Руководство Штурманской службой Военно-Морского флота.
Руководство штурманской службой с 1917 по 1952 гг.
Централизованного специального руководства штурманской службой ВМФ с 1857 г. не было, оно появилось лишь в советский период истории нашего флота. Правда, о начальном периоде существования такого руководства имеются пока очень скудные сведения. Известно, например, что приказом Реввоенсовета Республики от 3 июня 1919 г. был учрежден Штаб командующего всеми Морскими, Речными и Озерными Вооруженными Силами Республики (Штаб Коморси Республики), в состав которого входили флагманские специалисты. Флагманским штурманом штаба являлся Николай Федорович Рыбаков. В результате последующих многочисленных реорганизаций центральных органов управления ВМФ в 1921 г. флагманские специалисты из их структуры исчезли.
До 1926 г. единого руководства Штурманской службы Военно-Морского Флота (ШС ВМФ) не существовало. Все штурманские вопросы решались на уровне кораблей и соединений. Начавшееся возрождение флота и недостаток штурманских кадров потребовали от командования ВМФ восстановления ШС ВМФ, однако исторический стереотип при этом не был преодолен. Руководство ШС ВМФ было поручено Гидрографической службе ВМФ.
Лишь 1926 г. стал для штурманов годом в известной степени "историческим". В этом году в штабе РККФ вновь была создана должность флагманского штурмана, им стал Мигаловский Константин Александрович. Таким образом, именно с 1926 года можно говорить о создании системы централизованного руководства в специальном отношении штурманской службой в масштабе всего ВМФ. К.А. Мигаловский в одной из своих статей писал: "Работу пришлось строить буквально на пустом месте, ибо до этого момента штурманскими вопросами ведали случайные люди или, вернее, не ведал никто". Но не все было так просто. Читаем далее у Мигаловского: "В связи с реорганизацией центрального аппарата Морских Сил должность флагманского штурмана была преобразована в инспектора штурманской службы. Логическим развитием этого было возложение в 1930 г. на гидрографическое управление (ГУ) обязанности наблюдения за состоянием штурманского дела в ВМС РККА, что оно и делало ("наблюдало"…). А нужно было руководить Штурманской службой, отвечать за навигационную аварийность, за специальную подготовку личного состава штурманских боевых частей и штурманскую подготовку командиров кораблей, за кораблевождение в целом. Поэтому по инициативе К.А. Мигаловского распоряжением начальником Военно-Морских Сил РККА при ГУ была создана Постоянная штурманская комиссия (ПШК) " в целях поднятия Штурманской службы и боевой подготовки в ней на должную высоту, а также в целях разрешения проблем, выдвигаемых современной штурманской мыслью". Основным содержанием деятельности ПШК была выдача заданий своим членам и другим ведущим специалистам на разработку документов по штурманской службе. Задания включались в ежегодные планы работы ПШК, но, как свидетельствуют документы, штурмана ее заданий не выполняли "в силу загрузки обязанностями и текучести кадров", поэтому в планах по 2-3 года подряд фигурировали одни и те же пункты, некоторые из которых исключались, так и не выполненными. Председателями ПШК являлись начальники Гидрографического управления – с начала Н.Б. Разгон, а затем В.В. Васильев. Членами ее были инспектор Штурманской службы Управления ВМС РККА, флагманские штурмана штабов Морских сил Балтийского и Черноморского морей, штабов бригад эсминцев и подводных лодок Морских сил Балтийского моря, старшие штурмана линкоров "Марат" или "Октябрьская революция", а также 2 сотрудника ГУ, один из которых являлся секретарем комиссии. Председатель Постоянной штурманской комиссии В.В. Васильев докладывал в 1935 г. начальнику УВМС РККА, что утвержденная последним в 1931 г. комиссия являлась научно-исследовательской (а не руководящим или наблюдающим) органом, занималась разработкой методических вопросов и частично рассмотрением проектов новых технических средств навигации. ПШК обслуживалось сотрудниками 6 сектора ГУ. Работая, главным образом, в методической области, ПШК в своих разработках, естественно, затрагивала и вопросы учебно-боевой подготовки Морских сил. Кроме этого комиссия занималась изданием "Бюллетеня Постоянной штурманской комиссии", являвшегося закрытым изданием "Записок по гидрографии". Таким образом, из двух целей на достижение которых должна была направляться работа ПШК, в какой-то степени пытались реализовать только вторую. При этом начальник ГУ просил освободить его от руководства ПШК, а сотрудников ГУ – от ее обслуживания, несмотря на то, что еще в 1931 г. через несколько месяцев после создания Постоянной штурманской комиссии в постановлении ее второго заседания было записано: " признать общий сдвиг в вопросах штурманского дела благодаря работе ПШК ВМС и ПШК Каспийского и Черного морей ". Вместе с тем, уже в начале 1932 г. ПШК в своем постановлении отмечало: " в целях усиления систематического руководства ПШК на местах, признать необходимым более частое посещение морских сил морей инспектором Штурманской службы УВМС ". Таким образом, дело, порученное Гидрографическому управлению было переложено на учебно-строевое управление ВМС, в составе которого был инспектор Штурманской службы, как факт можно привести выдержку из аттестации К.А. Мигаловского в 1932 г.: " живое руководство со стороны инспектора штурманской службы (в единственном числе – авт.) терпело ущерб из-за неправильно загрузки его делами гидрографического управления, никакого отношения к прямым его служебным обязанностям не имевшего ". Видимо вскоре командованию ВМС стало ясно, что у каждой службы – гидрогеографической и штурманской - должно быть сое руководство. В 1934 г. должность инспектора преобразована в Начальника Штурманской службы (затем отдела) Управления ВМС РККА, в 1937 г. – в Начальника Штурманской службы Штаба ВМС РККА, а постоянная штурманская комиссия прекращает свое существование.
С созданием 30 декабря 1937 г. Народного Комиссариата Военно-Морского Флота в его штате введена должность флагманского штурмана Главного морского штаба ВМФ (в составе отдела Боевой подготовки). Им стал капитан 3 ранга Булыкин Филипп Федорович. С мая 1939 г. в составе Управления боевой подготовки РККФ (преобразовано из отдела боевой подготовки ГМШ) была учреждена инспекция штурманская, которая с 1942 г. именовалась инспекцией штурманской подготовки. Начальник этой инспекции фактически исполнял обязанности флагманского штурмана УБП ВМФ. Лишь в августе 1943 года Народным Комиссаром ВМФ была введена должность главного штурмана ВМФ, существующая и поныне, и утверждено положение о нем. В течение длительного времени он входил в состав УБП ВМФ, но в 1998 году Главный штурман ВМФ выведен из состава УБП с подчинением начальнику Главного штаба ВМФ. При введении должности Главного штурмана ВМФ его рабочим органом была инспекция штурманской подготовки, с 1945 г. - отдел штурманской подготовки УБП ВМФ. В 50-х годах отдел был сокращен до заместителя и помощника, затем до одного помощника, а с 60-х годов Главный штурман ВМФ уже руководил штурманской службой в единственном числе. Только в 1975 году Главнокомандующий ВМФ по докладу главного штурмана ВМФ принял решение о постепенном создании при нем аппарата в составе нескольких офицеров. Правда, "постепенное" создание такого аппарата затянулось на 20 лет, причем происходило в виде колебательного процесса: сначала вводили одну - две должности потом одну сокращали, затем опять вводили. И так происходило до 2000 года, когда командованием ВМФ принято новое решение о создании действительно работоспособного аппарата централизованного руководства штурманской службой ВМФ.
В системе руководства штурманскими службами на флотах, в объединениях и соединениях принципиальных изменений, после того как эти должности стали постоянно действующими в начале XX века, не происходило. Они возглавлялись флагманскими штурманами флотов, объединений, соединений, дивизионными штурманами, некоторые из них на флотах, флотилиях, в дивизиях, то имели, то не имели помощников, а дивизионные штурмана в большинстве дивизионов кораблей занимали совмещенные должности, именовавшиеся "начальник штаба дивизиона - дивизионный штурман" (нередко на эти должности назначались офицеры без штурманского образования). В 1975 г. главнокомандующий ВМФ принял решение о создании на флотах отделов кораблевождения, возглавляемых флагманскими штурманами флотов, и о подчинении их начальникам штабов флотов (ранее флагманские штурмана входили в состав УБП флотов). Проведены крупные мероприятия по упорядочению номенклатурной принадлежности ТСН и выведению из заведования штурманских боевых частей, некоторых несвойственных ей технических средств. Внесены соответствующие изменения в общие руководящие документы ВМФ и других специальных служб (Корабельный и Боевой уставы ВМФ, Тактические руководства, Правила подготовки радиотехнических и электромеханических служб ВМФ и др.). В течение последующих 20 лет численный состав отделов кораблевождения и их подчиненность изменялись несколько раз. В 1985 г. флагманские штурмана флотов были переименованы в Главных штурманов флотов.
Для иллюстрации круга деятельности главного штурмана ВМФ могут быть приведены его основные обязанности, как они толковались в 1943 году при введении этой должности.
Главный штурман ВМФ являлся старшим специалистом ВМФ, объединяющим руководство по вопросам штурманского дела в Наркомате ВМФ и на флотах (флотилиях). Ему в специальном отношении подчинялись флагманские штурмана флотов (флотилий) и начальник штурманского отделения Высших Специальных классов ВМФ. Он отвечал за состояние штурманской подготовки и кораблевождения на флотах и флотилиях. Ему представлялось право инспектирования штурманской службы и боевой подготовки кораблей и соединений ВМФ и дачи указаний при этом.
Главный штурман ВМФ обязывался быть в курсе материальной обеспеченности флотов (флотилий), соединений и кораблей средствами штурманского оборудования и снабжения. На него возлагались консультации по выбору штурманского оборудования кораблей, ему принадлежало право осведомляться о распределении табельного имущества по флотам (флотилиям) и кораблям.
