически и практически к исполнению обязанностей штурмана корабля, чем выпускники военно-морских училищ по специальности офицер корабельной службы. Уместно вспомнить Морской сборник 1856 г. № 7: "Мы учились всему понемногу и не научились ничему в особенности". Только с 1951 г. ВВМУ начинают подготовку, а с 1952 г. - выпуск офицеров-штурманов.

 

Штурманская служба флота в послевоенный период

Флагманские (главные) штурманы Балтийского флота

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom