Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы флота России

Руководство Штурманской службой Военно-Морского флота.

Руководство штурманской службой до 1857 года

Рассмотрим историю развития системы должностных лиц и органов, осуществлявших и осуществляющих руководство штурманской службой ВМФ, а также их функций и задач по руководству. Понятно, что речь идет о руководстве штурманской службой в специальном отношении, а также помощи, оказываемой должностными лицами и органами руководства штурманской службой командованию всех уровней в решении общих задач ВМФ.

В последние годы в Российском ВМФ сложилась стройная, хотя не вполне оптимальная по структуре и функциям, система руководства штурманской службой в специальном отношении. Ее возглавляет главный штурман ВМФ с немногочисленным аппаратом, штурманские службы штабов флотов во главе с главными штурманами флотов, флагманские штурмана флотилий и эскадр с помощниками, флагманские штурмана военно-морских баз, дивизий, бригад, дивизионные штурмана. Все должностные лица и органы руководства штурманской службой подчинены соответствующим начальникам штабов. Непосредственно на кораблях, руководителями штурманской службы являются командиры кораблей.

Понятие "штурманская служба" имеет два толкования. Во-первых, штурманская служба - это структурный элемент ВМФ, включающий в свой состав штурманские боевые части кораблей, флагманских штурманов, их помощников, специалистов - инструкторов штабов, названных выше уровней, а также учебные кабинеты со специалистами-инструкторами, штурманские службы флотов с главными штурманами во главе, главного штурмана ВМФ с аппаратом, предназначенным для решения возложенных на нее специальных задач. Во-вторых, штурманская служба - это деятельность, заключающаяся в решении навигационных задач кораблевождения, выработке навигационных и измерения гидрометеорологических данных необходимых для точного и безопасного плавания, а также для ведения боевых действий. На кораблях в решении задач штурманской службы участвуют командиры кораблей и их помощники, штурманские боевые части, радиотехнические боевые части и вахтенные офицеры, а в соединениях и объединениях - их командиры (командующие), их заместители и начальники штабов, флагманские специалисты штурманской и радиотехнической служб и оперативные дежурные командных пунктов, а на флотах и в центре – соответствующие Главные штурмана.

Основными функциями или, точнее, направлениями деятельности по руководству штурманской службой ВМФ являются:

•  Определение (уточнение) задач штурманской службы на кораблях, обязанностей и ответственности должностных лиц, участвующих в решении задач штурманской службы на кораблях, в соединениях и объединениях ВМФ.

•  Определение (уточнение) организационно-штатной структуры штурманской службы кораблей, соединений, объединений ВМФ.

•  Организация и проведение специальной подготовки личного состава штурманских боевых частей и руководящего состава штурманской службы соединений и объединений.

•  Организация и проведение штурманской подготовки командиров кораблей, их помощников и офицеров, привлекаемых к несению ходовой вахты (корабельной и в боевых информационных постах и центрах) на кораблях, в соединениях и объединениях.

•  Участие в организации и проведении первоначального и дополнительного обучения личного состава всех категорий штурманских специальностей, штурманской подготовке курсантов нештурманских специальностей, дополнительной (межпоходовой) подготовке командиров кораблей, их помощников и офицеров, привлекаемых к несению ходовой вахты, в учебных заведениях и частях, в том числе на корабельной практике и стажировке.

•  Контроль за качеством решения навигационных и навигационно-тактических задач кораблевождения на флотах, изучение, обобщение и рассмотрение передового опыта в этой области.

•  Участие в подборе офицеров для назначения на должности руководящего состава штурманской службы, в подборе кандидатов для обучения в Военно-Морской академии и ВСОК и распределении ее выпускников на должности.

•  Разработка и внедрение мероприятий для обеспечения навигационной безопасности плавания кораблей ВМФ.

•  Участие в разработке, испытаниях и освоении новых технических средств навигации, в планировании снабжения ими флотов, в планировании развития средств и способов и в организации выполнения навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения боевой и повседневной деятельности флотов.

Основными методами руководства штурманской службой ВМФ являются разработка, организация разработки, участие в разработке руководящих документов, организующих ее деятельность и обеспечение ее деятельности, организация внедрения требований этих документов и контроль за их исполнением.

