Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы флота России

Руководство Штурманской службой Военно-Морского флота.

Руководство штурманской службой с 1857 по 1917 гг.

Почти через четверть века, 13 апреля 1827 года императором Николаем I было утверждено Положение о Корпусе Флотских Штурманов (КФШ). В соответствии с этим положением во главе КФШ был поставлен Генерал-Гидрограф - руководитель созданного в том же году управления Генерал-Гидрографа. В качестве главного штурманского руководителя Генерал-Гидрограф получил должность Инспектора КФШ. Подразделением, обеспечивающим выполнение им этой должности являлась канцелярия управления Генерал-Гидрографа (через 10 лет управление Генерал-Гидрографа было преобразовано в гидрографический департамент во главе с директором, сохранившим обязанности по руководству КФШ). В помощь Генерал-Гидрографу как инспектору КФШ были назначены два частных инспектора КФШ - для Балтийского и Черноморского флотов; последний непосредственно подчинялся главному командиру Черноморского флота, а в специальном отношении - Генерал-Гидрографу. На Каспийской и Охотской флотилиях обязанности частных инспекторов КФШ были возложены на старших штурманских офицеров, непосредственно подчиненных главным командирам этих флотилий.

В 1830 году при частных инспекторах КФШ Балтийского и Черноморского флотов были созданы канцелярии, состоявшие из одного старшего адъютанта и писарей. В помощь частным инспекторам Каспийской и Охотской флотилий были назначены по несколько писарей только в 1836 году. Такая организация руководства штурманской службой в начале XIX века была объективно оправдана по ряду причин:

•  в то время отсутствовали специалисты-гидрографы, их функции (изучение рельефа и грунтов дна морей и океанов, течений, описание берегов, контроль за глубинами на фарватерах, определение координат навигационных опасностей, береговых ориентиров, постановка плавучего ограждения навигационных опасностей, обслуживание стационарных средств навигационного оборудования, черчение морских навигационных карт и другие не связанные собственно с кораблевождением работы) выполнялись в основном лицами, получившими штурманское образование; именно они до 1912 года являлись ядром работников гидрографии (корпус гидрографов был создан лишь в 1912 году);

•  канцелярия управления Генерал-Гидрографа ведала движением флотов и эскадр, а сведения об этом она получала из вахтенных (шканечных, корабельных) журналов, которые в соответствии с требованиями Морского Устава на кораблях вели штурмана; они же непосредственно или через командиров кораблей передавали их в гидрографическое ведомство;

•  навигационные инструменты и карты до конца XIX века не являлись постоянной принадлежностью корабля: перед началом каждой кампании штурман получал их в гидрографическом ведомстве, а по ее окончании сдавал туда же; потому он являлся как бы агентом этого ведомства по использованию этих средств на корабле.

Известно, что согласно Положению о КФШ, помимо уже упомянутых инспекторов КФШ, штурманские штаб-офицеры преимущественно назначались при флагманах и для особых поручений. Относительно их обязанностей не встречается никаких постановлений, равно как и о назначении во флоте старшего штурмана. Штурманский штаб-офицер при начальнике дивизии или отряда обыкновенно должен был наблюдать за правильностью путесчисления на флагманском корабле; влияние же его на штурманских чинов и вообще на штурманскую часть в дивизии или отряде зависело от распоряжений флагмана. В 1857 году должности всех инспекторов КФШ были упразднены и централизованное управление деятельностью штурманской службы ВМФ в специальном отношении прекратилось почти на 80 лет.

Вместе с тем с 1853 года была установлена определенная централизация руководства штурманами на уровне флотов и соединений.

Так, в соответствии с Морским Уставом издания 1853 года в составе штаба главнокомандующего флотом состоял начальник штурманов (имеются сведения, что эта должность неофициально была введена еще в 1827 г.), которому подчинялись все чины КФШ, находившиеся на флоте. При этом начальник штурманов имел право объявлять выговоры и замечания своим подчиненным за упущения и нерадение по должности. Он был обязан наблюдать, чтобы корабли были снабжены всеми необходимыми навигационными инструментами, картами, лоциями. Перед заграничными походами начальник штурманов должен был заботиться о наиболее полном изучении районов предстоящего плавания. Во время плавания он наблюдал за путесчислением и обсервациями штурманов флагманского корабля и контролировал их собственными обсервациями, определением поправки компаса и пр. Его обязанностью было заботиться беспрерывно о безопасности плавания эскадры "в отношении берега и отмелей" (сегодня это понимается как навигационная безопасность). С разрешения флагмана и начальника штаба начальник штурманов осматривал корабли для удостоверения в исправности предметов штурманской части. Об обнаруженных неисправностях он уведомлял командира корабля и немедленно докладывал начальнику штаба. По окончании кампании он получал от своих подчиненных сведения о тех местах, где они побывали, и вместе со своими замечаниями представлял их в гидрографическое ведомство.

При переиздании Морского Устава в 1869 году начальник штурманов был переименован во флагманского штурмана. Очевидно, это было сделано для исправления допущенного в 1853 году отступления от принципа единоначалия, когда штурманские чины оказались одновременно подчинены своему командиру корабля и начальнику штурманов флота (эскадры). О флагманском штурмане было сказано, что "он заведывает штурманской частью на кораблях эскадры".

О подчинении ему офицеров КФШ флота (эскадры) уже ничего не говорилось. Его обязанности остались без изменений по сравнению с обязанностями начальника штурманов и сохранялись таковыми в Морском Уставе изданий 1870, 1872 и 1879 годов.

Необходимо отметить, что до начала XX века флагманские штурмана назначались лишь с началом каждой компании, когда соединения выходили в море после зимней стоянки в базах.

В связи с упразднением КФШ Морской Устав издания 1885 года предусмотрел назначение флагманских штурманов как из штурманских, так и флотских офицеров. Новым в этом уставе было возложение на всех членов флагманских штабов обязанности "следить за развитием их специальности и применением оной на иностранных судах" (ст. 124). Кроме того была уточнена ответственность флагманского штурмана за безопасность путесчисления эскадры (ст. 145): он был обязан при назначении флагманом курса эскадры представлять ему свои соображения, а в случае непринятия их, просить флагмана приказать внести об этом запись во флагманский журнал немедленно с кратким изложением доводов и, если признает нужным, впоследствии подать подробный рапорт. В Морском Уставе издания 1887 г. каких-либо изменений в части касающейся флагманского штурмана не появилось. Не было их и в Морских Уставах издания 1899, 1910 и 1914 гг.

Однако реформирование штурманской службы имело и серьезные недостатки. Так, с ликвидацией Корпуса флотских штурманов в XIX веке произошло искажение сущности штурманской службы.

Постепенно она утратила свое предназначение специальной службы и осталась только как вид деятельности флотских специалистов. Роль флагманских штурманов свелась к штурманской подготовке. Непродолжительность пребывания их в должности не позволила достаточно глубоко осваивать все особенности деятельности корабельных штурманов и правильно организовать ее. Достаточно высок был уровень навигационной аварийности.

Возложение номенклатурной принадлежности технических средств навигации на Гидрографическую службу привело к разделению деятельности корабельных штурманов на два основных направления: решение навигационных задач кораблевождения с подчинением флагманским штурманам и обслуживание технических средств навигации с подчинением Гидрографической службе.

В период между русско-японской и 1-й Мировой войнами были разработаны, введены, отменены, переработаны и вновь введены Положение о начальниках морских сил (18 июня 1908 г.), Положение о начальнике действующего флота (5 ноября 1909 г.), Положение о командующих морскими силами Балтийского и Черного морей и командующем Сибирской флотилией (9 мая 1910 г.), Временное Положение об управлении морским ведомством (11 октября 1911 г.), проект Положения о штабах частей флота, Положение о штабе командующего морскими силами (12 мая 1914 г.).

Эти документы позволяют убедиться в том, что в Морском министерстве должностного лица, ведавшего штурманской службой всего морского ведомства не было. И как видно из других материалов, отдельные вопросы руководства штурманской службой вынуждено было брать на себя Главное гидрографическое управление (образовано в 1885 г. вместо Гидрографического департамента), в котором после ликвидации КФШ оказались лучшие штурманские силы ВМФ. В штабе командующего морскими силами (с началом мобилизации он переименовался в командующего флотом), в штабах эскадр, дивизий штатами предусматривалась должность флагманского штурмана. Во всех штабах флагманские штурмана входили в состав их оперативных частей (оперативных отделов, отделений - по современной терминологии). При этом если в штабе флота флагманский штурман являлся помощником флаг-капитана по оперативной части (начальника оперативного отдела), где всего-то было четыре офицера, то в оперативной части штаба эскадры флагманский штурман был заведующим разведывательным бюро, а в штабах дивизий флагманский штурман являлся начальником оперативной части. Флагманский штурман не освобождался от своих обязанностей по специальности, более того, даже флагманскому штурману флота было указано: "сверх перечисленного в ст. 34 (имеются в виду общие обязанности флагманских специалистов) руководит кораблевождением флота, причем относительно путесчисления флота он несет ту же ответственность, какая возложена статьями 503 и 511 Морского Устава на старшего корабельного штурмана относительно безопасности своего корабля". Дополнительно к его обязанностям по оперативной части, скажем, на дивизии кораблей, где он был единственным оператором, относилось:

"1) Составление соображений для начальника дивизии относительно ведения своих действий, передвижений, дислокаций и других вопросов по плану операции дивизии и по специальным вопросам оперативной службы.

•  Делопроизводство по составлению указаний для боя и передвижения дивизии, приказов и приказаний по дивизии и инструкции командирам судов (начальникам дивизионов) и т.п. (Кстати, в дивизионах кораблей в помощь начальнику дивизиона для заведования его делопроизводством на штурманского офицера флагманского миноносца возлагалось исполнение обязанностей младшего флаг-офицера – авт.).

