Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы флота России

Зарождение штурманской службы на российском флоте при Петре I

На протяжении ХVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные еще в начале ХVII в. в результате интервенции и захвата территории были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель, оставшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. Рубеж ХVII-ХVIII вв. является важным периодом в истории внешней политики России. Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях первостепенное значение для судеб Российского государства приобрела борьба за выход к морю. От ее успеха во многом зависело преодоление экономической отсталости страны.

Первым внешнеполитическим шагом, направленным к осуществлению этой цели, являлись Азовские походы. Летом 1695 г. русские войска прибыли под Азов. Крепостью, однако, русским войскам овладеть не удалось, так как, не имея флота, они не могли блокировать Азов с моря. Осада была снята. Всю зиму русские войска готовились ко второму походу. Азов удалось обложить с суши и с моря, и 18 июля 1696 г. гарнизон крепости сдался. Овладение Азовом еще не обеспечивало морских путей на запад, поскольку Черное моря оставалось в руках Османской империи. Тем не менее, Азовские походы дали толчок программе постройки крупных военных кораблей [ 16 - с. 95, 122 ]. Регулярный российский военно-морской флот берет свое начало с Указа Боярской думы " Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова " от 20 октября 1696 г., в котором бояре по настоянию Петра Великого приговорили: " Морским судам быть …".

При создании военно-морского флота России пришлось решать следующие важные задачи: строить у себя и закупать за границей корабли, заводить военно-морские базы, готовить собственные кадры для флота и привлекать к службе на нем иностранцев. Эти задачи были поистине огромны, ибо их пришлось решать в ходе тяжелой борьбы с такими крупными морскими державами того времени, как Турция и Швеция.

Особенно остро стояла проблема укомплектования экипажей кораблей подготовленным личным составом. В тот период собственных судоводителей в России было ничтожно мало, особенно лиц командного состава для крупных парусных кораблей. Уже первый опыт плавания Петра I по Белому морю в 90-е годы ХVII в. убедили его в этом. Он решал эту сложнейшую задачу двумя путями. Во-первых, проводил широкую компанию по приглашению на российскую службу иностранных моряков, как делал его отец – Алексей Михайлович, и, во-вторых, активно организовывал подготовку своих национальных кадров, как за границей, так и на территории России.

Для ознакомления с вопросами кораблестроения и мореплавания ведущих морских держав Европы, освоения их опыта в 1697 г. из Москвы в Голландию и Англию отправляется специальное посольство. Одной из важных задач которого был наем корабельного персонала, начиная от капитанов, штурманов и кончая простыми матросами, а также закупка вооружения, корабельных снастей и инструментов. Петр I собственноручно написал наказ посольству, в котором потребовал:

1) К службе морской сыскать капитаноф добрых (человека 3-4), которыя сами в матрозах бывали, а службою дошли чина, а не по иным причинам.

2) Когда вышеписанные сысканы, тогда к той же службе сыскать поручиков и подпоручиков человек 25 или 30 добрых же и чтоб, так же которые бывали в нижних чинах.

3) Когда и те готовы, тогда взять ведомость кораблям, сколько числом и из вышеписанных выбрать на всякий корабль по человеку, и приказать им набирать добрых штурманов, боцманов, констапелей, матрозоф, по указанному числу, а жалованья им давать зачнут будущего 1698 году июля с первых чисел …" Посольство пригласило на русскую службу более 700 моряков .

Вместе с тем, каждый русский дворянин, направляемый для обучения за границу (в Голландию, Англию, Данию, Венецию и Испанию), был обязан по возвращении в Россию привезти с собой двух иностранцев – специалистов в морском деле.

По данным воинского морского приказа, учрежденного в 1698 г. для заведования военными чинами флота из иноземцев, в России в тот период проходили службу: вице-адмирал Крюйс , штаубенахт Роз , 5 капитанов, других чинов, в том числе штурманов и подштурманов, - до 174 человек, матросов – до 354 человек.

При создании в России военно-морского флота организация службы на кораблях была принята по образцу морских держав Западной Европы. В 1696 г. во втором Азовском походе Петр I лично написал инструкцию "Указ по галерам 1696 года мая 8", состоявшую из 15 статей и морских сигналов, в которой определялись обязанности " начальнику каравана " и командирам кораблей по организации взаимодействия и действиям в бою и на переходе. В 1698 г. вице-адмирал К.И. Крюйс подготовил краткий Морской устав "Правила службы на судах" из 64 артикулов (статей), в основном заимствованных из голландского и датского морских уставов. В 1707 году они были переработаны, и в 1710 г. были изданы и введены в действие " Инструкции и артикулы военные надлежащие к Российскому флоту ", в которых в самых общих чертах были определены обязанности должностных лиц на флоте, в том числе и штурманов (в §13): "… тако ж каждый имеет за чин, и за дело свое отвечает, а именно … штурмана в том, что к кораблю принадлежит …" .

С 1709 г. молодой флот России впервые начал проводить наступательные действия на Балтийском море (десант в г. Борго; 1710 г. - осада Выборга, где был совершен ледовый поход большого числа парусных и гребных судов).

По указанию Петра I начались систематические осмотры и рекогносцировочные морские описи в Финском, Рижском, Выборгском заливах и Або-Аландских шхерах. При движении флота в незнакомых местах, шхерах впереди всегда шел небольшой отряд судов, который осматривал берега и делал промеры. И естественно, этот титанический труд лег на плечи корабельных штурманов и из них же произведенных геодезистов и гидрографов. Особо отличились в производстве промеров и описаний Финского залива поручики М. Травин, Д. Мясной, капитан Э. Лейн, навигатор А. Кожин, штурман Я. Фастинг. Обогатив опыт обеспечения безопасности плавания на Азовском море, Балтийский флот начал плавание в открытом море.

В ходе Северной войны (1700 - 1721 г.) блестящие победы созданного на Балтийском море флота в Гангутском (1714 г.), Эзельском (1719 г.) сражениях и Гренгамском бою (1720 г.) вынудили Швецию подписать в 1721 г. Ништадтский мир, по которому Россия вернула себе обширное прибалтийское побережье и получила жизненно необходимый выход в море ("окно в Европу"). Россия стала морской державой. Тем самым она получила широкие возможности для экономических, культурных и политических связей с западноевропейскими государствами. Вместе с тем правительство Петра 1 придавало серьезное значение Каспийскому морю - важному водному пути в страны Средней Азии и далёкую Индию.

В 1714 г. были издан свод указов "О салютации кораблей при городах и крепостях" и "О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих людей", в 1715 г. – "Инструкция офицеру, командующему кораблем". В том же году началась работа над первым Морским Уставом, для чего были переведены английский, голландский, датский, французский и шведский морские уставы. Она была завершена в 1720 г., когда вышел в свет первый Морской устав Российского военно-морского флота - " Книга Устав Морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море ". В нем подробно излагалась организация штурманской службы на кораблях, обязанности должностных лиц по обеспечению навигационной безопасности. Штурманы относились к унтер-офицерскому составу.

Первый в России Морской устав (1720 г.) начинался манифестом императора, где Петр I, определяя причины его создания, отметил: "Сей воинский Устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не оговаривался". Впервые документально были определены обязанности и ответственность штурмана и подштурмана корабля.

На корабле в зависимости от вооружения (количества пушек) было 1-2 штурмана, у которых в подчинении находилось по 1-2 подштурмана. Так, при наличии на корабле 90 – 50 орудий по штату полагалось 2 штурмана и 2 подштурмана, при наличии 32 пушек - по 1 штурману и 2 подштурмана, 16 – 14 пушек – по 1 штурману и 1 подштурману. Должность штурмана по старшинству стояла между шкипером и боцманом. По вопросам кораблевождения он подчинялся непосредственно командиру корабля. Штурманы были обязаны получать припасы по штурманской части (компасы, магниты для намагничивания компасных стрелок, песочные часы, лоты и прочее). На линейном корабле в то время полагалось иметь 8 магнитных компасов и 10 песочных часов различной продолжительности от полминуты до получаса, включительно. При завершении компании они докладывали капитану о расходовании припасов и сдавали остатки на склады (в магазины). Штурманы должны были иметь личные атласы морских навигационных карт, навигационные пособия и инструменты (градштоки, квадранты, ноктуралы, циркули и прочее). Они обязаны были содержать в порядке компасы, периодически их проверяя, следить за песочными часами. Перед походом в обязанности штурману вменялось осматривать руль. В море штурманы вели аналитическое счисление, записывая в свои журналы курс, пройденное расстояние, дрейф корабля, ветер, склонение компаса, течение моря, грунты и т.д., никому не позволяя с него списывать. При плавании вблизи побережья штурманы были обязаны изучать побережье, наносить на карты незнакомые мели и каменья. При постановке корабля на якорь они контролировали время его бросания в зависимости от дрейфа, а на якоре следили за перемещениями судна. После возвращения из похода штурманы предъявляли свои журналы капитану над штурманами. В Уставе была определена ответственность должностных лиц при посадке корабля на мель. Штурманы были обязаны предупреждать капитана о грозящих опасностях. Если по их вине происходила навигационная авария или корабль своевременно не прибывал к месту назначения, то " тому штурману надлежал штраф смертный, или ссылка на каторгу, по важности дела смотря в суде ". При нахождении на корабле гардемарин, штурман был обязан обучать их по 1,5 часа ежедневно штурманскому делу.

Подштурман находился в подчинении штурмана. Он должен был выполнять его приказания, во всех делах ему помогая. А во время его отсутствия исполнять штурманские обязанности.

Штурман и подштурман по порядку несения вахты подчинялись лейтенанту, который в современном понимании выполнял обязанности вахтенного офицера.

Капитан был обязан руководить деятельностью штурманов и обучать офицеров штурманскому делу, т.е. руководить штурманской службой и штурманской подготовкой на вверенном ему корабле. Он должен был требовать от подчиненных, чтобы "всякий в своей должности искусен был ", приказывать им определять место и вести журналы, не списывая со штурманского, проверять наличие у них навигационных инструментов. Сам он " держал верный журнал своего курса ", назначал на карте место в дальних плаваниях, брал высоту по небесным светилам и проверял пройденное расстояние, контролировал штурманов в определении хода корабельного, выслушивал их доводы и выбирал лучшее.

Штурманы на кораблях несли полную ответственность за безопасность кораблевождения, но не являлись офицерами и по сравнению с прочими унтер – офицерскими чинами не имели никаких преимуществ, питались из общего котла с командой и даже не были освобождены от телесных наказаний. Становится понятным, что среди выпускников Навигацкой школы и Морской академии очень редко находились лица, желающие быть штурманами. Все это приводило к тому, что на флоте постоянно не хватало штурманов. Поэтому в 1724 г. по Указу Петра I из гардемаринской роты 100 человек было выделено в штурманские ученики.

По Уставу 1720 г. флот состоял из трех генеральных эскадр: белого флага (кордебаталия), синего флага (авангард) и красного флага (ариергард). Эскадра была основным тактическим соединением флота. Она состояла из трех дивизий. Число кораблей в которой точно определено не было, а зависело от наличия их на флоте. Гребной флот состоял из отрядов и представлял самостоятельное объединение сил, в составе которого были гребные суда различных типов и десантный корпус численностью до 16 тысяч человек. Высшим органом управления флотом являлся Адмиралтейский приказ, основанный в Москве в 1700 г., а 11 декабря 1717 г. была основана Адмиралтейств-коллегия, первое заседание которой состоялось 4 апреля 1718 г. в Санкт-Петербурге. В море флотом командовал генерал-адмирал, одновременно он же возглавлял эскадру белого флага. При генерал-адмирале или всяком "аншеф-командующем" должны были состоять следующие лица: генерал-кригс-комиссар, интендант, цейгмейстер, доктор при флоте, майор, обер-фискал, начальный священник. Штаб или свиту в данном составе положено было постоянно иметь только при главнокомандующем в море, а младшим флагманам штаб или свита назначался в исключительных случаях в полном или в сокращенном составе в зависимости от обстоятельств плавания и выполняемых задач.

Таким образом, в рассматриваемый период штаб формировался только при главнокомандующем и только на выход в море. В нем не была предусмотрена должность офицера, отвечавшего за кораблевождение, надзиравшего за работой штурманов (флагманского штурмана, в современном понимании). Только при нахождении на берегу штурманы имели над собой начальника по специальным вопросам.