Но так было не всегда. До 1797 года никаких специальных органов руководства штурманской службой в российском флоте не существовало. И это несмотря на то, что, помимо Балтийского флота (с 1702 г.), в России существовали с 1693 года Беломорская флотилия, в 1697 - 1711 гг. Азовский флот, с 1701 г. Каспийская флотилия, с 1731 г. Охотская флотилия (позднее называлась Петропавловской и Сибирской), в 1733 - 1739 гг. Донская флотилия, в 1768 - 1783 гг. Азовская флотилия, в 1737 - 1739 гг. Днепровская (Бугская) флотилия, с 1771 г. Дунайская флотилия, с 1783 г. Черноморский флот.

Все текущие и перспективные вопросы, относившиеся к штурманской службе (а они были, пожалуй, такими же, как перечисленные выше для нашего времени), решались лично российскими императорами (императрицами), назначенными ими высшими флотскими руководителями и органами военно-морского управления, предшествовавшими Морскому министерству: Володимирским судным приказом (1696 - 1698 гг.), воинским морским и адмиралтейским приказами (1698 - 1712 гг.), адмиралтейской и воинского морского флота канцеляриями (1712 - 1718 гг.), адмиралтейской коллегией (1718 - 1802 гг.). В составе этих органов управления имелись подразделения, носившие в разные периоды времени общее название контор и экспедиций, которые ведали всем личным составом флота, назначениями, награждениями, материальным, денежным, вещевым и продовольственным обеспечением, увольнением от службы, инспектированием команд.

Иногда считают прообразом первого в истории российского ВМФ руководителя штурманской службы - флагманского штурмана, так называемого "капитана над штурманами", являвшегося должностным лицом адмиралтейской коллегии. Однако это должностное лицо имело в соответствии с обязанностями согласно "Регламенту Морскому..." Петра I кроме прочих и обязанности по руководству гидрографической и лоцманской службами. В подтверждение сказанного приводится выдержка из "Регламента Морского...":

"Глава седьмая. О должности капитана над штурманами.

1. Капитану над штурманами вымеривать и осматривать фарватер даже до Варивалдай, всегда в осмотрении иметь и бакантоны ставить. Он же должен от Варивалдай даже до Дагер-Орта посылать своих офицеров со Штурманами и учениками, дабы непрестанно сей опасный фарватер меряли во все лето и где найдут какие мели исправно на карту ставили. Также и в прочих Российских гаванях, где ему определено будет, для смотра фарватеров посылать Штурманов и учеников. Он же должен иметь довольное число лоцманов во всех Российских пристанях в Синус Финикус (Финском заливе), где сколько пристойно, для провожания кораблей и ставления баканов, и в том всякое попечение иметь и ответ держать".

Соответствующая глава в "...Регламенте о управлении адмиралтейств и флотов" Екатерины II прямо называется: "О посылке из Коллегии для осматривания в фарватерах и рейдах мелей и состояния глубины в море капитана над штурманами".

Первая известная попытка централизации руководства штурманской службой была предпринята в царствование императора Павла I. В соответствии с утвержденным им в 1797 году Уставом Военного Флота в составе штаба главноначальствующего над флотом (в данном случае императора) вводилась должность Профессора Астрономии и Навигации, которому в главе XIII Устава посвящены пять пунктов:

•  "Профессор должен быть на корабле главного предводителя.

•  Должен брать обсервации и делать астрономические наблюдения, поверять счисления и каждые сутки на открытых морях посредством сигнала извещать Флот о пункте бытия корабля его на карте, то есть в какой ширине (широте – авт.) и длине (долготе – авт.) оный по его счислении и обсервации находится.

•  Смотрит и учит находящихся во флоте гардемаринов и имеет начальство над всеми штурманами , которые обязаны ему сообщать как о всем счислении так и о всех наблюдениях.

•  Примечает и делает наблюдения о приливах, отливах, перемене магнитной стрелки и тому подобное.

•  Замечает входы в гавани, рейды и со штурманами обязан описывать оные, когда время и обстоятельства то исполнить позволят.

•  По окончании кампании им веденные записки отсылаются в Адмиралтейств-Коллегию".

Детали деятельности Профессора Астрономии и Навигации до настоящего времени не исследованы. К тому же павловским Уставом Военного Флота по сведениям историков Российский флот фактически не руководствовался. Да и должность эта, как видно, была не постоянной, речь шла в уставе о походном штабе Императора.

Следующая попытка создания центрального органа руководства штурманской службой была осуществлена в 1804 году, когда Комитет Образования Флота в своем докладе Александру I представил предложения по устройству штурманской части во флоте, которые были утверждены императором 10 (22) февраля 1804 года. В утвержденном докладе, в частности, говорилось: "...для достижения в наибольшей степени усовершения путесчислительной части Комитет за полезное признает вместе с училищем (имеется в виду Кронштадтское штурманское училище, по черноморскому сведений нет – авт.) подчинить одному Начальству всех вообще Штурманов и их помощников, хотя бы оные и в разных портах находились, коему также по приличности в ведение над лоцией поручить и на сей конец предоставить в распоряжение его лоц-галиоты и другие суда, для промеров и постановления вех и бакенов употребляемые".

Все такие предложения основаны на следующих причинах и соединении выгод службы с частными:

•  Штурманские чины, не быв до сего подчинены единому особому начальству, расписывались в Коллегии по дивизиям и судам без надлежащего разбора. По окончании же кампании до другой весны оставались большей частью ничем не занятыми; а понеже чины сии… ведут журналы и приноравливают к качествам каждого корабля со стороны лучшей верности в счислении пути, для того весьма нужно, чтобы то самое Начальство, которое их воспитывает и узнает каждого из них в особенности еще с малолетства, распоряжая ими и при выпуске из Училища, делало им испытания при удостоениях к производству также расписания (по кораблям, в экспедиции - авт.) и в командировки имея притом в виду сии два правила: во-первых, чтобы они как можно менее и реже переменяемы были с тех кораблей, с которыми уже ознакомились; во-вторых, чтобы при расписании соблюдаемо было в искусстве и способностях их возможное уравнение, и к важнейшим экспедициям назначаемы были искуснейшие люди.

•  Ежели таким образом общая зависимость их от того самого Начальства, которое и над Училищем учреждается, законом поставлена будет, то, во-первых, все те из них, кои, получа выпуск на флот, пожелали бы для усовершенствования себя в какой-либо науке, будут… иметь свободный вход в классы для слушания лекций, а также невозбранно пользоваться библиотекой и инструментами, в Училище к заведению предполагаемыми, чего по не имуществу своему иными средствами, при всем рвении к наукам, достигать не могут; во-вторых, ежели бы для содействия в преподавании учащимся наук Начальство за нужное находило употреблять часть способнейших из штурманов или их помощников, то распоряжая всеми ими по своей власти и усмотрению и через то имея всегдашнюю удобность познать их качества, поведение и способности, тем безошибочнее производить может выбор достойнейших из них к образованию юношества.

•  С отдачей судов, для лоции употребляемых, в ведение сего начальства последует первая та выгода, что вехи и маяки исправнее содержимы и за чистотой фарватеров точнейшее наблюдение прилагаемо будет; во-вторых, дадутся Училищу способы посылать на них всякое лето возрастнейших и в науках более успевающих учеников для приучения их к должности на практике исподволь…. Самое же Начальство Училищное Комитет за полезное признает поставить в таком образе, чтобы дела и распорядки некоторую важность в себе заключающие, не одним лицом, а совместного рассмотрения нескольких чиновников проводимы быть могли. Для сего нужно, чтобы Директор вместе с полагаемым по штату инспектором, двумя смотрителями и одним старшим Учителем составили Комитет (Училища), в который собираясь один раз в неделю, располагали бы всеми как до Училища, так до служащих вообще по флоту Штурманских чинов и до лоции относящимися важнейшими делами, не только по учебной и исполнительной, но и по экономической частям…."

К сожалению, пока не обнаружены сведения о том, как на практике функционировала утвержденная Александром I система руководства штурманской службой со стороны начальника штурманского училища (или начальников штурманских училищ - Балтийского и Черноморского флотов), хотя известно, что эта система сохранялась до 1857 г.

- Руководство штурманской службой с 1857 по 1917 гг.

- Руководство штурманской службой с 1917 по 1952 гг.

- Руководство штурманской службой с 1952 г. по настоящее время

- Руководство штурманской службой в настоящее время

В начало раздела "Руководство штурманской службой ВМФ"

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom