Изучение Севера и поиск "северо-восточного прохода" во второй половине ХVIII века
Великие географические открытия ХVIII в. способствовали дальнейшему развитию навигации, астрономии, гидродинамики и других прикладных наук, составляющих науку кораблевождения. Точность плавания в середине ХVIII в. стала предметом особой заботы Академии наук.
В 1763 г. Ломоносов вручил генерал-адмиралу Российского флота Великому князю Павлу Петровичу свое сочинение " Краткое описание путешествий по северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию ". Для отыскания морского пути в Восточную Индию Ломоносов предлагал организовать арктическую экспедицию от Новой Земли к Берингову проливу. Для ее обеспечения и подготовки к " лучшей в астрономии обсервации " вызваны были в Санкт-Петербург штурманы А. Мухин , А. Ломов , О. Шелехов , В. Ващугин , И. Оконнишников . Занятия штурманов проходили " под смотрением " Ломоносова при участии ученых Академии наук Попова и Красильникова .
В 1764 г. кормщик Шуерецкой волости Яков Яковлевич Чиракин обнаружил пролив Маточкин Шар и прошел по нему на баркасе до Карского моря. Пролив этот был известен с ХVI в., когда по нему плавали в Мангазею, и нанесен на все карты.
14 мая 1764 г. Екатериной II был подписан секретный приказ о снаряжении экспедиции по отысканию северо-восточного прохода под видом " возобновления китовых и других промыслов на Шпицбергене ". Секретность экспедиции вызывалась тем, что в ходе ее ожидались крупные географические открытия, сообщения о которых могли повредить интересам России на Севере.
Командиром экспедиции был назначен капитан 1 ранга Василий Яковлевич Чичагов , а его помощниками и командирами двух судов – капитан 2 ранга Никифор Павлов и капитан–поручик Василий Бабаев . Помощниками командиров были поручики Петр Борноволоков , Федор Озеров и Петр Поярков , имевшие опыт плавания на Севере.
Ломоносов и члены Адмиралтейств-коллегии вызвали в Санкт-Петербург из Архангельска нескольких опытных поморов, плававших на Грумант и Новую Землю и хорошо знавших условия плавания и особенно ледовую обстановку вблизи Шпицбергена. В экспедиции принимали участие 20 поморов.
Экспедицию снабдили новейшими инструментами: пружинными часами, "кои заводятся однажды в неделю", секстанами; "гадлеевых квадрантов" в коллегии не оказалось, их взяли у Ломоносова.
Ломоносов прекрасно понимал трудности вычислений долгот в полярных областях и особое внимание указывал уделять " точному ходу времени ": " Для показания времени всего способнее и вернее иметь на каждом судне по нескольку часов карманных с секундами, чрез довольное время в исправности испытанных, которое содержать должно в ровном градусе теплоты, сколько можно ".
Специально для экспедиции по просьбе Адмиралтейств-коллегии Академия наук поручила академику С.Я. Румовскому составить таблицы " закрытия и открытия юпитеровых спутников ".
В экспедиции успешно применяли способ " лунных расстояний " для вычисления долгот кораблей. Как правило, этот довольно сложный способ использовали лишь в условиях береговых наблюдений. Моряки обычно рассчитывали долготу по счислению пройденного пути.
Ломоносов считал экспедицию своим детищем, а штурманы ее вообще действовали согласно написанной им в феврале 1765 г. " Примерной инструкции морским командующим офицерам, отправляющимся к происканию на Восток Северным Сибирским океаном ". В ней был изложен ряд оригинальных методов, позволявших наилучшим образом осуществлять кораблевождение. В их числе популярный ныне среди моряков метод осреднения мест разных кораблей. Вот как он описан в инструкции: " …буде ж два (места) согласны, а третье розница, на двух надежнее утвердиться. Когда же все три розняться, то должно смотреть, нет ли у кого каких неисправностей, и потому, положив общий пункт места, начать новое исчисление ".
В том же 1764 г., когда в Архангельске строились суда для экспедиции, на Шпицберген отправились 5 судов (флагманское судно – пинк "Слон"). Они доставили амбар, избы, бани и некоторые припасы для экспедиции. Руководил группой судов поручик Михаил Немтинов . Плавание Немтинова было своего рода разведкой перед большим морским походом. Он основал на Шпицбергене базу на случай зимовки и составил карту Клокбайского залива, промерял фарватеры и производил наблюдения за ледовой обстановкой. Окончив работы по сооружению построек и описи бухты, экипажи пинка "Слон" и четырех гукоров отправились на судах в Архангельск. На Шпицбергене на зимовку остались 11 человек во главе с поручиком Моисеем Рындиным .
К августу 1764 г. в Архангельске была закончена постройка судов экспедиции. Капитанам была предоставлена честь назвать их своими именами. Весной 1765 г. Чичагов перевел суда экспедиции из Архангельска в Колу, где началась окончательная подготовка к походу. Сюда же из Санкт-Петербурга на лошадях отправились обучавшиеся в Академии штурманы. С ними Адмиралтейств-коллегия переслала " главному командиру " В. Чичагову " Примерную инструкцию ", а также астрономические пособия и подарки офицерам (золотые часы с секундными стрелками).
В плане экспедиции не исключалась встреча ее с экспедицией Креницына –Левашова , которая работала в северной части Тихого океана. Для ознакомления Чичагова и его спутников с " Камчатским морем " ему были даны " экстраты " из журналов плавания В. Беринга и А. Чирикова в 1741 г., составленных этими мореплавателями.
В мае 1765 г., " как только кораблеплавание около Колы открылось, так назначенные суда совсем изготовились к выходу. Оне были каждое о двух мачтах, и в случае могли идти на веслах ". 9 мая три корабля: "Чичагов", "Панов" и "Бабаев" – вышли в море. Уже 12 мая мореплаватели увидели норвежский мыс Нордкин.
Плавание проходило успешно, счисление на всех кораблях велось достаточно точно, а астрономические наблюдения производились почти ежедневно. 28 мая, чтобы удостовериться в правильности избранного курса, Чичагов приказал командирам кораблей, " дабы они приехали с донесениями, под каким градусом широты себя щитают ". Панов показал 75 0 07? , а Бабаев 75 0 08?; последнее вычисление было согласно с тем, что сделал Чичагов. 16 июня корабли вошли в бухту Клокбай, где их встречал поручик Рындин . После небольшого отдыха корабли отправились на север. 24 июля они достигли кромки сплоченных льдов и стали продвигаться вдоль нее, надеясь найти проход. Северная часть Шпицбергена осталась позади. Это был крупный успех экспедиции, ибо никому из русских не удавалось еще обойти Шпицберген с севера и достичь широты 80 0 26?. Дальнейшее определение широты показало, что корабли, лавируя вдоль кромки паковых льдов, двигаются не на север, а на юг, вместе с дрейфующими полями, в которых даже с бочки на фок-мачте не видно было ни одного чистого участка. 29 июля, уже находясь в широте 78 0 09?, было решено возвращаться в Архангельск без захода к зимовщикам. 6 августа корабли прошли остров Кильдин, а 20 августа отдали якоря на архангельском рейде.
Позднее, отправив корабли с Бабаевым в Колу для зимовки и подготовки к навигации следующего года, Чичагов со штурманами начал составлять отчетные карты и рапорты, переписывать журналы. Эти документы в декабре были отосланы в Санкт-Петербург. В итоговом донесении Чичагов сообщал, что, по мнению участников экспедиции, северный проход из-за непреодолимого льда невозможен. Такой вывод для Адмиралтейств-коллегии был неожиданным и вызвал недоумение.. Обвинив Чичагова в том, что он недостаточно отклонился к западу, к Гренландии, чтобы затем повернуть на север (так предписывала инструкция по маршруту плавания), коллегия отметила, что поворот на юг произведен слишком поспешно. В навигацию следующего года попытку достичь Камчатки через Ледовитый океан решили повторить.