•  Своевременное сообщение и доставка командирам судов (начальникам дивизионов):

а) распоряжений начальника дивизии о предстоящих передвижениях и действиях дивизии для соответствующих с их стороны распоряжений;

б) необходимых сведений о неприятеле и ходе военных действий;

в) распоряжений начальника дивизии и сведений, касающихся сигнализации и опознавательных огней;

г) секретных карт и шифров и прочих секретных изданий.

•  Ведение журнала военных действий и составление реляций о сражениях и действиях дивизии против неприятеля.

•  Ведение флагманских вахтенного и исторического журналов дивизии.

•  Разработка вопросов связи судов дивизии между собой и с остальной эскадрой. Сигнализация и т.п.

•  Разработка мероприятий по безопасности дивизии в навигационном и других отношениях.

•  Соображения, расчеты и переписка по составлению и выполнению мобилизационного плана дивизии и по другим мобилизационным вопросам, подлежащим ведению начальника дивизии.

•  Разработка плана боевой подготовки и учебного плана дивизии.

• Разработка материалов и заданий по тактическим и маневренным упражнениям дивизии по плану действий дивизии во время общих маневров и разработка указаний командирам судов (начальникам дивизионов) дивизии для их деятельности в этом отношении.

• Собирание и обработка статистических сведений, касающихся дивизии.

• Организационные работы, касающиеся дивизии".

К предметам ведения разведывательного бюро эскадры относилось:

•  Всестороннее изучение вероятных противников.

•  Изучение и описание политической обстановки.

•  Изучение и описание отечественных сил и средств для военных действий на данном театре войны.

•  Изучение и военно-статистическое описание театра войны.

•  Сбор и обработка сведений о действиях, передвижениях и состоянии неприятеля, заключение о его вероятных наличных силах, средствах и намерениях" .

Нет сомнений, что комплектование оперативных органов флотских штабов офицерами - штурманами шло на пользу этим органам, повышало эффективность их работы и должно было положительно сказываться на боеготовности и боеспособности сил флотов. Но... боеготовность и боеспособность зависят не только от хороших планов, не только от бесперебойной связи. Они зависят также от способности кораблей плавать при выполнении оперативных задач без навигационных аварий, с высокой точностью по координатам и времени. А это уже должно быть областью, специальных обязанностей и ответственности флагманских штурманов (естественно, на каждом отдельном корабле - его командира и штурмана), а наложение на них оперативных функций, идет в ущерб специальным. Таким образом, повышая боевую готовность и боеспособность сил флота в одной области, флагманские штурмана объективно, не по своей вине, не могли поддерживать их на нужном уровне в другой области. Представляется, что резкий рост навигационной аварийности кораблей в начале XX века в значительной степени является следствием именно этого обстоятельства: в условиях ослабления выучки корабельных штурманов в связи с ликвидацией КФШ, снижения напряженности плавания кораблей, сокращения времени пребывания офицеров в штурманских должностях возложение на флагманских штурманов оперативных функций привело к резкому уменьшению их роли в деле повышения профессионализма штурманов кораблей.

В названной выше книге есть такое пояснение: "должна быть сделана оговорка относительно штурманской специальности. Так как эта отрасль военно-морского дела обладает сравнительно небольшой материальной частью, и, следовательно, заботы о ее исправности отнимают мало времени у флагманского штурмана и по самому характеру его обязанностей возможно и целесообразно на него возложить постоянные работы по оперативной части. Такой взгляд начинает уже проводиться в жизнь в последнее время". Думается, уважаемый автор перепутал здесь цель и средство во имя вечной российской экономики "на спичках". Да, у флагманского штурмана начала XX века было немного забот об исправности навигационной техники (если, конечно, не относить к этому забот об уничтожении и определении девиации компасов, определение поправок лагов, определении маневренных элементов кораблей), но Морской Устав определял его важнейшей и единственной обязанностью в море заботу о безопасности флота, эскадры, дивизии, дивизиона "относительно берега и от мелей". Вот на эту обязанность и покусились "изобретатели" дополнительных обязанностей, ставших основными.

Сегодня у штурманов техники достаточно много, еще больше карт и пособий, известно также, что без одной неисправной пушки или пусковой установки, при одном неисправном котле воевать можно, а вот при неисправном навигационном комплексе в море не выйдешь. Однако и сегодняшний взгляд на флагманского штурмана соединения, особенно надводных кораблей, мало отличается от существовавшего почти век тому назад.

- Руководство штурманской службой до 1857 года

- Руководство штурманской службой с 1857 по 1917 гг.

- Руководство штурманской службой с 1917 по 1952 гг.

- Руководство штурманской службой с 1952 г. по настоящее время

- Руководство штурманской службой в настоящее время

В начало раздела "Руководство штурманской службой ВМФ"

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom