Порядок прохождения службы штурманскими чинами в период с 1725 по 1797 гг.
В первые годы после смерти Петра I, а затем и Екатерины I, на флот не обращали серьезного внимания. К этому времени Россия имела флот на Балтийском и Каспийском морях. Балтийский флот организационно делился на три дивизии линейных кораблей, которым, в случае необходимости, придавались более мелкие суда. Корабли не были полностью укомплектованы обученными кадрами. Офицерский корпус, особенно старшие офицеры, в основном состоял из иностранцев. Достаточно сказать, что в 1725 г. из 11 высших чинов было только 3 русских, а из 33 старших офицеров лишь 14 русскими. Каспийский флот находился не в лучшем состоянии. Его строительство после Рештского мира было приостановлено. К 1725 году появился некомплект штурманских чинов во флоте. Для его восполнения решили возобновить наем штурманов заграницей. С такой задачей в 1725 году были отправлен в Швецию капитан граф Головин , в Гамбург и Любек на специальном судне капитан Сорокольд, во Францию капитан Кошелев и в Голландию, Гамбург и Любек специально командирован капитан Калмыков. Предпринятые меры позволили нанять 10 штурманов иностранцев.
Вместе с тем в этот период Адмиралтейств-коллегия обратила внимание на подготовленность русских штурманских чинов. Всем штурманским ученикам был устроен строгий разбор и экзамен. Было определено, что производство из штурманских учеников в подштурмана должно происходить только после серьезного экзамена и после исполнения первыми обязанностей последних на кораблях как минимум в 1 кампании, так как "штурманская должность на корабле в немалой важности состоит". Штурманские ученики по успехам в учебе были разделены на 2 разряда: I разряд с жалованием 3 рубля и II разряд - 1,5 рубля в месяц. В апреле 1727 г. все штурманы и подштурманы были разделены по величине жалования на 3 оклада. На основании этого решения положено было иметь: 9 штурманов первого оклада (по 18 рублей в месяц), 18 штурманов второго оклада (по 15 рублей в месяц), 33 штурмана третьего оклада (по 12 рублей в месяц), 9 подштурманов первого оклада (по 9 рублей в месяц), 27 подштурманов второго оклада (по 7 рублей в месяц) и 30 подштурманов третьего оклада (по 5 рублей в месяц).
Президент Адмиралтейств-коллегии граф Ф.М. Апраксин был не согласен с подобным решением и считал, что жалование у штурманов не должно превышать 15 рублей в месяц, как у поручиков. Но его убедили, заметив, что сделано это для того, чтобы "они (штурманы) более служили, в тех чинах желательны были и (о производстве) в поручики не просили".
В 1732 г. была создана "Особливая комиссия для рассмотрения и приведения в надлежащий порядок флота как корабельного, так и галерного". Но мероприятия, предложенные комиссией не улучшили дело, так как длительное время флот не выходил в дальние плавания, а стоял на Кронштадском рейде. Предпринимаемые Адмиралтейств-коллегией меры позволили увеличить число русских штурманов низшего ранга, в то время как большинство должностей штурманов 1 и 2 окладов продолжали занимать иностранцы. Так, в 1732 г. во флоте числилось:
Таблица 3.2. 1
Штурманские должности |
Иностранцы |
Русские |
Всего |
Штурманов 1-го оклада |
8 |
- |
8 |
Штурманов 2-го оклада |
11 |
7 |
18 |
Штурманов 3-го оклада |
5 |
26 |
31 |
Подштурманов 1-го оклада |
- |
- |
- |
Подштурманов 2-го оклада |
- |
19 |
19 |
Подштурманов 3-го оклада |
- |
38 |
38 |
Социальные условия работы штурманов не изменились. Если к этому времени шкиперы получили офицерские звания, то штурманы оставались в унтер-офицерских чинах. Это положение затрудняло им исполнять 10-й пункт своих обязанностей, предусмотренных Морским уставом, согласно которому "ежели капитан прикажет штурману в такие места итти, где он подлинно ведает, что от мелей и каменья есть опасность, то он повинен в том капитану заранее объявить и смело об этом говорить". Кроме этого, в случае смерти командира корабля в бою, согласно пункту 93 Морского устава, после обер-офицеров последовательность замены командира была определена в порядке: штурман, шкипер, боцман. Однако, шкиперу и мичману было положено 2 матросские порции, а штурману только 1,5 порции.
Ничего из вышеперечисленного "Особливая комиссия..." не изменила, доводы штурманов не были приняты во внимание, только был увеличен штат штурманов на 11 человек (было введено по 2 человека там, где был 1). Число подштурманов осталось прежним, но звание штурманских учеников было отменено, так как существовала Академия и школа (штурманская рота). Комиссия предложила для галерного флота штат, по которому полагалось иметь 3-х штурманов и 106 подштурманов.
При Анне Иоанновне с 1733 г. Адмиралтейств-коллегия, чтобы не замедлять продвижение по службе "строевых" флотских унтер-лейтенантов (мичманов), запретила производство штурманов в унтер-лейтенанты. Им присваивали специально введенный по образцу английского флота чин мастера (равнялся армейскому капитану), необязательный для прохождения для "строевых" флотских офицеров, но зато далее повышаться в чине – в лейтенанты флота (равнялся армейскому майору) могли только те из штурманов, кто был дворянского происхождения.
Мастера из разночинцев награждались не званиями, а деньгами. В обязанности мастеров входило:
1) пропорциональное размещение грузов на корабле и наблюдение за их правильным содержанием и расположением,
2) оснастка корабля, содержание всего такелажа и материалов на корабле, ответственность за их сбережением и свидетельство их расхода,
3) знание силы корабля как на ходу, так и при стоянке на якоре,
4) наблюдение за всем, что относится к достойному содержанию корабля.
Начиная с 1737 г., по распоряжению Адмиралтейств-коллегии на маяки стали назначать смотрителями штурманов. Поводом послужила авария английского корабля, выскочившего ночью на остров Сескар из-за плохого освещения маяка. Штурманы были обязаны вести специальные журналы, отмечая в них проходящие суда, погоду и другие сведения, имеющие отношение к безопасности кораблевождения.
С воцарением Елизаветы Петровны все преобразования Особливой комиссии были отменены, а флот было велено содержать по регламенту Петра I. Было восстановлено звание штурманских учеников, а звание мастера упразднено. Вновь для штурманов стало возможно повышение в обер-офицерские звания независимо от происхождения. 3 декабря 1741 года 16 мастеров были переименованы в лейтенанты, а 47 штурманов и подштурманов произведены в мичманы .
С 1745 г. в гардемаринскую роту из низших рот, в том числе и из штурманской, было запрещено зачислять детей разночинцев. В это же время последовало указание от Адмиралтейств-коллегии, чтобы "в штурманах никому из шляхетства не быть". Так было закреплено разделение и образования, и службы на так называемую "морскую" или "линейную" и "специальную". В "линейную" службу шли дворяне после выпуска из Морской академии (Морского шляхетного кадетского корпуса с 1752 г.), занимая поочередно ступеньки в корабельной службе от вахтенного офицера до командира корабля и командующего флотом. Выпускники же, ставшие штурманами, получали специальные чины (сухопутные или гражданские, впоследствии) и не допускались к командованию кораблями (соединениями).
До 1748 года штурманы, как и все флотские чины унтер-офицерского ранга не имели определенного мундира, а носили обыкновенное платье. Летом 1748 года Морская Коллегия впервые для штурманов ввела форму одежды. Штурманам "яко первым унтер-офицерам, положено носить кафтаны и штаны такого же колеру и манеру, как морские обер-офицеры имеют". Кафтаны и штаны были белого, а камзолы, обшлага и воротнички зеленого цвета. Они получили знаки различия. На воротниках их кафтанов появился позумент в один ряд, а на обшлагах в четыре ряда. Сукно для пошива должно было быть ценою не менее рубля. У подштурманов кафтаны и штаны зеленого, а обшлага и камзолы белого цвета. У кафтанов на обшлагах появился позумент в 3 ряда. Сукно должно быть ценою не менее 8 гривен, у штурманских учеников мундир был как у подштурманов, но без позументов.
В 1750 году из-за увеличения количества прамов и бомбардирских кораблей и для комплектования Астраханского порта число штурманов и подштурманов было увеличено на 10 и 13 человек, всего их стало 76 и 85 человек, соответственно. В 1751 г. Адмиралтейств-коллегия, понимая ненормальность прохождения службы штурманов, руководствуясь Регламентом и примерами, бывшими при жизни Петра Великого, постановила производить в морские офицеры штурманов как из дворян, так и из разночинцев. Однако это постановление было опротестовано прокурором как не согласное с законами. 22 сентября 1753 года появился Указ Сената, в котором указывалось, что в штурманы никого из шляхетства не определять, а назначать только разночинцев. Штурманов бывших из дворян производить в мичманы наравне с флотскими чинами, а прочих отставлять. В определении Сената от 21 марта 1757 года было сказано, что штурманов следует награждать сухопутными обер-офицерскими рангами, отдельно от морской обер-офицерской линии, а именно прапорщиками, подпоручиками, поручиками и капитанами. При этом прибавку к жалованию в награду производить на усмотрение Адмиралтейств-коллегии. В этом определении подтверждалось право дворян переходить из штурманов во флотские офицеры.
В 1764 году при установлении формы одежды для всех чинов флота для штурманов она стала следующей: кафтаны зеленые с белым подбоем, воротники и обшлага белые круглые, камзолы белые с белым подбоем, штаны зеленые, пуговицы медные, шляпа с золотым позументом и белым бантом.
В "Регламенте об управлении адмиралтейством и флотом" Екатерины Алексеевны от 24 августа 1765 г. говорилось: "… хотя штурманам офицерские ранги и даны, только они с прочими действительными флотскими офицерами линии иметь не должны, ибо учинено им особливое награждение жалованием, однако буде из них кто по довольной службе прилежен найдется, в морской службе весьма искусен, доброго состояния и отменные заслуги покажет, то таковых производить по удостоверениям флагманов и капитанов, при которых служили, и по экзаменам, однако о такой их отличности Нам докладывать" [ 18, часть 1, § 6].
По этому Регламенту право перевода штурманов во флотские офицеры уже распространялось на всех штурманов вне зависимости от происхождения, правда, с личного разрешения императрицы. Первое применение этого Регламента применительно для штурманов недворянского происхождения произошло в 1770 году, когда 4-х человек "за особые заслуги" представили на Высочайшее рассмотрение для производства в мичманы с сохранением штурманских окладов, так как они были выше мичманских. Императрица на представлении написала: "на сей раз быть по сему". В этот период не хватало флотских офицеров для командования на транспортных судах.
Следующим этапом развития регулярного военно-морского флота России во второй половине ХVIII в. стало возрождение военного флота на Черном море. Новый курс, предусматривающий выход России в Черное море, активизировал развитие и подготовку Балтийского флота. В первую Архипелагскую экспедицию (1768-1774 гг.) вошел практически весь боевой состав флота. Ускоренная подготовка штурманов была недостаточной. Переход кораблей в Средиземное море проходил в чрезвычайно тяжелых условиях. Флот России со дня его основания не имел опыта плавания в дальних походах. Незнание русскими моряками условий перехода, частые штормы приводили к замедлению движения и повреждениям кораблей. Природные мужество, отвага, находчивость, инициатива, способствовали накоплению опыта плавания. К сожалению, не удалось отыскать имен штурманов кораблей, участвовавших в экспедиции. Среди них были русские и иностранные специалисты. Победы балтийских эскадр в Чесменском (1770 г.) и Потрасском (1772 г.) морских сражениях, многолетнее плавание в Средиземном море и на коммуникациях по защите торговых путей России от мыса Нордкап до Черного моря сформировали школу опытных российских мореплавателей. Выполняя требования Морского устава "признаваться к берегам и ставить на карту неведомые мели и каменья под водою сущие", штурмана кораблей собрали богатейший гидрографический материал по районам плавания, который послужил основой для составления новых карт, атласов, описаний. В Чертежной Адмиралтейств-коллегии заведующий И. Петряев и составители карт были выходцами из штурманов, таким образом, именно штурманы, военные и гражданские, стали первыми русскими гидрографами и картографами. В дальнейшем до наших дней гидрографы и штурманы шли рука об руку, взаимодействуя и замещая друг друга, решая при этом главную задачу - обеспечение безопасности плавания.
Строительство флота возобновилось с создания на Азовском море флотилии, предназначенной для поддержки русских войск в Крыму. Постройка кораблей для флотилии велась с 1769 г. на верфях Дона и его притоках, а затем в Таганроге, который стал первой базой русского флота на данном театре. После занятия русскими войсками Крыма Азовская флотилия с 1772 г. перебазировалась в Керчь, а после победоносного завершения русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Россия вернула себе выход к Черному морю и приступила к развертыванию морских сил на Юге. Чтобы ускорить его строительство, в 1777 г. из Балтийского моря в Черное были направлены 6 фрегатов. Но Турция не пропустила их через проливы, и корабли вернулись в Кронштадт. Тогда русское правительство приняло решение строить флот на месте.
В 1778 г. в 30 км от устья Днепра, вблизи Александровской крепости, основывается город и порт Херсон, ставший первой базой русского кораблестроения на юге. В мае 1779 г. на Херсонской верфи был заложен и в сентябре 1783 г. спущен на воду первый линейный 66-пушечный корабль «Слава Екатерины». Поначалу строительство кораблей шло медленно из-за больших трудностей с доставкой леса, нехватки мастеровых и плохих условий труда. Положение значительно поправилось, когда в Херсон в августе 1783 г. прибыли 700 матросов и 3 тыс. мастеровых во главе с капитаном 2 ранга Ф.Ф. Ушаковым. Начиная с 1787 г. Херсонская верфь стала ежегодно спускать на воду по два крупнотоннажных линейных корабля. Интенсивно строились фрегаты и более мелкие военные и коммерческие суда.
В 1780 г. капитан 2 ранга М.В. Войнович получает предписание сформировать специальный отряд в составе трех 20-пушечных фрегатов, 14-пушечного бомбардирского судна и двух ботов и отправить его в Астрабадский залив в юго-восточной части Каспия, где с согласия местного правителя Ага-Мохаммед-хана построить в Городовинском урочище пристань и несколько домов.
Этот приказ был выполнен. Русские моряки, создав торговую колонию, обнесли ее земляным валом и вооружили пушками, снятыми с кораблей. Осенью следующего года для защиты русских торговых судов в Астрабадский залив прибыли три корабля под командованием капитан-лейтенанта Н.И. Баскакова.
Еще до официального включения Крыма в состав России русское правительство назначило «для командования заводимым флотом... на Черном и Азовском морях» вице-адмирала Ф.А. Клокачева - одного из героев Чесменского сражения. Он же стал первым начальником Херсонской верфи. Для управления флотом было создано Черноморское адмиралтейство.
В период с 1775 по 1785 гг. были организованы порты в Херсоне, Николаеве и Севастополе, предназначенные для строительства и базирования возрождаемого Черноморского флота. Предполагалось иметь в его составе 12–15 линейных кораблей, 18–20 фрегатов, 75 мелких судов, 50 канонерских лодок и 8 бригантин. Крупные парусные корабли строились на верфях Херсона, основанного в 1778 г., мелкие и парусно-гребные суда в Таганроге. Вначале корабли базировались с 1778 г. на Херсон, а с 1783 г. – на Севастополь, который стал впоследствии главной базой флота.
Длительное время шли поиски удобных мест для базирования главных сил флота. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса. На ее северном берегу в балке, названной позже Сухарной, находилось небольшое татарское селение Ахтиар. Впервые она была обследована еще в 1773 г. прибывшей сюда из Балаклавы «описной партией» под командованием штурмана Ивана Батурина . А на большие удобства бухты для базирования флота и строительства города-крепости обратил внимание великий русский полководец А.В. Суворов, командовавший русскими войсками в Крыму. «Подобной гавани, - писал он, - не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли». По его указанию на берегу Ахтиарской бухты были возведены первые укрепления. Это заставило турецкую эскадру, находившуюся в гавани вопреки условиям мирного договора с Россией, поспешно уйти в море. «За вытеснение турецкого флота из Ахтиарской бухты» Екатерина II послала генерал-поручику Суворову золотую табакерку. 17 ноября 1782 г. в бухту прибыли фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под общим командованием капитана 1 ранга И.М. Одинцова. Они остались здесь на зимовку. До весны моряки произвели промеры и описание бухты, составили карты.
Началом формирования Черноморского флота стала дата Указа Екатерины II от 11 января 1783 г., в котором говорилось: "... Для командования заводимым флотом нашим на Черном и Азовском морях...".
2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева. Эскадру вели штурманы унтер-офицерского ранга Матвеев Тимофей Артемьевич и Лавин Илья Сергеевич. 7 мая в бухту вошли 11 судов Днепровской флотилии. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. В честь его основания в том же году была отлита медаль «Слава России». Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота.
По утвержденному штату Черноморского флота от 13 августа 1785 года на нем предусматривалось иметь: штурманов - 52 человека, подштурманов - 64 человека, штурманских учеников - 68 человек. В 1794 году с вводом в действие новых штатов для Черноморского флота число штурманских должностей увеличилось почти в 3 раза: штурманов - до 150 человек, подштурманов - до 183 человек и штурманских учеников - до 212 человек.
В этот же период в 1775-1796 годах проводились частичные гидрографические работы на Черном море. В 1797-1798 годах капитан 1 ранга Биллингс описал северный берег Черного моря (с Крымом) и издал карту, основанную на астрономических пунктах. Это была первая опись моря.
В конце ХVIII века и на других флотах с вводом новых штатов значительно увеличилось число штурманских должностей. Так, в 1790 году были утверждены новые штаты для гребного флота, по которым предусматривалось соответственно для мирного и военного времени иметь: штурманов - 21 и 32 человека, подштурманов - 85 и 128 человек, штурманских учеников - 86 и 130 человек. В 1794 году по штатам для флота на Каспийском море планировалось иметь: штурманов - 14 человек, подштурманов - 27 человек и штурманских учеников - 19 человек.
История Штурманской службы флота России, М., БРЭ, 2003
- Зарождение штурманской службы на российском флоте при Петре I
- Порядок прохождения службы штурманскими чинами в период с 1725 по 1797 гг.
- Деятельность штурманов - участников Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-1743 гг.
- Освоение Тихого океана русскими мореплавателями в ХVII - ХIX вв.
- Изучение Севера и поиск "северо-восточного прохода" во второй половине ХVIII века
- Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I
- Развитие штурманской службы во второй половине ХIХ - начале ХХ веков