Главный штурман ВМФ отвечал за правильную постановку обучения штурманов на Высших Специальных классах (ВСК) и был обязан консультировать штурманскую подготовку в ВМУЗах, имел право инспектировать штурманский отдел ВСК и проверять ВМУЗы. Он имел право самостоятельных сношений с начальниками Центральных управлений ВМФ и начальниками отделов ГМШ ВМФ по вопросам штурманской службы и техники.
Из этих общих обязанностей главного штурмана ВМФ вытекали многочисленные частные, на некоторые из которых необходимо указать. К ним относились:
руководство разработкой и усовершенствованием приемов кораблевождения для типовых случаев боевой обстановки, а также приемов использования в боевой обстановке средств штурманского оборудования и снабжения кораблей;
проверка организации штурманской службы, содержания и исправности штурманской техники;
учет достигнутых на флотах (флотилиях) результатов штурманской подготовки;
контроль за штурманской подготовкой частей и соединений ВВС ВМФ, представление на утверждение начальнику ГМШ ВМФ указаний по штурманской службе для ВВС ВМФ;
контроль за штурманской подготовкой военизированных судов Наркоматов;
учет и анализ аварий навигационного характера и разработка мероприятий по их предупреждению;
разработка приказов и директив Наркома ВМФ, циркуляров начальника ГМШ ВМФ и циркулярных указаний начальника УБП по вопросам штурманской подготовки и контроль за их выполнением;
изучение и качественный учет подготовленности флагманских штурманов и командиров БЧ-1 кораблей 1 ранга, представление заключений о назначениях флагманских штурманов флотов (флотилий) и крупных соединений;
организация и проведение совещаний и сборов штурманов ВМФ;
руководство разработкой правил штурманской службы, наставлений по кораблевождению и руководящих документов по штурманской подготовке;
учет опыта кораблевождения на кораблях ВМФ и опыта иностранных флотов и передача его флотам (флотилиям), ВСК, ВМА, ВМУЗ;
разработка опытовых учений по вопросам кораблевождения и использования средств штурманского оборудования кораблей и представление их на утверждение начальнику ГМШ ВМФ;
дача заключений на ТТЗ на проекты штурманского оборудования кораблей и на проекты норм, табелей, штатов, учебных пособий по штурманской специальности;
составление заданий ВМА и ВСК на исследование вопросов кораблевождения и представление их на утверждение начальнику ГМШ ВМФ;
контроль за деятельностью штурманских специалистов Управления подводного плавания и согласование с начальником УПП указаний по штурманской подготовке для подводных лодок и кораблей противолодочной обороны;
представление на утверждение начальнику ГМШ ВМФ проектов заданий Гидрографическому управлению и Научно-исследовательскому гидрографическо-штурманскому институту ВМФ на исследование вопросов кораблевождения, навигационного обеспечения флотов (флотилий) и методов использования средств штурманского оборудования;
консультирование организационно-строевого управления ВМФ по вопросам штурманской боевой организации и штатов кораблей и соединений ВМФ;
осуществление по указаниям начальника ГМШ ВМФ контроля за гидрометеообеспечением флотов (флотилий) и представление ему проектов заданий Управлению ГМС на гидрометеообеспечение деятельности флотов (флотилий) и на проведение исследований в этой области и др.
После 1943 года изменялись только формулировки обязанностей главного штурмана ВМФ, но содержание их либо оставалось прежним, либо наращивалось разного рода дополнениями.
Должность главного штурмана ВМФ выдержала испытание временем и опытом. Должности других главных специалистов вводились и упразднялись, а должность главного штурмана сохранялась. Это свидетельствует о понимании командованием ВМФ острой необходимости руководства штурманской службой из центра в современных условиях. Существует понимание, как отмечалось выше, и необходимости организационно-штатного совершенствования органов руководства ею.
Обязанности и ответственность должностных лиц кораблей, соединений и объединений, участвующих в решении задач штурманской службы излагались и излагаются в уставных документах ВМФ. Так, например, обязанности и ответственность командира корабля, его помощников и вахтенных офицеров (вахтенных начальников), командира соединения, его заместителя и начальника штаба, начиная с 1720 года по сей день излагались и излагаются в Морском уставе (1720 и 1853-1914 гг.), Уставе военного флота (1797 г.), Уставе внутренней службы на судах флота (1921 г.), Уставе корабельной службы РККФ (1925 г.), Корабельном уставе ВМС РККА (1932 г.), Корабельном уставе РК ВМФ СССР (1939 г.), Корабельном уставе ВМФ СССР (1943 г.), Корабельном уставе ВМС СССР (1951 г.), Корабельном уставе ВМФ СССР (1959 г., 1978 г.). В этих же уставах излагались обязанности и ответственность штурманов кораблей (кроме уставов 1925 г. и начиная с 1951 г.), боевое предназначение штурманских боевых частей и обязанности штурманов в бою (в уставах 1932 г., 1939 г. и 1943 г.), специальные обязанности флагманских штурманов (кроме уставов 1720 г. и начиная с 1921 г.). Однако единого документа устанавливающего организацию, регулирующего всю деятельность штурманской службы, до советского периода в истории российского флота не существовало. Известно, что одновременно с "Уставом внутренней службы на судах флота" были изданы "Правила артиллерийской службы", "Правила минной службы" и другие подобные документы, но "Правила штурманской службы" не появлялись. При разработке "Устава корабельной службы РККФ" Морской уставной комиссии была поручена разработка целого ряда частных уставов корабельной службы, в том числе "Устава штурманской службы на судах РККФ". Но работа над многими частными уставами не была завершена, в число незавершенных попал и "Устав штурманской службы...". Однако "Устав корабельной службы РККФ" 1926 г. примечателен тем, что в соответствии с ним специалисты-сигнальщики из штурманской службы были переданы в службу связи, а штурманские электрики из электротехнической и минной служб - в штурманскую службу. Согласно всем ранее действовавшим уставам штурмана помимо кораблевождения ведали на кораблях и сигналопроизводством.
После введения должности флагманского штурмана штаба РККФ работа над созданием организационно-методического документа для штурманской службы возобновилась. Она завершается изданием "Наставления по штурманской службе Военно-Морских Сил РККА", которое было введено в действие приказом Реввоенсовета СССР № 146 от 8 июня 1929 года. Наставление включало введение, три части, состоявшие из 13 глав и приложения. Во введении излагались назначение и задачи штурманской службы. Часть I называлась "Организация средств", ее главы - "Общие положения", "Подразделение постов службы", "Основные требования к размещению и оборудованию постов и помещений". Часть II "Организация службы" объединяла главы - "Использование и обслуживание средств", "Учебно-боевая подготовка", "Содержание материальной части". Часть III "Личный состав" имела семь глав: "Общие положения", излагавшие классификацию личного состава штурманской службы и нормы комплектования ими флотов, соединений, кораблей, "О флагманских штурманах", "О старших корабельных штурманах", "О младших штурманах", "О главных старшинах", "О старшинах", и "О специалистах рядового состава", раскрывавшие обязанности и ответственность всех специалистов штурманской службы от флагманских штурманов до корабельных специалистов. В приложении перечислялись отчетные (учетные) документы по штурманской части. Кстати, их в то время было всего семь, не считая формуляров немногочисленных технических средств и инвентарных описей приборов.
Приказом Народного Комиссара ВМФ от 29 августа 1938 года № 165 было введено новое "Наставление по штурманской службе кораблей РККФ". По сравнению с Наставлением 1929 г. оно претерпело незначительные изменения. Так из него исключены обязанности флагманского штурмана штаба флота, поскольку они определялись отныне "Положением о флагманских специалистах штабов флотов (флотилий)". Обязанности флагманских штурманов при подготовке к операции и по ведению прокладки за соединение излагались в "Наставлении по боевой службе штабов", введенном в действие в 1940 году. Отсутствовала в новом Наставлении и глава "Учебно-боевая подготовка", а приложения назывались "Отчетность" (в нем количество документов, ведущихся в штурманской боевой части увеличилось с семи до десяти) и "Инструкция для управления рулем на кораблях РККФ".
Начиная с 1952 года организационно-методические документы штурманской службы перерабатывались и издавались под общим названием "Правила", которые вводились в действие (утверждались) начальником Управления боевой подготовки ВМФ (заместителем главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке - начальником Боевой подготовки ВМФ). Это были Правила организации и подготовки штурманских боевых частей кораблей ВМФ, Правила организации штурманских боевых частей кораблей ВМФ, Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ.
В таблицах 3.3.1.1 и 3.3.1.2 приводятся выдержки из некоторых названных выше руководящих документов, характеризующих требования к командирам и штурманам кораблей по обеспечению навигационной безопасности плавания. В целях избежания многочисленных повторов в таблицу включены только те статьи документов различных лет издания, которые по сравнению с прежним либо были новыми, либо имели существенно измененное содержание и формулировки. В целом же эти требования на протяжении 300 лет принципиально не изменялись. Их изменения в большей степени касались введения дополнительных обязанностей командиров и штурманов, призванных способствовать реализации ими неизменных требований об ответственности за навигационную безопасность плавания кораблей.
Таблица 3.3.1.1
Уставы и Правила об ответственности командиров кораблей за навигационную безопасность плавания и их обязанностях по ее обеспечению.
Морской Устав, 1720 |
Устав Военного Флота, 1797 |
... во всем иметь опасение и крепкое сомнение, чтоб корабль был не поврежден во время кампании... (Книга 3, глава 1, статья 14) В путеплавании должен держать верный журнал своего курса, и в дальних плаваниях назначивать на карте места, брать высоту и смечать расстояние плаванное. Еще должен свидетельствовать всякого штюрмана в смечании ходу корабельного, выслушать их доводы и выбрать лучшее. (Книга 3, глава 1, статья 21) Ежели случится которому командиру корабля в такое место идти, где он никогда не бывал, а такое несчастье случится, что корабль разбит будет о камень, или о берег, или иной какой вред учинится, то он не повинен в том ответ дать, но лоцман или штюрман или кто из офицеров в том месте бывал и знает. (Книга 3, глава 1, статья 67) Если капитан или какой-нибудь офицер морской, командующий кораблем, потеряет свой корабль на море разбиением на камень, или на берег ..., повинен быть взят за арест. А ежели явится , что оная гибель сделалась его небрежением, и за то будет казнен смертью или сослан вечно в галерную работу, по важности вины смотря. Толкование Небрежение может толковаться надвое. Ежели о какой опасности станут ему говорить или оную видит сам, а ни во что поставит, или прочим сему подобным, якобы нарочно не смотря того, то за важное приемлется. Ежели ради лености какой и покою не досмотрит сам, а поверит и положится во всем на других, или иное тому подобное, то легче судится. (Книга 5, глава 4, статья 47) |
Капитан должен определять курс корабля, которого никто переменить не может без его приказания. (Часть 2, глава 1, статья 45) Должен смотреть как за штурманскими, так и за вахтенных офицеров журналами и, поверяя оные назначивать на карте место корабля, брать высоту солнца, а потому, нашед широту места, поверять счисление . (Часть 2, глава 1, статья 46) Если корабль будет в незнакомом месте и случится несчастье, что он разобьется о камни или станет на мель, того капитану в вину не полагать, потому что он не имея верного описания и карты, не мог предвидеть опасности, а тем паче, когда вся возможная предосторожность с его стороны соблюдена будет, какая требуется в неизвестных морях от искусства офицера. (Часть 2, глава 1, статья 77) |
Морской Устав, 1853 |
Корабельный Устав, 1939 |
Командир определяет курс корабля и отвечает за безопасность оного. Никто без его разрешения не имеет права изменять назначенного им курса, исключая особенно важных случаев (имеется в виду изменение курса вахтенным начальником при внезапном обнаружении опасности: мели, встречного корабля и др. Это положение как обязанность вахтенного начальника имелась и в двух предыдущих уставах, но оно отсутствовало в обязанностях командира корабля – авт.). (Раздел 3, глава 1, статья 249) Командир наблюдает за путесчислением корабля и отвечает за оные. Для сего он смотрит, чтобы счисление и астрономические наблюдения производились со всевозможной исправностью и, получая каждодневно выводы оных, лично удостоверяется в их верности. (Раздел 3, глава 1, статья 250) В эскадре командир плавает по курсу, назначенному флагманом, и особенно печется о сохранении своего места в ордере, но наблюдает притом, чтобы счисление и астрономические наблюдения производились как бы в отдельном плавании, дабы всегда знать место своего корабля. Если командир убедится, что курс ведет к опасности, или оная будет внезапно усмотрена с корабля, то немедленно извещает о том флагмана сигналом, а сам принимает необходимые меры для избежания опасности, не дожидаясь ответа флагмана. (Раздел 3, глава 1, статья 251) |
Командир корабля всегда отвечает за безопасность кораблевождения и управления маневрами корабля, даже при плавании в соединении или нахождении на корабле высшего начальника. (Отдел 6, глава 14, статья 337) Безопасность кораблевождения командир корабля не имеет права строить только на доверии к штурманской части. Обязанность командира корабля путем систематического контроля навигационных расчетов предупреждать тяжелые последствия, могущие явиться результатом промахов штурманской части. (Отдел 6, глава 14, статья 339)
|
Корабельный устав, 1951 |
Корабельный Устав, 1959 |
В отдельном плавании командир корабля назначает курс и ход корабля и во всех случаях (плавание в составе соединения и пр.) полностью отвечает за навигационную безопасность плавания корабля, следя за тем, чтобы путеисчисление производилось со строгим соблюдением всех требований штурманской службы . (Статья 56) |
Командир корабля отвечает за безопасность кораблевождения и маневрирования корабля… . (Статья 140) Командир корабля в целях безопасности плавания корабля обязан руководствоваться не только своим опытом, знанием военно-морского театра и данными штурманской боевой части и технических средств наблюдения, но и систематическими личными определениями места корабля. (Статья 141) Во всех случаях, в том числе и при плавании в составе соединения, он отвечает за точное соблюдение Правил предупреждений столкновения судов в море и навигационную безопасность корабля . (Статья 142) |
Правила организации и подготовки штурманских боевых частей кораблей ВМФ, 1963 |
Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ, 1983 |
Контроль действий штурмана и личного состава штурманской боевой части командир корабля должен осуществлять путем систематических проверок состояния штурманской службы на корабле и производстве личных наблюдений и расчетов. Свое внимание он обязан обращать главным образом: на своевременность и высокое качество определения маневренных элементов корабля и поправок штурманских приборов; тщательность и полноту проработки маршрута похода, соответствие предварительной прокладки задачам выхода корабля в море и требованиям по обеспечению навигационной безопасности; личное определение места корабля на походе не реже одного раза в сутки и, кроме того, при подходе к берегу и перед проходом узкости, а в случае отсутствия возможностей для определений - проверку навигационной прокладки штурмана и утверждение счислимого места ... ( Статья 67) |
В походе командир корабля руководит штурманской службой…: а) управляет маневрами корабля и направляет его движение по назначенном у маршруту на основании навигационных расчетов, выполненных штурманом или лично; б) регулярно лично определяет место корабля в целях контроля за деятельностью БЧ-1 и исключения возможных промахов штурмана; при длительном отсутствии возможностей для определения места, но не реже двух раз в сутки, проверяет счисление и утверждает счислимое место корабля; в) проверяет соответствие фактической периодичности обсерваций, утвержденной им, и использование штурманом для определения наиболее точных и разнородных способов и средств…; г) требует от штурмана докладов по выполнению обсерваций... и их точности, о результатах анализа причин возникновения невязок, ...об отклонении корабля от назначенного маршрута и графика движения..., о контроле за поправками... технических средств навигации, о работе средств навигационного оборудования района плавания; д) требует от вахтенных офицеров, БИП, операторов БИУС выполнения функций по обеспечению безопасности корабля...; ж) при малейшем сомнении...в точности знания места корабля или безопасности избранного курса принимает меры, предусмотренные... руководящими документами и хорошей морской практикой; продолжает движение по маршруту только при полной ясности навигационной обстановки; з) при получении в море новой задачи, связанной с изменением маршрута похода, требует от штурмана выполнения навигационных расчетов, разработки предварительной прокладки... и тщательно лично изучает район выполнения полученной задачи; к) требует от штурмана доклада о точности вырабатываемых навигационных данных заданным требованиям...; (Статья 205) |
Таблица 3.3.1.2
Уставы и Наставления (Правила) по организации штурманской службы об ответственности корабельных штурманов за навигационную безопасность плавания.
Морской Устав, 1720 |
Устав Военного Флота, 1797 |
Ежели которому кораблю случится идти в такой путь, что офицеры оному не сведомы, а штюрман возьмется, что в тот путь он может без опасности идти; а кораблю в том пути случится какое бедство, или и весьма пропадет, или пройти не возможет к назначенному месту, тогда тому штюрману надлежит учинить штраф смертный, или ссылкой на каторгу, по важности дела смотря в суде. А ежели капитан прикажет штюрману в такие места идти, где он подлинно ведает, что от мелей или каменья есть опасность, то он повинен о том капитану заранее объявить и смело о том говорить. А ежели за время того не объявит и корабль от того бедствие терпеть будет, или пропадет, то не будет его оборонять указ капитанский, но повинен тому, как выше писано. (Книга 3, глава 1, статья 22) |
Вести ежедневную записку или журнал.., где имеют плавание, какие корабли или суда во флоте; ежечасно записывать курс, силу и сторону откуда дует ветер, какие несет паруса, дрейф, узлы, каждые сутки делать счисление и записывать в особливой табличке, где означать проплытое расстояние, суточный румб, плавание, в какой стороне и в каком расстоянии ближние земли; при том, когда есть возможность, брать обсервацию, находить по ней широту места и склонение компаса, и все оное записывать в журнал. (Часть 2, глава 8, статья 6) Каждую вахту или каждые 4 часа должен делать счисление, положить на карту место корабля и доносить о том самому капитану. (Часть 2, глава 8, статья 8) Ежели капитан корабля велит идти в таковое место, где очевидная для корабля может быть опасность, то штурман обязан о том смело предлагать капитану. (Часть 2, глава 8, статья 14) |
Морской Устав, 1853 |
Морской Устав, 1879 |
Старший штурман есть непосредственный помощник командира по кораблевождению и путесчислению корабля. Он отвечает за верность всех данных по сим предметам, представляемых им командиру. (Статья 438) Старший из штурманских офицеров и вахтенный штурман обязаны предварять командира о каждой опасности на пути или поблизости к оному; в случаех же требующих немедленного действия для избежания подобной опасности, они тотчас предупреждают о том вахтенного начальника. (Статья 446) |
При назначении курса корабля командиром, старший штурман обязан представлять ему свои соображения и, в случае не принятия оных, имеет право немедленно подать командиру рапорт с подробным изложением своих доводов, о чем записывается в вахтенный журнал. (Статья 393) |
Устав внутренней службы на судах, 1921 |
Наставление по штурманской службе, 1929 |
Старший штурман, неся в полной мере ответственность за безопасность в навигационном отношении плавания корабля, лично ведет дело кораблевождения. (Статья 167) В том случае, если распоряжения командира в навигационном отношении ведут к опасности, он должен доложить об этом командиру, предоставив ему свои соображения по этому вопросу. Если командир не сочтет нужным принять во внимание доклад старшего штурмана, то этот последний просит распоряжения командира о внесении случая в вахтенный журнал. (Статья 201) |
Старший корабельный штурман... несет единоличную ответственность по кругу обязанностей, возложенных… лично на него, в части кораблевождения и маневрирования. (Статья 133) Обязанности на походе . Знать в каждый данный момент: а) место корабля с точностью, обеспечивающей безопасность кораблевождения и выполнения кораблем поставленных ему в походе задач; б) навигационные условия плавания корабля. (Статья 179) Пределы ответственности старшего корабельного штурмана в некоторых вопросах, связанных с безопасностью кораблевождения, определяются применительно к статье 93 (см. ниже – авт.). (Статья 135) В тех случаях, когда: а) состояние компасов настолько неудовлетворительно, что это может угрожать опасностью для кораблевождения; б) нет необходимых пособий для плавания (карт, лоций и т.д.) или если эти пособия настолько устарели, что не могут быть использованы для целей мореплавания; в) навигационные условия плавания не обеспечивают безопасность кораблевождения; г) намечаемый район плавания в гидрографическом отношении является недостаточно обследованным и огражденным; д) избранный флагманом курс ведет к опасности, - флагманский штурман обязан доложить свои соображения флагману. Если представленные им доводы не будут приняты флагманом во внимание, занести свое мнение в вахтенный журнал, поставив последнего об этом в известность и принимая все зависящие от него меры для достижения наибольшей, при указанных условиях, безопасности кораблевождения. В подобных случаях за последствия принятого флагманом решения флагманский штурман ответственности не несет. (Статья 93, обязанности флагманского штурмана) |
Корабельный Устав, 1939 |
Правила организации штурманской службы, 1963 |
Командир штурманской части является непосредственным помощником командира корабля по вопросам кораблевождения. Это налагает на него величайшую и безоговорочную ответственность за тщательность и точность своих навигационных наблюдений и аккуратность всех расчетов. (Статья 340) |
Командир штурманской боевой части является непосредственным помощником командира корабля в вопросах кораблевождения. Он несет ответственность: а) за постоянную готовность штурманской боевой части к решению задач по безаварийному плаванию в любых навигационных условиях и боевое маневрирование при использовании оружия своего корабля... (Статья 61) |
Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ, 1983 |
Командир БЧ-1 - штурман является непосредственным помощником командира корабля по вопросам навигации и несет ответственность за точность следования корабля назначенным маршрутом и его безопасность от посадки на мель, за соблюдение правил плавания в навигационном отношении и точность выработки навигационных и измерения гидрометеорологических данных, необходимых для применения оружия. (Статья 6) ... Если доклад штурмана о сомнениях в месте и его предложения по обеспечению навигационной безопасности корабля, предотвращению аварии или нарушения правил не будут приняты во внимание, он должен сделать запись об этом в навигационном журнале, доложить о своих действиях командиру корабля и продолжать принимать все предусмотренные настоящими Правилами и другими документами меры для обеспечения безопасности корабля и соблюдения правил плавания. (Статья 133) |
Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что первым лицом, ответственным за навигационную безопасность плавания корабля всегда был его командир, а при плавании соединения кораблей - командир соединения. Не случайно именно командир является руководителем штурманской службы на своем корабле, именно поэтому его нередко называют "первым штурманом" корабля.
Рассматривая вопрос о пределах ответственности штурмана и штурманской боевой части нельзя не затронуть современную проблему боевой прокладки или, другими словами, тактического помощника командира корабля.
История этой проблемы длинна. До тех пор пока в начале ХХ века не был введен в состав корабельных документов навигационный журнал, на штурманов возлагалось ведение вахтенного (шканечного, корабельного) журнала, причем, помимо навигационных и гидрометеорологических элементов, в него вносились подробные сведения об обстановке в районе плавания или боя корабля, характеризующие положение и действия наблюдаемых кораблей своего флота, других флотов и противника.
В Морском Уставе 1885 года было добавлено: "На штурманских офицеров или флотских офицеров, их заменяющих, во время боя возлагается обязанность возможно чаще определять расстояние до неприятеля, а для приобретения в этом навыка, они должны упражняться возможно чаще и при всякой практической стрельбе в цель из орудий". Таким образом, за штурманами закреплялось дополнительная обязанность в части оценки обстановки.
В "Уставе внутренней службы на судах флота" о старшем корабельном штурмане было сказано: "Он является также помощником командира корабля по оперативной и мобилизационной частям… после каждого практического маневрирования представляет командиру подробно вычерченную схему". Таким образом, появились еще два дополнения обязанностей штурмана. Под оперативной частью имеется в виду, видимо, тактическая.
В "Наставлении по штурманской службе Военно-Морских Сил РККА" 1929 года назначение штурманской службы корабля было определено следующим образом:
"а) в соответствии с условиями плавания и поставленными кораблю (соединению) задачами - обеспечение командования наиболее полными навигационными данными, необходимыми для управления кораблем (соединением) в части кораблевождения и маневрирования;
б) осуществление по заданию командования кораблевождения способами, гарантирующими наибольшую безопасность плавания;
в) техническое выполнение тактического маневрирования."
Под техническим выполнением маневрирования понималось выполнение штурманом необходимых расчетов по маневрированию и осуществление маневра путем личного командования рулем.
В этом Наставлении впервые появляется официально понятие "боевая прокладка", правда без определения его содержания. Наставление составлялось, исходя из линкоровской организации, поэтому в нем расписывались обязанности одного старшего и трех младших штурманов. Вот эти обязанности: " Старший корабельный штурман обязан: ...Лично вести прокладку корабля, получая необходимые данные:
а) счисления пути корабля и поражаемого противника - от младшего штурмана, находящегося в центральном посту службы;
б) о расположении противника и своих морских сил - от корабельного связиста;
в) обсервации путем личных наблюдений, по мере необходимости и возможности, а также от младшего штурмана находящегося в запасном боевом посту...
Младшие штурмана обязаны: первый..., находясь в центральном посту службы вести боевую прокладку на основании данных, получаемых от расположенных в посту приборов и от старшего штурмана. Второй..., находясь в запасном боевом посту (боевой рубке), вести прокладку аналогичную прокладке старшего штурмана..., а также, по мере возможности и необходимости, получая обсервации путем личных наблюдений; периодически докладывать обсервованные места старшему штурману. Третий..., находясь... при старшем штурмане вести прокладку пути корабля и противника..." Дальше повторялось содержание обязанностей старшего штурмана. Очевидно, что все это было неприменимо даже на крейсерах, где могло быть по два штурмана, не говоря о других классах кораблей.
В Наставлении по штурманской службе кораблей РККФ 1938 года и Корабельном Уставе РК ВМФ СССР 1939 года меняются приоритеты при определении назначения штурманской службы:
"а) производство всех необходимых для боевого маневрирования корабля расчетов;
б) техническое выполнение маневров корабля;
в) обеспечение навигационной безопасности плавания..."
Как видим, если ранее шла речь о надежном обеспечении навигационной безопасности путем обсервации "по мере возможности и необходимости", то теперь обеспечение навигационной безопасности вообще переместилось на третье место при определении назначения штурманской боевой части.
Правда, появилось и понимание создавшегося противоречия между необходимостью ведения штурманом карты обстановки, производства расчетов боевого маневрирования (и тактического при плавании в составе соединения) и обеспечения навигационной безопасности (а при действиях вблизи своих минных заграждений еще и минной безопасности). Поэтому в Корабельном Уставе РК ВМФ СССР 1939 года появились также статьи: " 49. Старший помощник командира корабля в бою оказывает командиру корабля помощь в назначении и оценке обстановки... 51. При сборе и обработке сведений об обстановке... должен всегда иметь в виду три основных элемента: а) сведения о противнике; б) место своего корабля; в) состояние частей своего корабля... 52. В соответствии с изложенным предыдущей статье... в бою обязан: а) лично наблюдать за обстановкой... б) вести оперативную карту.
Заметим, что указанное противоречие в деятельности штурманской боевой части было отмечено раньше. Еще в 1925 году в "Морском сборнике" появились статьи, в которых выдвигалось предложение о введении на кораблях должности "тактического помощника командира", призванного помогать командиру корабля в решении тактических задач путем ведения карты обстановки, ее анализа и выработки предложений о целесообразных действиях, расчетов маневрирования.
Однако, выраженное Корабельным Уставом 1939 года понимание указанного выше опасного противоречия в обязанностях, возлагаемых на штурманские боевые части, не привело к его разрешению ни документально (статья 49 хороша только для линкора и, может быть, для крейсера), ни на практике. И уже в Корабельном Уставе ВМФ СССР 1943 года даже такое неполное выражение понимания проблемы не нашло себе места.
В 1945 году были введены в действие "Правила штурманской службы - боевая прокладка и навигационная информация (ПШС № В-3)" , которые определили, что боевая прокладка состоит из следующих элементов: ведение маневренной карточки, прокладка пути своего корабля, прокладка пути противника, определение элементов движения противника. Вскользь говорилось и о том, что иногда надо иметь на карте место своего флагмана (забыли, правда, о необходимости наносить места и других следующих совместно кораблей соединения). Но и этот документ был составлен для линкоров и крейсеров, а изложенная в нем методика ведения боевой прокладки была хороша, пожалуй, для учебного кабинета, но не для ГКП корабля, а тем более не для боя. Не случайно, видимо, в ежегодно подводившихся на страницах Бюллетеня боевой подготовки итогах штурманской подготовки в ВМФ в качестве одного из важнейших недостатков отмечалось слабое освоение штурманами задач маневрирования, решение которых, собственно, основано на данных боевой прокладки, а позднее оно вошло в понятие боевая прокладка.
Речь идет о руководстве штурманским делом, а не только штурманской подготовкой; содержание понятия "штурманское дело" становится ясным из дальнейшего изложения обязанностей главного штурмана ВМФ.
Под кораблевождением здесь понимается решение навигационных задач и задач боевого маневрирования.
В период существования в составе центральных органов ВМФ Управления Подводного плавания в 1943 - 1945 гг. в его штат входил старший штурман подводного плавания, а в 1954 - 1960 гг. - главный штурман подводного плавания.
Попытки создания таких правил предпринимались Постоянной Штурманской комиссией с 1932 г., но успеха не имели, да и не могли иметь. Нужен был специальный орган для этого.
- Руководство штурманской службой до 1857 года
- Руководство штурманской службой с 1857 по 1917 гг.
- Руководство штурманской службой с 1917 по 1952 гг.
- Руководство штурманской службой с 1952 г. по настоящее время