Еще в 1718 году из-за того, что в Финском заливе оказалось ''зело много неизвестных клип, также и старые не прямо поставлены на карту'' , Петр I выразил мнение о необходимости учреждения особой должности '' капитана от пилотов'' , чтобы он, с приданными ему человеками 10 или больше из навигаторов, от Сескара до Дагерота осматривал и новые мели на карту ставил.

По "Регламенту об управлении адмиралтейством и верфью" от 5 апреля 1722 г. в целях улучшения специальной подготовки корабельные штурманы и подштурманы организационно сводились в одну роту, которой командовал капитан над штурманами. В помощь ему выделялся лейтенант и два унтер-лейтенанта. С января 1723 г. впервые после окончания компании на зиму штурманы и подштурманы были откомандированы из экипажей кораблей в штурманскую роту. Ее первым командиром по приказу командира Кронштадского порта вице-адмирала Сиверса стал капитан–лейтенант Ян Сорокольд, а его помощниками были назначены лейтенант Башилов и унтер–лейтенант Малыгин. В марте 1724 г. капитаном над штурманами был назначен капитан 2 ранга Клас Эктов, а его помощником капитан-лейтенант Джон Франциско Бартоломео, исполнявший лоцманскую должность. В декабре 1724 г. Эктов умер, и на его место был поставлен капитан-лейтенант Мартын Янсен Гове.

Капитан над штурманами выполнял отдельные функции, свойственные в нашем понимании обязанностям флагманского штурмана. Так, он должен был проверять журналы штурманов, вернувшихся из походов, совместно с главными офицерами и профессором математическим, организовывал специальную подготовку штурманов, подштурманов и штурманских учеников. Он же с 1704 г. являлся главным лицом, ведающих через своих помощников всеми лоцманами Империи, отвечал за промеры глубин и ограждение рейдов и фарватеров от Кронштадта до Дагерорта, за обеспечение навигационной безопасности плавания кораблей. В его распоряжении находились лоц-галиоты. С 1702 г. лоцманская служба являлась государственным делом, и, согласно Указу Петра I, надлежало "кораблей дожидаться лоцманам на самом море постоянно и дале песков, чтоб за мельми тем кораблям без лоцманов остановок и убытков каких не было". Все лоцманы в Архангельске были набраны из местных "вожей" – поморов. По сложному двинскому фарватеру они проводили суда с таким мастерством, перед которым преклонялись навигаторы Англии и Голландии. Известны и фамилии потомственных лоцманов: Хабаровых, Варакшиных, Котловых, Котцовых и других.

С 1704 г. лоцманы были введены и в Санкт-Петербурге. Они получали жалованье по 6 рублей в год, по 1 рублю за проводку каждого корабля и вознаграждение за оборудование фарватеров и содержание оградительных знаков. В качестве средств ограждения использовались бакены и вехи; справа по фарватеру выставлялись белые бакены и вехи с белым флагом, слева – красные бакены и вехи с красным флагом. Тогда же архангельские и петербургские лоцманы были переданы в введение Адмиралтейств-коллегии и подчинены капитану над штурманами. Наряду с проводкой судов они производили съемки берегов, промеры глубин и выполняли штурманские обязанности.

Помимо Балтийского флота штурманская служба появилась и на других флотах. Так, в августе 1724 года Адмиралтейств - Коллегия утвердила штат Астраханского порта. В соответствии с ним полагалось иметь: штурманов - 3 человек, подштурманов и штурманских учеников по 30 человек.

Рассмотренная организация штурманской службы просуществовала с небольшими изменениями вплоть до 1797 г.

История Штурманской службы флота России, М., БРЭ, 2003

- Мореходные инструменты, морские карты и пособия, способы кораблевождения, применявшиеся в первой половине ХVIII века

- Порядок прохождения службы штурманскими чинами в период с 1725 по 1797 гг.

- Деятельность штурманов - участников Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-1743 гг.

- Освоение Тихого океана русскими мореплавателями в ХVII - ХIX  вв.

- Изучение Севера и поиск "северо-восточного прохода" во второй половине ХVIII века

- Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I

- Кризис штурманского дела. Реформы 1802-1804 гг. Изменения в прохождении службы штурманскими чинами в первой половине ХIХ века

- Участие русских штурманов в описи морей Северного Ледовитого океана в ХI X в. Карты и руководства для кораблевождения.

- Развитие штурманской службы во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

В начало раздела "История Штурманской службы"

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom