Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы флота России

Кризис штурманского дела. Реформы 1802-1804 гг. Изменения в прохождении службы штурманскими чинами в первой половине ХIХ века

К началу ХIХ в. задача обеспечения русского флота штурманами не была решена. В 1802 г. было учреждено Министерство морских сил, при котором сформирован Комитет образования флота - совещательный орган для проведения реформ Морского ведомства России. Наряду с вопросами улучшения отечественного кораблестроения, оборудования гаваней и портов он занимался реорганизацией штурманской службы и военно-морского базирования. За время длительной стоянки флота после русско-шведской войны было отмечено, что "штурманское дело из-за недостаточного содержания и до крайности стесненное производство их в чины доведено до такого упадка, что добрые путеисчислители во флоте совсем почти перевелись". В штурманском деле наблюдался кризис, необходимо было проводить большие изменения. Этому был посвящен доклад специальной комиссии Александру I от 26 января 1804 г. "О новом положении штурманских чинов во Флоте и воспитанников в Училище по сей части".

В докладе было отмечено, что на флоте большое число штурманских должностей (на Балтийском флоте по штату полагалось иметь 464 штурмана и подштурмана), в Кронштадтском штурманском училище до 800 воспитанников, а на два флота (Балтийский и Черноморский) предусмотрено всего 5 штаб-офицерских (штурманов VIII класса) вакансий для штурманов, что ограничивало их служебный рост. Это приводило к мнению об отсутствии перспективы службы по штурманской специальности. На любом 100-пушечном линейном корабле было по 3 штурмана и 3 подштурмана. Наличие трех должностных лиц, которые делили между собой ответственность за навигационную безопасность в равной степени, могло привести к серьезным ошибкам, приводило к снижению качества счисления. Число учеников в училищах не соответствовало количеству должностей подштурманов, а средств, выделяемых на содержание такого количества воспитанников, не хватало. Штурманские чины на флоте получали низкое жалование.

Поэтому составители доклада предложили:

•  сократить число штурманских должностей на Балтийском флоте с 464 до 222, оставив на кораблях по 1 штурману с 2-3 помощниками;

•  число учеников в Балтийском штурманском училище уменьшить до 250 человек, а вырученные средства направить на улучшение материально-бытовых условий для воспитанников;

•  на всех 100-пушечных линейных кораблях штурманам иметь штаб-офицерский чин (штурман VIII класса);

•  производить штурманов из чина в чин по экзамену, а в прочие классы – по старшинству; ускорить чинопроизводство; возродить производство штурманов в морские офицеры;

•  повысить жалование штурманским чинам (штурманам до 530-300 рублей, штурманским помощникам до 225-120 рублей в год).

В обязанности штурмана по обеспечению безопасности плавания вменялось.

•  В начале кампании при вооружении корабля:

•  принимать в порту штурманское имущество, предусмотренное табелем (компасы - 8 шт., магниты для намагничивания компасных стрелок, песочные часы - 10 шт., лаги, лоты и проч.);

•  иметь личные: угломерные инструменты (градшток, квадрант, ноктурнал и циркули), атлас карт, лоции, таблицы и др. пособия.

•  Перед походом:

•  проверить состояние рулевого устройства, правильность работы компасов и песочных часов;

•  произвести разбивку лагов и лотов;

•  проверить отсутствие вблизи компасов железных предметов.

•  Во время плавания:

•  вести счисление пути корабля;

•  при возможности астрономических наблюдений определять широту места и поправку компаса;

•  ежесуточно в 12 часов дня рассчитывать координаты места корабля и наносить их на карту;

•  при подходе к берегу опознать берег и определить место корабля по береговым ориентирам;

•  обо всех возможных навигационных опасностях предупреждать командира корабля;

•  при обнаружении неизвестных ранее мелей, рифов и других навигационных опасностей определить их место и нанести на карту.

•  При постановке на якорь:

•  определить время отдачи якоря путем фиксации момента, когда корабль получит задний ход;

•  следить за дрейфом во время стоянки.

•  По возвращении из похода:

•  сдать навигационный журнал капитану над штюрманами" для освидетельствования в консилии.

По существующему тогда порядку все находившиеся на корабле штурманы разделялись на 3 вахты, и каждая из них в свою очередь вела шканечный (вахтенный) журнал и делала вычисления независимо одна от другой. Случалось, что при одинаковых в действительности данных результаты вычислений разных вахт получались различные. Для ведения наиболее верных вычислений было учреждено на каждом судне иметь одного старшего штурмана, отвечающего за точность счисления пути и работу трех подчиненных ему помощников, чередующихся повахтенно. С учреждением старших штурманов лучшим из них открылась возможность достижения более высоких чинов и, кроме того, в награду отлично служащих разрешено по представлению командиров судов и флагманов, переводить во флотские офицеры.