Плавание кораблей экспедиции в 1766 г. началось 19 мая. С таким ранним выходом Адмиралтейств-коллегия связывала надежды на успех похода. 15 июня корабли приблизились к Шпицбергену. Только 6 июля суда быстро прошли вдоль его западного побережья, а 16 июля подошли к его северной оконечности в широте 79 ° 50? . Достигнув широты 80 ° 30? , корабли попали в ледовую ловушку, из которой они с трудом выбрались, и после совещания с Бабаевым и Пановым было решено из-за непреодолимого льда повернуть назад. 10 сентября суда вернулись в Архангельск, и после доклада Адмиралтейств-коллегии экспедиционные работы были прекращены.
Несмотря на неудачу, значение экспедиции огромно. Это была первая попытка проникнуть в центральную часть арктического бассейна, чтобы изучить гидрологическую, ледовую и метеорологическую обстановку в Арктике.
В июне 1768 г. экспедиция под командованием "штурмана подпоруческого ранга" Федора Розмыслова на частном судне Я.Я. Чиракина вышла в море в пролив Маточкин Шар для обнаружения серебряных руд и для сбора данных " нельзя ли от тех широт, до которых он сможет дойти, воспринять путь в Северную Америку ". Помимо штурмана Розмыслова, подштурмана Матвея Губина и двух матросов, остальные участники экспедиции были местные поморы. Достигнув в конце июня Семи островов, Розмыслов направился на Новую Землю. 15 августа судно вошло в пролив Маточкин Шар. Здесь начали его опись и к концу августа ее завершили. Ветхий коч был не в состоянии выйти в море, да и судно " противными ветрами ходить не обыкло ", поэтому Розмыслов принял решение остаться на зимовку. В течение зимы он вел научные наблюдения: уточнил несколько географических пунктов на Новой Земле. За зиму от цинги умер Я.Я. Чиракин и еще пять поморов и один матрос. В мае-июне 1769 г., многократно уточняя широту места зимовки, Розмыслов начал готовиться к выходу в Карское море. Судно находилось в бедственном состоянии: многочисленные щели в корпусе за неимением смолы и пакли заделали ржаными отрубями, смешанными с глиной.
Пройдя 60 верст по Карскому морю, судно дало сильную течь. В море прямо по курсу простиралось сплошное ледяное поле. Мореплаватели были вынуждены " поворотить по способности ветра к проливу Маточкин Шар, по счислению от оного с 60 верст ". Оставшиеся в живых 6 участников экспедиции на ладье кормщика Антона Ермолина вернулись в Архангельск 3 сентября 1769 г.
Адмиралтейств-коллегия дала высокую оценку картам и описям штурмана Ф. Розмыслова и подштурмана Губина . На основе работ экспедиции коллегия намеревалась создать руководство по плаванию проливом Маточкин Шар. Интересно, что Розмыслов первый на основе научных наблюдений проложил путь к проливу от Семи островов. Данные его о проливе оставались единственными в своем роде на протяжении более чем 50 лет.
Описание и более точную карту Белого моря и части Северного Ледовитого океана в 1752 г. составил штурман Толмачев . А в 1757 г. штурманы Беляев и Толмачев произвели опись берега Белого моря от Архангельска до Мезени.
В 1769–1773 гг. была произведена опись северной части Белого моря поручиками П. Григорковым и Д. Доможировым .
В 1769 г. капитан-поручик М.С. Немтинов сделал опись южного берега Белого моря и составил довольно близкую к действительности карту Белого моря.
История Штурманской службы флота России, М., БРЭ, 2003
- Зарождение штурманской службы на российском флоте при Петре I
- Порядок прохождения службы штурманскими чинами в период с 1725 по 1797 гг.
- Деятельность штурманов - участников Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-1743 гг.
- Освоение Тихого океана русскими мореплавателями в ХVII - ХIX вв.
- Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I
- Развитие штурманской службы во второй половине ХIХ - начале ХХ веков