В докладе был поставлен вопрос о создании на флоте штурманской службы на постоянной основе, а до создания таковой вопросы кадровых перемещений штурманских чинов и другие специальные вопросы решать руководству штурманских училищ. "Штурманские чины, не быв до сего подчинены одному особому Начальству, расписывались в Коллегии по дивизиям и судам без надлежащего разбору. По окончании же кампании до другой весны оставались большею частью ничем не занятыми, а понеже чины сии… вообще в нагрузке судов немалое имеют участие, ведут журналы и приноравливают к качествам каждого корабля, со стороны лучшей верности в счислении пути, для того весьма нужно, чтобы то самое Начальство, которое их воспитывает и которое узнает каждого из них в особенности еще с малолетства распоряжая ими и по выпуску из училища, делала им испытания при удостоениях к производству, также расписания и все командировки, имея при том в виду сии два правила: во-первых, чтобы они сколько можно менее и реже переменяемы были с тех кораблей, с коими уже ознакомились; а во-вторых, чтобы при расписании соблюдаемо было в искусстве и способностях их возможное уравнение и к важнейшим экспедициям назначаемы были искусные люди".

Доклад и предложения, в нем изложенные, были утверждены царем 10 февраля 1804 г.

Яркой страницей в развитии штурманского дела стали кругосветные плавания в 1803-1806 гг. Первыми в поход ушли шлюпы "Надежда" (командир И.Ф. Крузенштерн, штурман Ф. Каменьщиков, подштурман В. Сполохов) и "Нева" (командир Ю.Ф. Лисянский, штурман Д. Калинин). Активное участие в предпоходовой подготовке штурманов и корабельных офицеров приняли академики П.Б. Иноходцев, В.М. Севергин, А.Ф. Севастьянов, которые провели занятия по астрономии и выполнению геологических и зоологических исследований. В плавании штурманами отрабатывалась регулярная коррекция пути обсервациями, делалось все возможное для повышения точности определения широты и долготы, проводились исследовательские работы по описи берегов и изучению морей.

После победы в отечественной войне 1812 г. российское общество стремится сделать Россию передовой страной мира в общественно-политическом, экономическом, научном и военном отношениях. К этому времени в России сложилась плеяда военных моряков-исследователей, с мнением которых считались в общественных и научных кругах, возрос уровень морской культуры российских штурманов. В 1821 г. штурман Ф.А. Халезов впервые в России произвел опыты по определению девиации магнитных компасов на судах.

13 апреля 1827 г. были утверждены положение и штат Корпуса флотских штурманов, о необходимости создания которого говорили с 1733 г., уже почти 100 лет. В соответствии с положением штурманы вновь вместо гражданских получили военные чины, соответствовавшие чинам топографов сухопутного ведомства. Переименовывались в военные чины только те из штурманов и их помощников, которые заслужили это по поведению и знаниям. Остальные оставались в прежних гражданских чинах и окладах. Получившие военные звания могли расти в чинах вплоть до генеральского ранга, включительно.

В октябре 1827 г. в составе Главного морского штаба, созданного вместо Адмиралтейств-коллегии и Адмиралтейского департамента, были учреждены Управление генерал-гидрографа и в его составе Корпус флотских штурманов (КФШ). Структура Корпуса флотских штурманов организационно была следующая: корпус возглавлял генерал–гидрограф, на которого через канцелярию генерал–гидрографа замыкались частные инспекторы Балтийского и Черноморского флотов, а также на Каспийском и Охотском морях, которые в свою очередь руководили деятельностью корабельных штурманов. Первым начальником Управления и КФШ стал вице-адмирал Г.А. Сарычев. Частным инспектором Балтийского моря был командир Первого штурманского полуэкипажа. На Управление возлагалось руководство навигационным и гидрографическим обеспечением Российского флота.

Сложившаяся на русском флоте своеобразная система комплектования штурманских кадров открывала некоторый доступ свежих сил в довольно замкнутую в то время среду родовой дворянской аристократии, из которой комплектовался офицерский состав флота. В Корпус флотских штурманов (КФШ) в значительном числе проникали представители недворянских сословий: духовенства, ремесленников, мещан, разночинцев. Находясь в подчинении с самым научным в то время учреждением России - Гидрографическим депо, штурмана флота, с одной стороны, впитывали в себя лучшие традиции, а с другой, оказывали омолаживающее влияние и на ту среду, в которую попадали. Эти факторы и предопределили пути развития отечественного кораблевождения и с первых же шагов поставили его на научную основу, обеспечив русским штурманам славу лучших в мире, славу творцов штурманского искусства, а не узких ремесленников, каковыми были большинство судоводителей в иностранных, даже передовых в то время флотах. Одним из первых распоряжений Г.А. Сарычева явилось введение на кораблях флота механических часов вместо песочных. В штурманскую практику вводится одновременное определение в море широты и долготы по высотам светил и пройденному расстоянию между пунктами измерения высот. Для обобщения опыта материалы по гидрографии и штурманскому делу начинают публиковать в "Записках ученого комитета морского штаба".

24 августа 1827 г. Морское министерство было также реорганизовано. В него вошли:

•  канцелярия Морского министра;

•  Адмиралтейств - Совет;

•  управления:

а) дежурного генерала,

б) генерал - гидрографа,

в) генерал – интенданта,

г) генерал – штаб – доктора;

•  Ученый комитет.

Первым генерал – гидрографом был назначен вице-адмирал Г.А. Сарычев .

31 марта 1828 г. вышел особый именной Указ, которым главное морское управление было преобразовано в виде: - на месте Адмиралтейств-коллегии и Адмиралтейского департамента появились две части – морской штаб Его Императорского Величества (с 1831 г. – Главный Морской штаб) и морское министерство. Управление генерал–гидрографа организационно стало замыкаться на Главный морской штаб, и само, в свою очередь состояло из канцелярии генерал-гидрографа, гидрографического депо и морской типографии.

В 1837 г. вместо Управления генерал-гидрографа создается Гидрографический департамент Морского министерства с теми же, что и раньше, функциями под руководством директора, подчиненного начальнику главного морского штаба. Первое отделение департамента ведало Корпусом флотских штурманов. На должность директора был назначен генерал-майор КФШ А.Г. Вилламов , который возглавлял Гидрографический департамент до 1854 г.

С 1844 г. штурманы кораблей начали получать изготовленные в Мастерской мореходных инструментов кипрегели с дальномером, механические лаги и лоты, инклинаторы и инклинометры. По указу Николая I вводится изменение в форме одежды КФШ: цвет фуражки темно-зеленый, околыш черного бархата с двумя красными по обоим краям "выпушками" (окантовками). "Выпушка" по верхнему кругу фуражки - белая.

Вышеуказанная организация штурманской службы просуществовала до 1853 г., когда вышел в свет новый Морской устав.

Частным инспектором Корпуса флотских штурманов Сибирской флотилии был подполковник В.М. Бабкин (1856-1857 гг.).

В 1857 г. с образованием Морской астрономической обсерватории в Кронштадте начали проводиться исследования, проверка и выдача на суда мореходных астрономических и метеорологических инструментов, определение времени и ежедневного показа момента полдня, анализ и оценка астрономических наблюдений, выполненных моряками за время плаваний. Упраздняется звание частного инспектора Корпуса флотских штурманов. В военных портах вместо инспекторов были назначены заведующие маячной и лоцманской частью.

В 1867 г. с продажей США Аляски и Алеутских островов заканчивается эра кругосветных плаваний. В период с 1803 по 1866 гг. совершено 28 плаваний (12 по западному и 16 по восточному маршрутам). Участвовало 31 парусное судно. Кругосветные плавания сформировали у российских моряков океанское мышление, оказавшее существенное влияние на решение вопросов строительства и использования военного флота. Произошло приобщение российских моряков к мировой штурманской и гидрографической науке и практике, а также совершенствование отечественных технических средств навигации. Как правило, все офицеры имели многолетний стаж службы на судах иностранных флотов. За период плаваний и открытий история сохранила имена штурманов В. Сполохова, Д.В. Калинина, О. Хлебникова, А. Елкина, И.П. Белавенца.

История Штурманской службы флота России, М., БРЭ, 2003

- Зарождение штурманской службы на российском флоте при Петре I

- Мореходные инструменты, морские карты и пособия, способы кораблевождения, применявшиеся в первой половине ХVIII века

- Порядок прохождения службы штурманскими чинами в период с 1725 по 1797 гг.

- Деятельность штурманов - участников Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-1743 гг.

- Освоение Тихого океана русскими мореплавателями в ХVII - ХIX  вв.

- Изучение Севера и поиск "северо-восточного прохода" во второй половине ХVIII века

- Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I

- Кризис штурманского дела. Реформы 1802-1804 гг. Изменения в прохождении службы штурманскими чинами в первой половине ХIХ века

- Участие русских штурманов в описи морей Северного Ледовитого океана в ХI X в. Карты и руководства для кораблевождения.

- Развитие штурманской службы во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

В начало раздела "История Штурманской службы"

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom